Интересное

«Мне 14 лет, и свои кроссовки я брал за 30 тысяч рублей». Как вашего ребенка травят в школе из-за немодной одежды и что с этим делать

Если вашему ребенку больше 10 лет, вы наверняка уже сталкивались с проблемой, которую мы собираемся сегодня обсудить. Ваше золотце уже просило купить ему или ей айфон? Или кроссовки тысяч за 10? Или совершенно обычную футболку, которая очень-преочень модная, но равняется вашему недельному бюджету? А может, при этом дитятко еще и жалуется, что его гнобят в школе за немодную одежду? Понятно. Тогда этот текст для вас.

В последнее время в «ВКонтакте» развелось огромное количество групп, чьи подписчики обсуждают, что на ком одето и оригинальные это вещи или нет. Оригинальные — это настоящий Nike, Gucci, Supreme и прочие бренды. «Паль» — это значит подделка под них. При этом если еще лет пять назад подделка под Adidas, например, выглядела как кроссовки с надписями Abibas, Abibos, Adibos и так далее, то сегодня ненастоящий бренд не так-то легко отличить от оригинала. Но это мало кого волнует: все интересуются друг у друга, что на них одето и сколько это стоит.

На русском Ютубе, например, с десяток каналов, посвященных «уличной моде». Герои этих видео рассказывают на камеру, что на них надето и сколько это стоит. В этих видео 14-летние школьники на голубом глазу рассказывают, сколько стоили их «тишки» (футболки), «анораки» (куртки), «тапки» (кроссовки или кеды), «цацки» (украшения) и прочее.

Мне 14 лет, и эти кроссы я брал за 30 тысяч рублей, — говорит в одном из таких видео подросток, которому в комментариях потом напишут, что «брать» в магазинах он пока может разве что лишь тетрадки в клетку, а кроссовки ему наверняка «мамка купила», да и то наверняка тысяч за 5 максимум.

В том же «ВКонтакте» есть сообщество «Поясни за шмот», где подростков фотографируют зачастую исподтишка, а обсуждают жестко, с матами и оскорблениями. Некоторые школьники, правда, и сами высылают свои фото на обсуждение: спрашивают, как смотрится на них тот или иной предмет одежды. Мазохизм нынешних дней, не иначе.

Администратор сообщества «Поясни за шмот» Михаил Табаков просит нас не судить его строго — как говорится, «джаст э бизнес». Когда-то его и самого травили за «немодную» одежду, а сейчас он научился делать на этом деньги:

90% подростков ходит в пали и думают, что это оригинал, — говорит он и добавляет, что сообществ у него несколько. — Паблик «Поясни за шмот» — это мой бизнес. Я сам учился в обычной школе, и если ты одевался зашкварно, к тебе было отношение хуже. Я тоже был объектом насмешек — теперь травма на всю жизнь, ха-ха. Это было лет 12 назад уже. Сейчас маркетинг повлиял на эту всю движуху ещё сильнее. Зайдите в любой паблик — там одна реклама «модных шмоток», за ними сразу погоня начинается. Маркетинг. Серьезные компании, серьезные бюджеты навязывают нам это. Ну а я себе тоже нашел выгоду — паблик вот делаю. Суть в чем: среди молодежи есть несколько «движух»: есть «околофутбольщики», скейтеры, модники или пОзеры. Околофутбольщики, например, носят патчи-"стоники" от Stone Island, это их отличие. А позеры носят все, что им захочется — чтобы девочкам, например, нравиться. Таких тоже гнобят. Вот он идет в «стонике» и знать не знает, что это значит. Его останавливают и просят «пояснить за шмот». Если замешкается — получит. Так же просят «пояснить» за любой бренд, часто в подвыпившем состоянии. Грубо говоря, требуют доказать, почему тот или иной человек так или иначе одет. Веселится молодежь таким образом, короче.

Да-да, мы сами в шоке! Для верности решили пообщаться с подростками, чтобы от первого лица узнать: третируют ли их сверстники за внешний вид или нет.

Да, мы с друзьями покупаем в основном какие-то определенные модные бренды, — говорит 16-летний Артём. — Когда показываем друг другу новую вещь, между делом упоминаем и ее стоимость. Что считается модным? Найти брендовую вещь в секонде или по скидке. Чем выгоднее ты сумел найти понтовую вещь, тем круче. Но конкретно в нашей компании не принято обсуждать и осуждать людей за дешевый шмот. Если мимо пройдет человек, не одетый в брендовую одежду, мы не начнем тыкать в него пальцем и смеяться. А вообще про травлю я слышал, но сам не был свидетелем подобного. Но я знаю точно, что, например, если у тебя нет айфона, то над тобой могут подшучивать или даже гнобить в классе. От себя могу сказать, что хорошо выглядеть можно даже в одежде из H&M, а бренды можно носить так, что это будет очень стремно.

Сейчас в моде такие бренды как Баленсиага, Палас, Суприм, — говорит 15-летний Арсений. — В тусовке скейтеров и роллеров популярны Трешер и Вансы. У нас в городе такое было: ребята постарше отводили кого-нибудь подальше, за гаражи там, и начинали бить. Часто так футбольные болельщики делают, если видят, что кто-нибудь носит их «священный» фанатский шмот, но не из их тусовки явно. Чаще бьют за «паль», но я слышал истории и про то, как били за оригинал. Мой друг даже перевелся из школы из-за того, что его гнобили.

Конечно, мы делаем друг другу комплименты насчёт одежды, по типу: «Тебе очень идёт!», или же обращаем внимание на «неуместную» одежду, свою и чужую (например, мы неодобрительно отзывались между собой о длине платья нашей одноклассницы, которое едва прикрывало то, что, собственно, должно быть прикрыто), но не более, — рассказывает 14-летняя Наташа. — Это не имеет вселенского значения. Лично мы с друзьями считаем, что нормальна вся одежда, если она смотрится (например, если кто-то наденет леопардовые лосины и халат в цветочек, вряд ли это будет смотреться хорошо), а также если она уместна (опять же, носить в школу одежду, которую даже в стрип-клуб надеть сложно — такое себе решение).Если говорить о гаджетах, то, естественно, какое-то время в моде были айфоны, один из моих одноклассников постоянно светил своим, и вскоре это многих начало раздражать. Раньше, классе в 6-7, кто-то (в основном — парни) мог сказать, что чей-то телефон — фигня полная. Но сейчас такого нет, да и не особо это важно. Но историй травли множество. Со мной в больнице лежала одна девочка, и она в своём классе была изгоем. Причин этому было много, и одна из них — одежда. Она не одевалась вызывающе, просто слегка необычно, а также у неё были покрашены волосы в яркие цвета. Кстати, по общению человек она — замечательный, но, возможно, ее считали странной, поэтому и избегали.

Говорю ли я людям, что они одеты не очень? Все зависит от того, знаю ли я человека., — говорит 16-летний Никита. — Знакомому могу сказать или посоветовать что-то. Лично я всегда смотрю на вид человека, оцениваю оригинальность вида человека и ценность вещей. Конечно, если это брендовая и оригинальная вещь, то это хорошо.  Но у каждого есть свой стиль, и не все его принимают. Я считаю стильными тех, кто, как минимум, умеет сочетать цвета. Плохо одетым я считаю человека, который в принципе одеваться не умеет и носит то, что грубо говоря, выбрала его мама.

Лично я не смотрю на цену той или иной вещи, — говорит 13-летняя Лола. -  Ведь можно одеваться дешево, но стильно. Также я обращаю внимание на опрятность вещей. Но большинство моих знакомых часто обсуждают стоимость одежды, постоянно слышу слова «паль» или «паленый шмот».  Не стоит забывать, что у всех вкусы разные, а подростки чаще всего — очень завистливые. Если им нравится вещь, они могут начать гнобить тебя, крича, что это дешевая подделка. Часто слышу что-либо про айфоны. Пример: два подростка. У одного телефон марки «Мейзу» или «Самсунг», у другого айфон. Чаще всего тот человек, у которого айфона нет, кричит другому что тот — мажор или у него просто богатые родители. Очень часто слышу насмешки над людьми в футболках с брендами (гуччи и все такое). В моем кругу общения нет таких странных людей. Как говорится, главное , чтобы костюмчик сидел. Понимают ли эти проблемы наши родители? Если мне нравятся кроссовки, но они стоят 40 тысяч, моя мама найдет реплику, которая будет дешевле и все равно купит их. А многие родители купили своему ребёнку кроссовки за 500 руб и сказали: «Носи». Это часто делает детей ущемленными в плане одежды. Ах да, внешность людей тоже по-прежнему обсуждают. Пухлых гнобят за лишний вес: кто то за спиной, кто то в лицо может это высказать. За внешность, могут назвать убогими из-за просто большого носа. В ком-то просыпается зависть, что какая-то девочка худее или красивее — и ее начинают обзывать. Так всегда было. Просто нужно не слушать этих глупостей.

Крутость одежды в маленьких регионах, как мой, не имеет значения, так как брендовых магазинов нету, и не откуда брать оригинальную вещь, — говорит 17-летний Ратмир. — Поэтому большинство одевается на рынке в похожие на брендовые вещи, но это смотрится смешно. Поэтому мы высмеиваем подражателей. У меня взрослая компания и, скорее всего, выскажемся мы,  если нам вдруг станут навязывать свою моду. А так нам все равно. По моим наблюдениям, гнобят чаще старшие младших. Ровесники, как правило, мыслят одинаково и среди них это реже встречается. Какой дать совет? Могу дать его тем, кого бомбит от той или иной одежды: вспомните, в чем вы сами ходили, когда были помладше. Ведь каждый человек — это личность. И он сам в праве решать, как и в чем ему ходить. Это то же самое что подойти к военному и сказать: «Что-то мне не нравятся твои берцы!»

В общем, понятно, что ничего не понятно. Кого-то гнобят за дешевую одежду, кого-то — за дорогую. Заняться нечем больше, что ли? ЕГЭ там, первая любовь...? Попросили совета у специалиста. Как помочь ребенку, который стал париться не об учебе, а о том, сколько стоят его кроссовки? И где искать причину проблемы?

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии ПетрГУ, детский семейный психолог, директор Центра психологической поддержки «Ваш психолог» Ольга Сидловская-Ширяева:

—  Если ребенок уже подвергся травле, нужно идти к психологу, чтобы он посмотрел на особенности его личности, потому что к каждому человеку нужен свой подход. Если травля была, то ребенку уже нанесли психотравму, увы. Значит, нужно решать эту ситуацию со специалистом. Можно обратиться к школьному психологу, если у вас и ребенка есть к нему доверие. Часто, правда, дети боятся обращаться к школьным специалистам, потому что думают, что об их проблемах и страхах узнают все в школе. Хотя, конечно, хороший психолог очень строго относится к кодексу конфиденциальности. И искать помощи в школе или в центрах доверия нужно обязательно. Специалист должен понять, в чем личная проблема ребенка. Потому что психотравма всегда наносит удар в какое-то конкретное место, что называется «где тонко, там и рвется». Травят школьника из-за одежды, а бьет травма – по самооценке, по личностому самоопределению и так далее. А единого шаблона работы с этим нет, ведь отразится травля на каждом по-разному.

Что должно насторожить родителей? Изменения в поведении. Был одним, а стал другим. И не нужно ждать, что все самой рассосется и исправится. Школьные трагедии последних лет в России четко доказывают: не рассосется.

Сама проблема травли из-за одежды исходит из комплекса различных причин. Во-первых, у всех объединений, посвященных этому, есть лидеры, все совсем не хаотично. Это все так же пирамида: одни подчиняются другим. Те же администраторы сообществ, посвященных «модной и немодной» одежде прекрасно разбираются в подростковой психологии, давя на самоопределение, превосходство, желание быть непохожим на других. Подростку говорят: ты должен заслужить, прежде чем носить эту одежду. И будь добр, докажи, что ты заслужил носить ту или иную деталь гардероба. И всегда находятся те дети, которые не хотят подчиняться этой ситуации, но когда на тебя идет толпа, каждый становится автоматически слабым. А сильным всегда быть лучше с точки зрения подростка – поэтому так много детей становятся подвержены этому влиянию и сдаются.

Что касается травли внутри класса. Ценности внутри коллектива формируют не только дети. На них влияют и родители, и школьное сообщество, которое не может противопоставить финансовым ценностями какие-то другие. Грубо говоря, показать детям, что одежда – это всего лишь одежда, и есть нечто большее, что их всех объединяет. Когда нет этого объединения по нравственным принципам, легче всего объединиться по принципам еды, одежды – словом, на первом уровне пирамиды человеческих потребностей. Здесь нужна совместная работа и школы, и родителей. Причем важнейший уровень – это именно родители. Если дети слышат дома фразы: «я не хожу по секонд-хэндам», «это слишком простой магазин для нас», «это немодно», «пользуюсь только айфоном» — это формирует определенную ситуацию и то самое пренебрежение. Это безобидные фразы, но они формируют негативно-нравственные ценности. Еще в детском саду ребенку рассказывают, за сколько тысяч рублей ему купили ту или иную игрушку, оригинал это или нет, кто где справляет день рождения и так далее. Ну не говорите вы этого ребенку: он начинает ценить не заботу о себе, а стоимость этой заботы. Потом это пойдет дальше: кто какой телефон принес в школу, кто на какой машине приехал, кто во что одет и так далее.

Хорошо бы, чтобы в школе была хорошая, но уравниловка. Школьная форма, спортивная форма, правила о запрете использования на уроках смартфонов и планшетов. Школа – для всех, и тут все одинаковы. Ненужная конкуренция в школе не нужна, дети не готовы к ней психологически. Конкуренция – это из жизни взрослых, а не детей.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram