Обзор

Путеводитель по злачным местам Петрозаводска

Несколько дней назад мы опубликовали подборку фотографий с гламурных тусовок в ночных клубах Петрозаводска десятилетней давности. Что и говорить, это было очень ностальгически. Сейчас в Петрозаводске просто обилие кинотеатров, развлекательных и спортивных центров. Но были же времена, когда такого изобилия наш родной город не знал, а то, что происходило в ночных клубах даже десять лет назад, вызвало бы у горожан как минимум шок.

Однажды, услышав о таком факте, моя племянница удивленно спросила бабушку: «А куда же вы ходили-то?» Тут и мне стало интересно. Так что сегодня мы решили вернуться в прошлое и посетить те места, где проводили досуг наши родители, бабушки и дедушки.

Рестораны

Сегодня в этом здании у Центрального рынка находится магазин «Магнит», а раньше там был «Шанс», а  еще раньше — «Колос». Хотя первоначально здание строилось именно для ресторана. В 60-е годы «Одуванчик» считался одним из самых больших ресторанов Петрозаводска.

— Мы с подружками частенько отдыхали в «Одуване», — вспоминает Татьяна Викторовна. — А я там еще и работала поваром. Днем там была столовая, а вечером открывался ресторан. В «Одуванчике» были два больших зала, а внизу располагались мясной цех, из которого развозили мясо в другие рестораны и столовые, и кондитерский цех, его продукцию можно было купить здесь же, в магазине. Там пекли даже торты.

Кухня в ресторане была открытой. Готовили, так сказать, на глазах у посетителей. Однажды я шинковала капусту, быстро, как нас научили в училище. А один мужчина, стоявший возле раздачи, как закричит: «Ты что? Пальцы же отрежешь!» Парни на нас, молодых поварих, заглядывались. В ресторане играла живая музыка, и они для нас частенько песни заказывали.

Ресторан пользовался большой популярностью у горожан. Народу в два зала набивалось столько, что порой свободных мест на всех желающих не хватало. Работы было много. Я приходила домой и падала от усталости. Мать утром рассказывала: «Я тебя чай звала пить, а ты не отзывалась. Смотрю: а ты уж спишь! Как есть: в ботинках и плаще поверх покрывала».

Смены заканчивались поздно, путь до дома был неблизким. А еще, как назло, в то время крутили фильм «Фантомас», и молодые люди пугали друг друга всяческими байками. Я в восемнадцать лет еще как ребенок была. Поэтому иногда, стараясь не привлечь внимание какого-нибудь фантомаса, я снимала туфли, чтобы каблуки не стучали, и бежала домой босиком.

Танцплощадки

— Танцевальная площадка находилась недалеко от озера, — рассказывает Сергей Иванович. — Она была огорожена длинными досками, а сверху на них были набиты гвозди, чтобы безбилетники не перелезали через ограду. Прямо на площадке росли деревья, вокруг которых мы и танцевали. И хоть крыши на площадке не имелось, курить там запрещалось, поэтому для перекура все выходили наружу. Танцевальная программа длилась недолго да еще и с получасовым перерывом. Частенько там и драки бывали. Район на район или учебные заведения сталкивались между собой. Помню драку «лестеховцев» (студенты лестеха) с «крабами» (там мы звали воспитанников речного училища). С «крабами» драки всегда были самые жестокие, потому как приходили они на танцы всегда гурьбой и держались друг дружку. Когда начиналась заварушка, «крабы» выстраивались плечом к плечу и размахивали ремнями с тяжелыми металлическими бляхами. Тот, кому такой бляхой доставалось, надолго выходил из строя.

Агитационные пункты

— Перед выборами в районах города устраивались агитационные пункты, — рассказывает Екатерина Васильевна. — Там не только депутаты выступали, но и концерты проходили, и кино показывали. Помню, в пятидесятых один такой пункт находился недалеко от нашего дома в центре Петрозаводска. Я училась тогда в первом классе. И меня один мальчик пригласил в кино как раз в такой агитпункт. По-взрослому пригласил — на вечерний десятичасовой сеанс. Мама как раз купила мне новое платье — красное в белый горошек. Она меня с легкостью отпустила. Как-то тогда не боялись ничего. Тем более, как я теперь понимаю, она знала, что нас не пустят. И нам действительно дали от ворот поворот. Обратно мы с Колькой шли, уже не держась за руки, и ревели в три ручья. Так не состоялось мое первое в жизни свидание.

Дома культуры и клубы

В 60-х годах, когда я училась в училище, подружилась с одной девчонкой, родители которой в Орзеге жили, — вспоминает  Татьяна Викторовна. — На выходные мы туда с ней и уезжали. Там был клуб, где показывали кино, и бывали танцы. Ставили на стул обычный проигрыватель и танцевали. Конечно, никакой светомузыки или других спецэффектов. Там даже отопления не было. Только круглая печка, которую в холода топили сами танцоры. Еще мы ходили на железнодорожную  станцию. В небольшом зале ожидания молодежь устраивала своеобразные деревенские посиделки. Я стала там с одним парнишкой встречаться, и на вокзальной печке вскоре появилась надпись: «Таня+Витя».

Если пробежаться по всем местам, которые когда-то были в Петрозаводске, то на поверку их окажется не так уж и мало: рестораны «Петровский», «Северный», «Белые ночи», дискотеки в Доме офицеров «Для тех, кому за…» (в народе «Последняя надежда» или «Комиссионка») и танцевальные вечера в филармонии, зеленый театр в Парке культуры и отдыха, кинотеатр «Сампо» и даже знаменитое кафе «Американское мороженое», которое тоже уже можно смело назвать историей.

Юлия Попова

Срочные новости в нашем Telegram