Интересное

Год без Худилайнена: какие проблемы оставил бывший губернатор и как с ними разбирается Парфенчиков

Прошел год с момента отставки Худилайнена. Александр Петрович ушел по собственному желанию, но  многие восприняли это как отставку. Место главы Карелии тогда же занял Артур Парфенчиков, а экс-губернатор подыскал себе кресло председателя совета директоров нефтеналивного порта «Усть-Луга». Издание «Руна» вспомнило 10 резонансных проблем, которые оставил после себя губернатор. 

Когда только Худилайнен появился в республике, многие воспринимали его серьезного руководителя, вдумчивого и хозяйственного. За пять лет правления Александра Худилайнена в Карелии много чего произошло и случилось. Какие-то проблемы «достались в наследство», какие-то возникли при нем.

1. Поставил своих людей на все должности 

Своими людьми Худилайнен наводнил все правительство и отдал им основные хлебные должности. Но эта дурная традиция появилась еще до него — при Нелидове. Он лишь сменил одну команду на другую — на более скандальную и эпатажную. Один министр экономического развития Валентин Чмиль (назвал Карелию промежутком и заявил, что готов заниматься проституцией) чего стоит. Или первый зам Худилайнена Олег Громов, который был связан с криминальным миллиардером из Ленобласти Александром Сабадашем и перекраивал как хотел карельскую экономику. В этом смысле за год после ухода Худилайнена таких скандалов, как с Чмилем, не было, но вся старая команда быстро лишилась своих кресел, которые заняли близкие новому губернатору люди — бывшие силовики из приставов, МВД, прокуратуры, работавшие когда-то с Артуром Парфенчиковым в Карелии или в столице. В общем, в этом плане все осталось по-старому.

2. Преследование оппонентов

Во времена Худилайнена в Карелии активно зачищали его политических противников. Здесь можно вспомнить и очень сомнительное дело против бывшего сенатора Девлетхана Алиханова, которого отправили за решетку за абсолютно законную сделку, и столь же дикие дела против карельских «яблочников», которых преследовали по нелепым обвинениям. Но репрессии сыграли свою роль — Худилайнен выстроил и вышколил местные элиты и заставил их делать то, что ему надо. После ухода Худилайнена столь рьяное закручивание гаек, к счастью, закончилось, и дышать стало чуть свободнее.

3. Троллейбусы

Это настоящая головная боль Петрозаводска. Проблемы в работе троллейбусного управления возникли задолго до Худилайнена, однако он едва не поставил в них жирную черную точку, заявив в 2012 году, что лучше заменить троллейбусы на автобусы. Резонанс эти слова получили немаленький — общественность в один голос не согласилась с губернатором, и ему пришлось отказаться от мысли, которая явно портила его рейтинги. Спустя пять лет ситуация с троллейбусами не сильно улучшилась. Они по-прежнему требуют больших дотаций. Нынешний губернатор Артур Парфенчиков считает, что троллейбусы скоро отживут свой век и надо думать о том, чтобы заменить их на автобусы или электробусы.

4. Привлечение инвесторов

Во времена Худилайнена об их приходе вещали на каждом углу, обещая построить в Карелии нефтеперерабатывающие заводы, глубоководные порты, начать добычу золота, разработать Пудожский мегапроект по добыче полезных ископаемых и т. д. и т. п. Однако на деле как таковых инвесторов почти не было.Сейчас ситуация не сильно изменилась в лучшую сторону. Нам опять обещают глубоководные порты и нефтеперерабатывающие заводы, но дальше слов дела в основном не заходят.

5. Развитие туризма

Любимая игрушка карельских губернаторов, с которой Александр Худилайнен наигрался вдоволь, обещая, что миллионные потоки туристов хлынут в республику и осчастливят своими деньгами увядающую региональную экономику. Этот надувной шарик сплошных иллюзий Худилайнен надувал во все легкие, особенно в эфире федеральных каналов или на московских пресс-конференциях.На деле же все ограничилось несколькими новыми туристическими объектами. Однако эта забава настолько нравится каждому новому губернатору, что и правительство Артура Парфенчикова с ней активно развлекается.

6. ФЦП к 100-летию Карелии

Поначалу преподносилась с большой помпой. Худилайнен не раз хвастался, сколько усилий потратил на то, чтобы выбить федеральную целевую программу в Москве и деньги на строительство заложенных в ней объектов по всей республике. Однако затем ФЦП резко сдулась: вместо 3 млрд рублей, которые должны были ежегодно поступать в Карелию с 2016 по 2020 год (всего 15 млрд), в бюджете на 2016 год было заложено только 200 миллионов, а на 2017 год — и вовсе 169 млн рублей.После отставки Худилайнена пошли слухи, что ФЦП будет окончательно свернута, но любимое дитя экс-губернатора каким-то чудом выжило, и теперь Артур Парфенчиков надеется увеличить общее финансирование программы до 3 миллиардов. Впрочем, пока это лишь благие пожелания.

7. Расселение аварийного жилья

На него правительство Худилайнена несколько лет откровенно забивало, а в феврале 2016 года губернатору прилетел за это президентский выговор. Целый год Худилайнен с подчиненными пытался наверстать упущенное, заставить строителей работать быстрее, а людей — переезжать в новостройки, не глядя на брак и халтуру, но ничего не вышло .Карелия так и осталась аутсайдером в расселении аварийного фонда и до сих пор пытается избавиться от столь неприглядного статуса при всех стараниях нового правительства.

8. Сунский бор

Противостояние вокруг него превратилось в страшный сон Александра Петровича, который донимал его и его правительство. Ведь всего несколько стариков в Кондопожском районе смогли успешно противостоять целой армии чиновников и настырному инвестору, который собирался вырубить их вековой лес и начать разработку песчаного карьера. Вскоре после отставки Худилайнена и прихода Парфенчикова инвестор и чиновники отступились от этой затеи и оставили Сунский бор в покое.

9. «Невский пассаж»

Не менее больная тема для Карелии, которая тоже попортила много нервов Худилайнену. Незаконная пристройка к жилому дому в Петрозаводске появилась еще до его губернаторства, но именно при Худилайнене суд, наконец, удовлетворил требования нескольких пенсионеров и постановил демонтировать наземные конструкции магазина. Однако вся система власти в республике показала полную неспособность исполнить судебное решение. Не помогли этому ни голодовки, ни акции протеста нескольких ветеранов, ни даже то, что они вернули свои медали в правительство. Спустя год после ухода Худилайнена проблема остается все столь же запущенной, несмотря на то, что Карелией теперь руководит бывший главный пристав Артур Парфенчиков, ведомство которого и должно было исполнить судебное решение.

10. Гоголевский мост

Его закрыли в 2013 году как раз при Худилайнене — как бы в подарок тогдашнему мэру Петрозаводска Николаю Левину, который собирался на выборы, но так и не смог переизбраться. Мост, связывающий центр с самым большим районом — Древлянкой, обещали открыть через год. Но обещанного, как водится, пришлось ждать три года, пока в конце 2016-го строители не приступили к работам. После отставки Худилайнена стройка, к счастью, не встала — мост строили весь 2017 год и в декабре, наконец, с помпой открыли. Артур Парфенчиков не мог не воспользоваться моментом и лично перерезал красную ленточку.

Журналист «Руны» считает, что изменения однозначно есть, но далеко не всегда позитивные.  С одной стороны, вроде открыли Гоголевский мост и решили проблему с Сунским бором, но с другой — остался «Невский пассаж» и масса нерасселенного аварийного фонда. Кажется, перестали так открыто и внаглую использовать силовые органы для сведения счетов, но вместо беспристрастного подбора профессионалов на значимые должности все так же привлекаем коллег и друзей со всей России. Вроде бы добились существенного снижения тарифов для бизнеса и предприятий, но по-прежнему грезим туристическими химерами и не можем вытащить троллейбусы из долговой ямы. Эта половинчатость и противоречивость очень хорошо характеризует правительство Артура Парфенчикова, и если оно не справится с ними, то негатив, вероятно, может спустя какое-то время перечеркнуть все положительное.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram