Обзор

«До Берлина оставалось 400 километров, когда пришла Победа!»: cобрали военные истории ваших бабушек и дедушек

К празднику 9 Мая мы попросили наших читателей прислать нам истории военных лет их бабушек и дедушек. А теперь мы с большой радостью и гордостью их публикуем. Читать без слез эти рассказы невозможно. Спасибо деду за Победу!

Историю подготовила Ольга Кирьянова:

Мой любимый дед. Человек. Мужик. Кирьянов Михаил Васильевич. Ушел на фронт 26 июня 1941 года, через 4 дня после объявления войны, в возрасте 24 лет. Будучи женатым и имеющим кроху сына. Всю войну прошел в рядах 263-й стрелковой Сивашской дивизии наводчиком миномета.

Освобождал Ленинград, города и деревни Новгородской и Псковской областей, Прибалтику, Польшу.

Четыре раза был ранен. Пять часов провел в ледяной воде Ладожского озера после того, как была разбита баржа, на которой дивизия переправляла оружие и солдат. В состоянии крайнего истощения был отправлен на поправку домой, а через месяц снова отбыл на передовую. Однако оставил дома нового человека, моего отца… в качестве «пузожителя»)))). Вот это я и называю силой жизни и любовью. Все могло быть иначе, и я бы сейчас... да не было бы меня вовсе, так-то.

Награжден двумя орденами Славы II и III степени, медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны.

Закончил войну под Кенигсбергом в звании младшего сержанта. Выписка из наградного листа: «В бою на подступах к городу Кенигсбергу 6 апреля 1945 года огнем своего миномета проделал проход в минном поле, уничтожив при этом ручной пулемет с расчетом противника. В ночь с 8 на 9 апреля 1945 года при отражении пяти контратак противника, огнем своего миномета подавил три пулеметных точки, уничтожил ручной пулемет противника и 12 немецких солдат».

За этот подвиг был награжден орденом «Красная Звезда».

До Берлина оставалось 400 км, когда пришла Победа. Орали, плакали, обнимались... и злились. Каждый хотел сам дойти, сам увидеть, сам вырвать эту Победу. Потом еще всякого, конечно, было, война в одночасье не кончается. Домой вернулся только в декабре 1945 года, под Новый год. Дома его ждала жена — моя бабушка, и уже двое сыновей. Им здесь, в тылу, тоже досталось...

В мирной, в моей жизни это умный, терпеливый, самый заботливый и сильный друг. Я не могу передать это точно словами. Это кусок меня, моего разума, моего смысла, моего сердца и того, что я знаю, вижу и чувствую каждое мгновение своей жизни. Огромному количеству себя в себе я обязана деду.

Мы похоронили его в 1997 году. Он успел отдать себя и правнуку, моему сыну. Сколько успел.

9 мая мы будем говорить о нем, пить горькую, слушать военные песни. И запустим салют.

В честь дедовой ПОБЕДЫ. На фото: дед с бабушкой в 1939 году. С боевым другом, в Германии, в 1945 году. И такой, каким помню его я.

Историю подготовила внучка ветеранов Полина Свидская:

— Моя прабабушка Смолянская Людмила Ивановна родилась в городе Ленинграде 29 ноября 1922 года и прожила в любимом городе всю свою жизнь. Мы иногда приезжали к ней в Санкт-Петербург, и прабабушка показывала мне свои ордена и даже подарила один! Я его хранила очень бережно, хоть и была маленькой!

Доставала его из коробочки и долго любовалась им. А когда она приезжала к нам в гости в Косалму, мы любили всей семьей долго гулять, ходили с ней на рыбалку, сидели на берегу озера, и прабабушка всегда пела песню А.Малинина" А на том берегу незабудки цветут... ".

Про войну она не любила вспоминать. Иногда мы с сестрой спрашивали о войне, только она рассказывала очень мало, но мне врезались в память те ужасные истории, которыми она поделилась.

22 июня 1941 года, когда объявили войну, прабабушке было всего 19 лет, она окончила школу. С моим прадедушкой — Смолянским Григорием Борисовичем — ему тоже было 19 лет (он приехал из Донецка поступать в Военно-Морскую медицинскую академию имени С.М. Кирова) они были знакомы уже месяц, встречались, ходили в кино. В эту ночь они вместе гуляли с друзьями и одноклассниками по набережной Невы. Ночь была теплая, и никто даже подумать не мог, что скоро объявят тревогу. За все годы войны мои прабабушка и прадедушка больше не виделись и не знали о судьбе друг друга.

Из курсантов была создана бригада военно-морских вузов, прадедушка был корабельным пулеметчиком, а в декабре их отправили по Дороге жизни на Большую землю. Григорий Смолянский служил санинструктором на гвардейском крейсере «Красный Кавказ» Черноморского флота и смог доучиться. Это мне рассказала моя бабушка Смолянская Лидия Григорьевна (их дочка).

Прабабушка вместе со своими одноклассницами пошла работать в госпиталь. Там она помогала раненым, сдавала кровь и работала в перевязочной. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня. Это было страшное время! Сначала начался голод, а зимой приходилось преодолевать и холод.

Бомбардировки и артобстрелы, пожары, умирающие на глазах люди — про все это прабабушка говорила с дрожью в голосе и иногда на ее глазах были слезы. Она рассказывала, как страшно было, когда снаряд с визгом, словно режут свинью, приближался к земле и потом следовал оглушающий взрыв. Потом снова и снова…

Казалось, что бомба летит прямо на тебя, и ты все сильнее и сильнее прижимаешься к каменной стене. Каждый раз был чудом, что осталась жива, что не попал снаряд в твой дом. Вокруг столько разрушений, горят дома, в них обугленные трупы. Прабабушка даже умела обезвреживать фугасные снаряды. Однажды во время обстрела моя прабабушка спасла генерала, она оттащила его за дерево, изрешеченное осколками, перевязала ему ногу и помогла доставить его в госпиталь. И генерал сказал, что ей дадут медаль от Сталина!

Работа в госпитале помогла прабабушке и ее семье пережить блокаду Ленинграда, хотя паек был очень маленький (хлеб давали всего по 250 граммов) и его не хватало, чтобы утолить голод. Прабабушкина мама варила из плитки столярного клея (он был похож на плитку шоколада) желе, добавляя туда лавровый лист и всякие специи. Один раз прабабушка пришла домой и очень вкусно пахло — мама сварила суп, она и ее сестры очень радовались, что у них есть еда. Но прабабушке вкус супа не понравился и оказалось, что он сварен из соседкой кошки. Тогда она сказала, что вообще есть ничего не будет! От голода спасались как могли, даже из земли варили суп! Зимой приходилось ходить за водой на Неву, где прорубали проруби. Зимой люди умирали чаще, можно было видеть, как по улице человек медленно шел, падал и тут же умирал.

18 января 1943 года блокада была прорвана, а 27 января окончательно снята, и вечером был салют в честь освобождения города на Неве. План Гитлера стереть Ленинград с лица земли провалился! Люди, чье мужество и сила духа, терпение помогли выстоять это нелегкое время, кто пережил блокаду Ленинграда, как и моя прабабушка, получили звание блокадников.

После войны Смолянская Людмила Ивановна окончила Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Потом работала в школах города Ленинграда. В 1945 году судьба снова свела ее с моим прадедушкой и они поженились, а в 1946 году появилась на свет моя бабушка Смолянская Лидия Григорьевна. Она очень любила свой родной город, и даже когда она заболела и мы хотели ее забрать к себе в другой город, она не поехала. 2,5 года назад прабабушка умерла. И когда я, сестра, мама и папа слышим песню А. Малинина «Берега, берега», тоже ее подпеваем.

У прабабушки много наград:

  • орден Отечественной войны II степени
  • знак "Фронтовик 1941—1945
  • медаль Жукова
  • медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»

юбилейные медали –

  • «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • «50 лет Победы Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Присвоены звания участника и ветерана Великой Отечественной войны. Есть благодарственные письма от Путина В.В., Медведева Д.А., губернаторов Санкт-Петербурга.

Историю рассказал Виталий Белкин:

— Это мой дед, который не заслужил от государства памятник на свою могилу, Белкин Никифор Григорьевич, 1 июля 1900 года рождения. 15 июля 1940 года призван по мобилизации Сегозерским РВК, КАССР. 2 августа 1941 по август 1945 года – минометчик. Здесь же 2 легких ранения. Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23. 06. 1945 г.

С 14 октября 1941 года по 9 мая 1945 года — в составе 132-го стрелкового полка минометчик 82-мм минометов.

Имел ранения : 5.08.1944 г. в правую ногу. 17.03 1945 г. ранен в правое плечо.

Имеет правительственные награды:

Орден Славы 3-й степени № 493201 – 25.08.1946 г.

Орденская книжка № 792660 от 26.10.1946 г.

Медаль «За боевые заслуги»№ 2953699 – 3.03 1946 г.

Медаль «За боевые заслуги» № 2953699

Медаль«За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» от 7 мая 1965 г.

Юбилейная медаль: «50 лет Вооруженных сил СССР» от 26 декабря 1967 года

Объявлена благодарность

Верховного Главнокомандующего Маршала СССР товарища Сталина:

1. За отличие в боях при взятии города Штальт,

приказ № 297 от 9.03. 1945 года

2. За отличия в боях при взятии города Путциг

приказ № 299 от 12.03 1945 года

3. За отличие в боях при взятии города Гдыня

приказ №313 от 28.03.1945 года

4. За отличие в боях при взятии города Свинелпонде

приказ № 362 от 5.05 1945 года

Умер 19 ноября 1971 года. Спасибо деду за Победу!!!

А эти рассказы волонтеров опубликовала в комментариях на нашем сайте Юлия Свинцова:

...от Натальи Кириленко:

— Александр Леонович Торубаров, 1926 года, 89 лет, мой пассажир вчера и сегодня. С дочерью Еленой. Воевал на Курской дуге, получил контузию, были частично оторваны уши, которые потом ему пришили в полевом госпитале.

Из впечатлений 9 мая 2015 года Анастасии Десиновой:

— Сегодня, помимо просто как быть водителем «Народного такси», мне выпала честь сопровождать эту прекрасную женщину к Вечному огню.

Зовут ее Курбатова Надежда Федоровна, ей 91 год. Война застала ее, когда ей было всего 17 лет, и она, не раздумывая, пошла на фронт. Обороняла Медвежьегорск, затем через год попала в плен. Провела в плену 2 года, после освобождения снова вернулась на фронт. Война унесла много жизней ее близких людей, брат пропал без вести...

Когда мы поднялись к ней в квартиру и начали ее поздравлять, она не могла сдержать слез. Она осталась совсем одна, у нее нет никого... Она уже долгое время не была на свежем воздухе из-за проблем со здоровьем. Сегодня Надежда Федоровна стала чуточку счастливее — встретила праздник, получила подарки, наконец, побыла на свежем воздухе и смогла вознести цветы к Вечному огню.

Это настолько теплый, добрый и душевный человек, что диву даешься! А еще я восхищаюсь ее желанием ЖИТЬ! Нам всем есть у кого поучиться.

...от Татьяны Казаковой:

— На фото в зеленой куртке Эмилия Рягоева 1935 года рождения. Она дитя войны. Рассказывала нам, как их везли в теплушках месяц с Волоколамска до Чувашии, кормили на станциях хлебом и водой, а на одной станции дали вкуснейший кисель — она помнит его до сих пор. Рассказывала, как в Чувашии из теплушек выгружали штабелями трупы людей, которые не доехали живыми из блокадного Ленинграда, и про мародеров рассказывала. Еще рассказывала, как по радио услышала про подвиг Зои Космодемьянской, и втихаря от мамы решила проверить, смогла бы она. Пошла во двор и залезла голыми ногами в бочку со льдом и водой. Теперь, говорит, ходит в босоножках до мороза (сегодня тоже в босоножках с закрытым носом). Рассказывала про завтраки в школе после войны. Они приходили с солонкой в школу, им туда наливали ложку чайную подсолнечного масла, давали кусок хлебы и чай. Еще говорит, что ненавидит запах селедки, т. к. щи варили на головах селедки. Изумительная женщина! А у женщины с внуком имя не спросили, а они нас шоколадкой подкормили.

...Он дошёл до Берлина

Историю опубликовал Алексей Глушков в группе «Жди меня»:

— Старая истлевшая бумажка. Неровный почерк, скупые сведения. Записка из медальона смерти.

Промежуточный вариант между русской ладанкой времен первой мировой войны и современным армейским жетоном. Медальон представлял собой восьмигранный эбонитовый цилиндр или просто гильзу, в котором находился бумажный вкладыш в данными владельца. Иногда на бланке, зачастую на простой, первой попавшейся под руку бумажке. Последняя записка. Краткая автобиография. Родился, место, год, призыв, родные. Все, что может помочь идентифицировать солдата, если случится страшное. Миллионы таких медальонов были выпущены в годы войны, миллионы записок пропали бесследно. И поэтому каждая, неизвестно как сохранившаяся записка, пролежавшая почти 80 лет в земле, в истлевшей гимнастерке неизвестного солдата, считается чудом. Чудом воскрешения. Неизвестный солдат стал известным. Стало известно имя героя и на мемориальной плите появилось имя защитника Родины, защитника нашей свободы.

С трудом восстановленные слова записки.

Ларионов Ефим Максимович, часть, призыв, Кестеньгский Ламбашгуба, КФССР, Лоухский РВК, мать... Анна…

Это позже, из архивов, восстановят год рождения, воинское звание, причину выбытия. Причину ужасно стандартную для начала 1943 года. Времен страшных битв за Ленинград. Причина выбытия – убит. Дата выбытия 15.01.1943. Первичное место захоронения — Ленинградская обл., Мгинский р-н, д. Гонтовая Липка, братская могила. Неизвестный солдат. Теперь известный.

Все эти данные солдата обнаруженного в ходе эксгумационных работ поисковиками Международного военно-исторического лагеря «Волховский фронт» на объекте «Рвы» в районе Синявинских высот Кировского района Ленинградской области были переданы для в региональные поисковые отряды для розыска его родственников.

И началась архивная работа и переписка. Национальный архив Карелии предоставил информацию из сохранившейся похозяйственной книги уже давно исчезнувшего поселения — д. Ламбашгуба. В ней фамилия семьи Ларионовых значилась, но дальше ниточки никуда не вели. Но из неё стало ясно, что единственной уцелевшей ниточкой может быть сестра Ефима Максимовича — Крестина, имя и отчество которой вместе в годом рождения было найдено в другой похозяйственной книге села Кестеньга с другой фамилией — Мастинен. Скорее всего, в замужестве. Далее в течение полугода были разосланы сотни запросов по всем Ларионовым и Мастинен не только Карелии, но и близлежащих районов и областей. Велась обширная переписка, которая только сегодня привела к замечательному финалу. Были найдены родственники героя. Самый близкий на настоящий момент – племянник.

Я жутко волновался, передавая родным эту информацию. Представлял, как увидят они записку своего пропавшего в Великую войну родственника. Увидят его руки, держащие ручку. Увидят слова, неровным росчерком ложащиеся на кусочек простой бумаги. Увидят в этих руках винтовку, услышат шум боя и увидят то, что видел он в последний момент жизни. Для меня каждое прикосновение к артефактам нашей истории открывает окно в то время. И я глазами того человека вижу мир, каким он был тогда. Для меня каждый найденный человек как звено, восстанавливающее какие-то высшие, ниспосланные нам сверху связи. А тем более прошедшие с полей брани прошлого века. Память человека, сложившего свою жизнь за нашу с вами свободу. И я очень рад, что вместе с питерскими поисковиками смог вернуть память о герое его семье. И могу с чистой совестью написать: «Отбой, все найдены. Всем спасибо за участие!»

Прах Ларионова Ефима Максимовича покоится в Мемориальном комплексе «Синявинские высоты», имя его увековечено над надгробной плите. Вечная память герою, павшему, защищая независимость нашей Родины и свободу ее народа!

А это семья Николая Андреевича и Лидии Алексеевны Сенюковых, которые поженились в 1948 году. Николай Андреевич – участник Великой Отечественной войны, длительное время работал на Онежском тракторном заводе инженером-конструктором. Лидия Алексеевна вместе с ним трудилась на ОТЗ экономистом. Оба они – ветераны труда, имеют награды за добросовестный труд, много лет занимаются патриотическим воспитанием в школах Кукковки.

Срочные новости в нашем Telegram