Обзор

Как нас обманывают коммунальщики и чего не должно быть в ваших квитанциях: подробная инструкция для тех, кто не хочет платить просто так

Коммунальные службы должны максимально облегчать жизни своих клиентов, а уж точно не усложнять их. Именно поэтому мы и сделали этот текст: берите его на заметку и, в случае, если ваши «коммунальщики» не справляются со своими обязанностями, требуйте расправы. 

У компаний в системе ЖКХ есть основные схемы махинаций. О многих уже давно известно, но лишний раз напомнить не помешает:

  • Общее имущество дома сдают в аренду, не согласуя с жильцами. Обычно речь идет о подвалах, чердаках, стенах для размещения рекламы (по закону, все доходы от размещения листовок и прочей рекламы должны идти на нужды дома)
  • Иногда компании платят организациям за тепло и воду по показателям общедомовых приборов учета, а с жильцов собирают деньги по тарифам за 1 кв.м. Разница уходит в карман руководству УК (в таких случаях лучше сразу при въезде в дом узнать, где расположены общедомовые приборы учета и сверяться по их показателям).
  • Вывоз мусора — тоже благодатный пункт для заработка. Рабочие могут трамбовать мусор в контейнерах, вывозя его раз в неделю. В квитанциях же, к примеру, указана другая цифра — три раза в неделю.
  • Иногда в новых домах не пускают лифт и не открывают мусоропровод, но плату с жильцов снимают все равно
  • Также иногда компании проводят ремонт в доме по завышенным сметам
  • Особенно предприимчивые компании иногда заводят бумаги с печатями, но не проводят работы, которые в этих бумагах указаны
  • Иногда в квитанцию об оплате квартиры ставят строчку «Капитальный ремонт», хотя плата за него уже входит в графу «Оплата и содержание жилого помещения».
  • Пени за просрочку оплаты за жилье могут устанавливать выше, чем прописано законом.
  • Собранные с жильцов средства могут расходоваться в завышенном объеме на закупку канцтоваров, горюче-смазочных материалов и прочих «расходников». При закупках цены могут «задираться», а доказать это сможет только ревизия или аудиторская проверка
  • Более того,  иногда УК вступают в сговор с компаниями, которые устанавливают домофоны. В чем подвох? УК включает в квитанцию ежемесячную абонентскую плату за домофон, независимо от качества его работы, а перед этим получает «откат» от установщика. Понятное дело, что жильцам дома выгоднее платить по факту каждой конкретной поломки

С электричеством, оказывается, тоже могут обманывать. Бывали случаи, когда общедомовой прибор учета устанавливали не в доме, а на трансформаторной подстанции в щите учета электроэнергии. Жильцы таких домов, сами того не подозревая, оплачивают всех потребителей энергии, которые подключены к кабелю до его входа в дом.

Чего не должно быть в ваших квитанциях?

По закону в квитанции на оплату коммунальных услуг должно указываться полное название каждого вида услуг, в том числе размер тарифа, единица измерения объемов/количества коммунальных ресурсов, объем каждого вида коммунальных услуг и размер платы за них. Как определяются расходы за содержание жилого помещения? В соответствии с требованиями законодательства, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем. Это расходы на оплату объемов холодной и горячей воды, электроэнергии, отопления, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества. Поэтому взимание платы за отопление подъезда, скажем, совершенно незаконно.

Иногда в платежных документах жильцов, помимо строки «содержание общего имущества», оказывается отдельно «уборка подъезда», «уборка лифтов» или даже «облагораживание придомовой территории», а то и все вместе. Это незаконно — все это уже входит в «содержание общего имущества».

Таким образом, в платежке не должно быть следующих отдельных строк:

— сухая и влажная уборка коридоров, холлов, тамбуров, лифтовых площадок, галерей, лестничных площадок, пандусов;

— влажная протирка подоконников, перил лестниц, оконных решеток, почтовых ящиков и щитков для электросчетчиков, дверных ручек, полотен дверей;

— мытье окон;

— осуществление очистки систем защиты от грязи (к примеру, металлические решетки);

— проведение дезинсекции и дератизации;

— дезинфекция септиков, дворовых туалетов.

Как проверить «платежку» и куда жаловаться?

Федеральная служба РФ по тарифам открыла сайт fas.gov.ru, на котором можно узнать стоимость всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги для всех российских регионов. С помощью программы «Калькулятор ЖКХ» легко рассчитать собственные суммы, которые вы должны ежемесячно платить за воду, свет, газ и тепло. В программе укажите свой населенный пункт (у каждого региона свои тарифы на разные услуги); метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан (от этого тоже зависит размер оплаты коммуналки). Калькулятор покажет вам даже номер муниципального постановления, по которому с вас взимается плата за ту или иную услугу.

Если данные в программе и цифры в «платежке» разнятся – это повод задуматься. Для начала можно обратиться с претензией в саму управляющую компанию. Если мирно решить вопрос не удастся, следует скооперироваться с соседями и направить коллективную жалобу в Роспотребнадзор, прокуратуру и Жилищную инспекцию.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram