«Моей мамы утром не стало. Поможешь деньгами?» Реальные истории мошенничества, на которые мы чуть не повелись
Обзор

«Моей мамы утром не стало. Поможешь деньгами?» Реальные истории мошенничества, на которые мы чуть не повелись

Недавно мне пришло сообщение от друга: «Моей мамы утром не стало. Оторвался тромб». Я в шоке написала, что если ему нужна какая-нибудь помощь от меня, то я готова ее предложить. Он попросил 8 тысяч с возвратом. Недолго думая, я потянулась за карточкой. И тут мне приходит сообщение: «Не надо ничего переводить, это мошенники». Сказать, что я была в шоке — значит, ничего не сказать. Разве можно спекулировать такими темами?

Самое страшное в этой истории даже не факт того, что у мошенников не осталось ничего святого, и даже не то, как легко мы готовы перевести деньги, а другие люди этим пользуется, а тот факт, что близким людям может стать от таких новостей плохо. Мой друг рассказал, что после такого сообщения ему тут же позвонила сестра в истерике. А если сердечный приступ?

В итоге никто деньги перевести не успел, хотя, как и я, были готовы это сделать. Друг написал заявление в полицию. Накажут ли мошенников за эту историю и смогут ли их вообще найти — вопрос открытый. А я поняла, что надо еще тщательней следить за безопасностью в Интернете. Из-за этой истории я стала спрашивать других знакомых, которые сталкивались с мошенничеством. Оказалось, что почти каждый из нас каким либо образом с этим сталкивался.

Служба безопасности банка

Все мы знаем, что мошенники нацелены против самых уязвимых слоев населения, которые не очень разбираются в технологиях и безопасности. Так и моей родственнице недавно позвонили, представившись сотрудниками безопасности Сбербанка. Как она рассказала, на заднем плане был шум офиса, а мужчина настойчиво просил ее сообщить номер карты, сказав, что была попытка взлома. Разговор он строил убедительно — настолько, что через какое-то время моя родственница назвала мошеннику номер карты.

Что было дальше, угадать несложно — на телефон пришла эсэмэска с цифровым кодом. Мужчина попросил его сообщить.. Тут она образумилась и телефонный звонок прервала, так как прочитала текст сообщения. После этого женщина позвонила в Сбербанк и узнала, всё ли в порядке с ее картой. Оказалось, что карту ее, конечно, пытались взломать, найдя данные в открытых источниках. А ведь сколько людей охотно верят таким звонкам!

Похожая история (тоже Сбербанк, тоже проверка) произошла и с нашей коллегой Диной.

Звонили недавно мошенники от Сбербанка. Всё так, как я и читала в предупреждениях СМИ: «Вам поступило сообщение от номера 900 со списанием суммы?» Если бы я сказала «нет», они бы попросили назвать номер карты, свою фамилию и т.д. для «проверки». Если бы я не знала, то вполне могла бы что-то и выдать. Они даже сумму неправильно назвали, видимо, какие-то старые данные у них. А наглая, самоуверенная интонация в голосе тем более выдала мошенника. Кстати, номер «Теле2» зарегистрирован в Курганской области.

Судя по всему, историй со Сбербанком больше всего. Видимо, потому, что карточка этого банка есть почти у каждого, а значит, «целевая аудитория» гораздо шире. Вот еще одна такая история от петрозаводчанки Юлии.

Звонила месяц назад девушка, представилась сотрудником Сбербанка, назвала свой номер сотрудника, серию, потом еще, кажется, паспорта и номера всего, что у нее есть (в общем, грамотно пыталась отвлечь внимание типа официальными данными), сказала, что мой личный кабинет только что пытались взломать и не могла бы я что-то там назвать… Я сказала: «Девушка, как мой личный кабинет могли взломать, если у меня его в принципе нет?». Тишина, гудки…

«Просто списали все деньги»: нестандартная история со Сбербанком

А вот у одной нашей читательницы произошла действительно таинственная история. Она завела новую карточку, чтобы выплачивать кредит. Кроме настроенного автоплатежа, она это картой нигде не пользовалась и никак ее не светила. В одну прекрасную ночь все хранящиеся там 23 тысячи рублей просто пропали. Пришло несколько СМС. Сперва о списании суммы в 22 тысячи. Потом мошенники попытались снять 70 тысяч, затем еще. Но таких денег на карте у петрозаводчанки не было, а значит, ничего и не вышло.

Женщина отправилась в полицию и Сбербанк. Как она рассказывает, отреагировали достаточно странно. Сначала просто пообщались с ней устно и сообщили про шансы возврата денег. Про необходимость писать заявление сообщили лишь через неделю. История закончилась благополучно — через две недели все деньги просто вернули на карту. В полиции дело закрыли. Но вопрос о том, как они получили персональные данные и как им удалось снять деньги, остается открытым.

После этой ситуации петрозаводчанка советует всем хранить деньги не на карте, а на расчетном счете, переводя на нужды небольшие суммы. Такая стратегия поможет защитить ваши накопления.

Социологическая служба

И еще одна история. Нашей коллеге Анне буквально в субботу позвонили какие-то люди, представились сотрудниками социологической службы, заявили, что проводят опрос, и стали спрашивать, есть ли у нее кредитные карты.

— Уточните, — говорю, — откуда вы?
— Из социологической службы, — отвечают.
— Из какой, спрашиваю. ВЦИОМ знаю, «Леваду» знаю, РОМИР знаю, социологическую службу не знаю.
Так и не узнала, отключились.

А маме коллеги позвонили, представившись сотрудниками Центробанка (чего уж мелочиться!), и начали петь про несанкционированный перевод с ее карты. Она попросила уточнить, с какого момента Центробанк работает с физическими лицами. Тоже так и не узнала.

Короткая памятка, чтобы с вашими деньгами ничего не произошло

1. Не сообщайте свои личные данные (в том числе номер карты и всё, что на ней написано, а уж тем более пароли и коды) незнакомым людям. Даже если представляются сотрудниками банков и служб безопасности.

2. Храните деньги на расчетном счете, а не на карте, переводя с него на карту лишь необходимые суммы.

3. Если вас просят перевести деньги в социальных сетях, то перезвоните этому человеку и уточните, действительно ли ему требуются деньги. Звонок не отнимет у вас времени, но зато сэкономит ваши деньги.

4. Если совершаете покупки через Интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций, который приходит вам по СМС.

5. Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам.

6. Если вам приходит СМС о зачислении средств (и сообщение похоже на привычное уведомление банка), а затем звонит якобы человек, который по ошибке зачислил вам деньги, и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Так действуют мошенники.

7. Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне. Это, конечно, удобно, но вы облегчите работу мошенникам.

8. Установите на компьютер антивирус — и себе, и родственникам.

9. Сделайте двухфакторную аутентификацию на телефоне. 

10. Объясните пожилым родственникам и детям эти правила.

 

Читайте также

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2019 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings