Женщина больше 30 лет прожила в полном одиночестве в горах: все эти годы она хранила в тайне причину своего затворничества
Литовская ученая 32 года в одиночку проработала на исследовательской станции в Казахстане и вдохновила режиссера-соотечественника на создание фильма о ее жизни.
Аушра Ревутайте приехала из Литвы в Казахстан в 1982 году, чтобы работать на исследовательской станции. Так, более 30 лет женщина провела в полном одиночестве среди гор, наблюдая за изменением ледника. Со временем именем ученой даже назвали вершину горы.
Известный литовский режиссер Аудрюс Стонис, пораженный историей жизни Ревутайте, решил снять документальный фильм о ней и той самой горе. Картина получила название «Женщина и ледник» (Woman and the Glacier).
Фильм снимался три года, для него съемочная команда совершила четыре экспедиции. Как рассказал Аудрюс Стонис, что «даже не представлял, куда едет».
«Я думал, что еду в другое место земли, а оказался на другой планете. И там все по-другому», – говорит он.
Фильм представляет собой историю о цивилизации, которая вторгается в природу и не оставляет ей шансов. Режиссер хотел раскрыть перед зрителем свою героиню, но она так и осталась нераскрытой, как и сами горы. Стонис считает, что наивно полагать, что через тридцать лет молчания человек вдруг начнет рассказывать о своей жизни.
Фильм практически немой – построен на звуках природы и домбры, только несколько раз можно услышать голос женщины: рассказ о том, как она кормила туристическую группу дерунами, и ее разговор с собакой. Казалось, героиня фильма полностью отстранена от съемочной команды и зрителя, лишь в нескольких эпизодах она позволяет себе улыбнуться.
«Она четко обозначила расстояние, на которое мы могли подойти к ней. Она не позволяла нарушать эти границы. Скажем, мы хотели снять уникальные места ледника, увидеть, как он дышит. Но одно место, которое она нам показала в самом начале, – долину кристаллов – она не позволила снимать. Для нее это оказалось святое место», – пояснил Аудрюс Стонис.
Атмосфера гор – одна из важных составляющих фильма, добавил он:
«Мы с оператором говорим друг с другом шепотом. Почему-то не хотелось ни кричать, ни говорить громко. Словно это пространство тогда может разрушиться. Фильм был отражением и моего состояния, и моих мыслей того времени. Я чувствовал, что моя героиня душевно мне очень близкий человек, но это был самый сложный фильм в моей биографии в смысле отношений с персонажем».
В ходе съемок режиссеру удалось уловил связь женщины и ледника – за 30 лет они, по словам Стониса, словно породнились и слились:
«Сначала я подумал, что это совпадение, а потом понял, что нет: от состояния ледника зависело настроение женщины. Эту связь я уловил сразу. Но потом я заметил, что и наоборот, когда она сердилась, начиналась буря. Та буря, которую вы видите в кадре, возникла после того, как мы с ней поссорились. Тогда мне начало казаться, что и ледник отражает ее состояние».
За годы работы над фильмом режиссер узнал о героине совсем немного: у нее не было семьи и родных, и когда-то она пережила какую-то трагическую историю, после которой, возможно, приняла решение переехать в горы доживать свою жизнь. Однажды она показала Стонису камень, под которым хотела бы быть похороненной.
В последнюю экспедицию съемочная группа снимала только горы – Аушра злилась из-за того, что режиссер все больше нарушал ее личные границы, и постепенно отстранялась.
Кроме кадров ледника и взаимоотношений собаки и кошки героини, в фильм были включены архивные материалы из Института географии 1956−1958 годов – времени строительства станции, где осталась жить Ревутайте. Сейчас станция закрывается, на ее месте должны организовать армейский полигон.
Последний раз героиня фильма появляется в автобусе – она уезжает и, вытирая слезы, прячется от камеры. Дальнейшая судьба женщины неизвестна – возможно, она поселилась на другой станции в горах.