Обзор

Самые громкие транспортные катастрофы Карелии

В нынешнем году в Карелии уже случилось несколько серьезных происшествий на транспорте. Так, на Соломенском шоссе в серьезную аварию попал рейсовый автобус, а в акватории Онежского озера во время испытаний разбился экраноплан. Дорожные аварии так и вообще происходят в республике едва ли не каждый час. Сегодня мы решили вспомнить самые серьезные транспортные происшествия, которые произошли в Карелии за последние 25 лет.

Столкновение рейсового автобуса с поездом на переезде под Петрозаводском (1990)

Одна из самых страшных катастроф случилась в Карелии 8 июля 1990 года на 14-м километре автодороги Петрозаводск – Суоярви. Рейсовый автобус, следовавший по маршруту Падозеро — Петрозаводск, вез дачников, возвращавшихся в столицу Карелии к началу рабочей недели. В районе поселка Чална, несмотря на запрещающие сигналы светофора, водитель автобуса допустил выезд на переезд, где и произошло столкновение с пригородным поездом. От удара с тепловозом правый борт автобуса разворотило и пассажиры падали в образовавшийся проем — под колеса локомотива и на железнодорожную насыпь. Жертвами потрясшей республику и страну катастрофы стали, по разным данным, от 32 до 35 пассажиров автобуса. В память о погибших в республике был объявлен день траура. По одной из версий, водитель спешил на телевизионную трансляцию матча чемпионата мира по футболу, поэтому и не заметил опасности и проигнорировал красный сигнал светофора и оповестительный сигнал приближающегося поезда. Впоследствии водитель, оставшийся в живых, по решению суда был приговорен к четырнадцати годам лишения свободы в колонии-поселении.

Крушение вертолета Ми-8 районе п.Рауталахти (1995)

17 декабря гражданский вертолет Ми-8, выполняя санитарный рейс из Петрозаводска, направлялся с тремя летчиками на борту за больным в Сортавалу. Через час полета в условиях плохой видимости вертолет упал на лед залива Ладожского озера в ста метрах от берега в районе поселка Рауталахти. В течение нескольких минут вертолет, проломив лед, ушел на дно. Одному из пилотов удалось выбраться из тонущей машины, двое других сделать этого не успели. Несмотря на оперативность поисковых групп, прибывших к месту крушения, спасти двух пилотов не удалось. Причинами катастрофы были названы сложные метеоусловия в виде снегопада и сильного ветра, которые привели к  разбалансировке и последовавшему затем падению вертолета.

Железнодорожная авария на станции Летний (2001)

Происшествие на железной дороге, которое вполне могло вылиться в масштабную катастрофу, произошло 24 июня на железнодорожной станции Летний. События развивались со стремительностью, достойной фильма «Пункт назначения». Во время прохождения через станцию товарного поезда, следовавшего в Мурманск, из-за повреждения колесной тележки с рельсов сошли два вагона. Один из них вспорол острым краем шедшую за ними цистерну с 42 тоннами бензина. Падая, вагон задел опору электросети, в результате чего оборвался электрический кабель. Через несколько секунд произошло короткое замыкание, и успевший расплескаться из цистерны бензин вспыхнул. Огонь быстро перекинулся на соседние вагоны состава, который некоторое время продолжал движение. Персонал станции и местных жителей, проживавших поблизости, срочно эвакуировали из-за опасения взрывов других цистерн с топливом. С пожаром, который, как рассказывают очевидцы, был виден за двадцать километров, удалось справиться через несколько часов с помощью подоспевшего пожарного поезда. К счастью, обошлось без серьезно пострадавших.

Крушение вертолета Robinson-R144 в районе д.Суйсарь (2010)

Вечером 10 марта в 7 километрах от береговой линии в районе деревни Суйсарь разбился частный маломестный вертолет Robinson-R144. Жертвами катастрофы стали двое – пилот и пассажир. Ими оказались 40-летний вице-президент Ассоциации пилотов и владельцев частных воздушных судов Дмитрий Мартынов и его супруга Мария, которые  возвращались в Москву из Архангельска. В деревне Суйсарь пилот вертолета планировал произвести дозаправку. Причиной катастрофы стали сложные метеоусловия. Вертолет совершал полет в условиях нулевой видимости, в сильный снегопад, а о его передвижении и вылете службы воздушных сообщений Карелии, как оказалось, вообще уведомлены  не были. По версии следствия, пилот мог потеряться в пространстве, поскольку его машина не была оснащена навигационным оборудованием, а маршрут он выбирал визуально, по наземным ориентирам. Учитывая специфическую манеру пилотирования Мартынова – низко над землей, вне видимости радаров, ошибка пилота также могла сыграть свою роль как одна из причин крушения.

Авиационная катастрофа с Ту-134 в районе д.Бесовец (2011)

Крупнейшая авиакатастрофа в истории Карелии произошла 20 июня 2011 года. Авиалайнер Ту-134А-3 авиакомпании «РусЭйр» выполнял рейс по маршруту Москва — Петрозаводск по заказу авиакомпании «РусЛайн». До подлета к Петрозаводску полет проходил в штатном режиме.  При заходе на посадку, в районе деревни Бесовец, примерно в 1,2 километрах от аэропорта в условиях густого тумана самолёт задел деревья, после чего упал на землю, разрушился и загорелся. Из 52 находившихся на борту человек погибли 47. В связи с авиакатастрофой в Карелии был объявлен трехдневный траур и отменено традиционное празднование Дня города Петрозаводска. Среди причин катастрофы были названы неадекватные ситуации действия экипажа, сложные метеоусловия, неудов­лет­во­ри­тель­ное состояние свето­техни­чес­ко­го оборудования аэропорта Петрозаводска. Судебное разбирательство по факту установления виновных в крушении лиц продолжается.

Авария вертолета Agusta А119 на озере Янисъярви (2012)

6 апреля на озере Янисъярви потерпел аварию еще один частный вертолет.  Совершавший рейс  из Санкт-Петербурга на туристическую базу «Черные камни» вертолет Agusta А119 совершил жесткую посадку на лед озера. В результате аварии воздушное судно практически разрушилось, однако, двое пилотов и двое пассажиров остались в живых. Крушение оказалось в центре внимания СМИ благодаря тому, что одним из пассажиров вертолета оказался один из известных финансистов Санкт-Петербурга, глава одноименного банка Александр Савельев. Наиболее вероятной причиной аварии стала потеря экипажем контроля за высотой при полёте в условиях ограниченной видимости, что и привело при выполнении разворота со снижением к столкновению с ледяной поверхностью озера.

Крушение самолета Су-27 под Бесовцом (2012)

28 июня в районе аэродрома Бесовец вблизи разбился учебно-боевой истребитель Су-27УБ. Двое лётчиков — полковник Евгений Олейник и генерал-майор Канамат Боташев катапультировались. Как установило следствие, причиной аварии стала ошибка пилотирования, допущенная генералом Боташевым при выполнении фигур высшего пилотажа. Выяснилось, что изначально за штурвалом самолета находился тот, кто и должен был – полковник Евгений Олейник. Однако, оказавшись в небе, Канамат Боташев взял управление на себя, не пройдя до этого соответствующей подготовки и вообще не имея допуска к полету на Су-27. Фигуру, из-за которой и рухнул самолет, генерал в тот день решил попробовать выполнить впервые. В апреле 2013 года Боташев был признан виновным и приговорён к 4 годам условного срока и выплате лишь 5 млн рублей в качестве частичной компенсации ущерба.

Срочные новости в нашем Telegram