Интересное

Жуткий фотопроект: фотограф снимал портреты неопознанных жертв, чтобы почтить их память

Полиции не всегда удается идентифицировать личность погибшего человека. В США анализ ДНК и отпечатков пальцев дает результаты, только если данные жертвы есть в базе (зачастую их там нет). Если лицо жертвы обезображено, то ради опознания прибегают к услугам художников. Фотограф Арне Свенсон путешествовал по США и Мексике и снимал портреты жертв убийств, созданные криминалистами. 

Художники-криминалисты работают следующим образом: анализируют строение черепа, после чего воссоздают лицо из глины и стекловолокна. Такие изображения порой являются единственной возможностью установить личность погибшего человека. Конечно, обычно такие страшные скульптуры оставались сокрыты от публики, но в 1996 году фотограф Арне Свенсон задумал идею фотопроекта. В течение нескольких лет он снимал портреты неопознанных жертв убийств, чтобы показать, что за каждой глиняной скульптурой скрыта история человека.

— В 1996 году в Музее медицинской истории Мюттера в Филадельфии я увидел скульптуру — это была женская голова в парике и очках в стиле 80-х. Рот у нее был искривлен, глаза полузакрыты — женщина казалась очень растерянной. Позже директор музея объяснил, что это реконструкция лица женщины, которой нет в живых, — рассказывает фотограф.

Он сделал несколько фотографий, но тогда изображения получились неестественными. Через несколько лет, познакомившись с автором реконструкции, он решил сделать серию снимков.

Он выяснил, что большинство художников-криминалистов создают реконструкции на настоящем черепе. После завершения работы модель фотографируют и разбирают; череп с другими останками хоронят.

 - В поисках объектов для съемки я обращался в полицию и ФБР, но мне отказывали: говорили, что не хранят реконструкции. Иногда офицеры давали понять, что не станут допускать к материалам дела постороннего. Чтобы получить разрешение на съемку, пришлось написать заявление и показать уже отснятые фотографии. Я сказал, что мои работы увидят люди, а значит, будет больше шансов, что кого-то из жертв узнают. Полиция согласилась, — рассказывает Свенсон.

Фотограф вспоминает первую съемку для проекта, она прошла в Сьюдад-Хуаресе — одном из самых криминальных городов Мексики. В 2001 году в том городе нашли массовое захоронение, причем опознать большинство тел было невозможно.

— Опасаясь за свою безопасность, я остановился в американском городе Эль-Пасо недалеко от границы с Мексикой. Каждое утро я ездил в Сьюдад-Хуарес на съемку, а вечером возвращался в США. На пропускном пункте к моему автомобилю подходили попрошайки — их лица были очень похожи на лица жертв, найденных в общей могиле. Это было жутко, — вспоминает фотограф.

Фотограф рассказывает, что ему пришлось мастерить плечи из подручных предметов — деревянных брусьев, медицинского инвентаря. Он решил делать акцент на глазах, а остальные части модели оставить в расфокусе.

— Я подбирал для бюстов одежду, которая соответствовала описанию в полицейских протоколах. Чаще всего это были мои вещи, детские приходилось покупать, — вспоминает Свенсон.

Конечно, тяжелее всего приходилось при работе в больнице: к нему каждый день заходил кто-то из врачей, чтобы посмотреть, чем он занимается. Мужчина старался работать быстро: устанавливал свет, находил голову и быстро фотографировал.

Зачем нужен был этот фотопроект? Свенсон уверен, что тем самым он смог почтить память погибших.

— Невозможно было отделаться от ощущения, что перед тобой не просто скульптура, а голова человека, имени которого ты даже не знаешь. Глядя на снимки, я вижу людей, которые как будто спрашивают: «Кто я и кто меня убил?» Надеюсь, своим проектом я смог почтить их память.

Ниже представлены фотографии Свенсона, вошедшие в проект.

Фото: http://arnesvenson.com/

Срочные новости в нашем Telegram