Истории из жизни

«Спасатели приехали только на пятый день» Петрозаводчанин, у которого утонули отец и дядя, рассказал, как искал тела родных людей

Александр Жуковский и Петр Уллиев отправились на рыбалку на Селецкое озеро 28 октября. Больше родные их не видели. Семьи рыбаков забеспокоились не сразу — думали, что Александр и Петр решили сменить место или заехали к кому-нибудь в гости — в сезон рыбаков на озере много. Но на следующий день стало ясно: надо начинать поиски.

Как пишет сайт карельских новостей Runaruna.ru, позже жители деревни вспомнят, что были слышны крики тонувших мужчин. Но тогда никто не придал им значения. Как рассказывает сын одного из погибших Виталий Логунович, сначала искали лодку на берегу. Но результата не было, и тогда поиск продолжили в озере — начали бороздить дно «кошками» в том месте, где рыбаки предположительно могли ставить сетки, но опять же безрезультатно.

Жители Сельги и рыбаки из других сел на своих лодках тоже искали отца и дядю.  — продолжает Виталий. — Лодок набиралось 4 или 5, если погода позволяла, выходили с самого утра и до позднего вечера. В то время у нас еще не пропала надежда, мы верили, что они живы. На третий день позвонили в полицию и МЧС. Сотрудники полиции взяли с нас показания, все как положено. В это самое время поисковая команда приехала где-то на пятые сутки. Когда они разобрали свою лодку и оборудование, нам стало страшно и за спасателей. Лодка была резиновая двух- или трехместная, то есть очень маленькая для этого озера (у нас мужики только на ламбушках да на реках на таких ездят), никаких приборов у них не было. Искали они таким же образом, как и мы. Мы ни в коем случае не виним  спасателей — им что дали, тем они и работают. Ребята оказались отчаянные -  я бы на такой лодке в такое озеро не вышел бы. Все, что можно было, они сделали, но этого оказалось недостаточно.

За это время мы смогли найти лодку. А вот тут началось самое интересное. Куда бы мы ни звонили, к кому бы мы ни обращались, нам говорили, что никто погружаться и искать тела не будет, так как глубина больше положенного, а для того, чтобы нырять на такие глубины, необходим батискаф, которого в Карелии нет.

Тогда нам дали контакты финского поисковика Рейно Савукоски. Сказали, что в 90% он находит людей, и мы ухватились за эту ниточку. Списались, созвонились, договорились, что он приедет. Деньги за свои услуги он совершенно отказывается брать. Мы обращались к частным российским поисковикам, и у них расценки стоили минимум  30 000 рублей в сутки, и это не факт, что их найдут!

Также нам удалось позвать водолазов из Петрозаводска. Парни оказались хорошие, знающие свое дело, но, как и всегда, не хватало снаряжения. Огромное им спасибо за их труд!

Рейно же просит только, чтобы о его поисках писали в местных СМИ. А еще он подчеркивает тот факт, что в России у спасателей нет необходимого снаряжения и оборудования, ведь если бы оно было, его помощь не была бы нужна. Виталий рассказал новому карельскому сайту "Руна", что во время поисков Рейно ночевал в их доме в селе Сельги:

Он затемно спускал лодку на воду и уходил на весь день искать наших родных. При этом он не приезжал даже на обед. Рейно действительно легенда и профессионал. Он задал нам наводящие вопросы про погоду, про реки, про особенности озера и уже на второй день поисков нашел наших родных. При этом, как оказалось, он уже в первый день знал, где искать, но не стал нас заранее обнадеживать. Но на второй день уже смело заявил, что дает 110 процентов, что его приборы показали на дне наших близких.

Работа Рейно принесла результаты чуть ли не в первый день. Правда, потом погода испортилась и несколько дней были сильная волна и ветер, которые не позволяли достать отца и дядю. Когда на восьмой день с момента приезда Рейно мы вновь прибыли на то место, оказалось, что тело дяди с места унесло куда-то течением. Достали только отца. Но дядю Рейно потом снова нашел довольно быстро.

Если честно, то, по моему мнению, Рейно — великий человек, потому что он приносит успокоение родным и близким. Спасатели говорили:  «Ждем, когда всплывут!» Но это может длиться месяц-два, а если лед встанет, то и годы, а то и вообще не найдут, как оно обычно и бывает... Изменить ситуацию можно, если оснастить наших спасателей соответствующим оборудованием. Доставать тела нам помогли петрозаводские спасатели, которых с большим усилием нам помог «выписать» наш родственник. Благодаря их самоотверженной работе, не побоюсь этого слова, наши родные обретут покой. 23 и 25 ноября, почти через месяц, мы предали земле их тела. Все мы были благодарны тем, кто помогал в поисках наших родных. Это был тяжелый месяц для нас. Если бы не Рейно и не трое спасателей-водолазов, то мы так и не смогли бы найти отца и дядю".

Нам удалось встретиться с Рейно Савукоски перед его отъездом  в Финляндию. Сам поисковик о статистике своей работы говорит более сдержанно: за последние несколько лет 30 пропавших действительно удалось найти, а  20 — нет. Поэтому результат он не гарантирует никогда. Но всегда готов выехать в Россию и  помочь, причем бесплатно. Денег за поиск в России Рейно действительно не берет, просит только оплатить дорогу. И это его принципиальная позиция:

— В Финляндии я делаю то же самое за деньги. Но работать везде одинаково трудно, если люди не знают точного места, где произошла трагедия, а не знают они его в 90% случаев. В этот раз, когда мы приехали по просьбе Виталия, на озере все время были большой ветер и волна,  температура опустилась ниже нуля, и постоянно замерзал лодочный мотор. Мы даже не могли закрепить его, приходилось держать в руках. Сначала мы нашли оба тела и подняли первого погибшего. А спустя сутки выяснилось, что второго утонувшего отнесло больше чем на 300 метров. Водолазы не могут нырять в такую погоду — это опасно!

Мы выезжаем на место поиска с гидролокаторами и камерой, которая работает под водой.  Сначала обследуем водоем при помощи гидролокатора, если удается что-то найти, то отмечаем координаты и опускаем туда камеру, которая может работать на большой глубине. Она передает изображение, даже находясь в метре от дна. Но, повторюсь, мы никогда не обещаем, что найдем тех, кого ищем.

— Дело не только в аппаратуре, — говорит сотрудник МЧС Карелии, майор внутренней службы Евгений Ширлин. При помощи его коллег семьи рыбаков смогли выйти на связь с Рейно Савукоски. Буквально две недели назад спасатели работали вместе с финским поисковиком на Сямозере.

— Аппаратура Рейно, конечно,  уникальна, — говорит Евгений Александрович. — Чего стоит только такой факт: одна «проходка» Рейно — это охват примерно 50 метров, а человек, опустившись под воду, может разглядеть что-то на расстоянии метра. Если искать «кошками», то это и вовсе на удачу, как на рыбалке: клюнет — не клюнет. У нас же в распоряжении только водолазы, потому что задача нашей службы — не поиск, а ликвидация последствий ЧС. В этой ситуации мы могли отправить водолазов в помощь Рейно, чтобы они достали тела, что и было сделано. Но даже сам Рейно говорит, что вероятность найти тела — 50 на 50, поиск в таких условиях — это очень сложно.

Родные погибших прислали в редакцию письмо с просьбой поблагодарить жителей Сельги и рыбаков из других сел, Рейно Савукоски и водолазов МЧС из Петрозаводска за помощь в поисках их родных.

P. S.: только в этом году жители Карелии обращались за помощью к Рейно Савукоски пять раз.

 Фото: Виталий Логунович

Срочные новости в нашем Telegram