Михаил Плаксин охотится за случайными кадрами и ради этого готов вставать в 5 утра
Что должен знать и уметь фотограф? Какие у него должны быть фотографии, чтобы нравиться всем критикам? И стоит ли вообще им нравиться? Может, надо просто следовать своему чувству прекрасного и не обращать внимания на высказывания остальных? Но для кого тогда снимают фотографы? Мы все хотим хорошо получиться на фотографиях: улыбаемся в камеру, следим за своими движениями, а от фотографа ждем лишь удачных кадров. Но чаще всего фотографы ловят свои лучшие кадры случайно – на вечеринках, концертах, различных мероприятиях. Сегодня мы расспросили фотографа, который охотиться за такими «случайными» кадрами, — Михаила Плаксина. Он поделился с нами своими любимыми снимками и рассказал о технической стороне своего хобби.
— Как ты пришел в фотографию? Как давно начал снимать?
— Это был 2002 год. Мы с родителями и младшим братом поехали на Черное море. У папы на шее на кожаном ремешке висел «Зенит ЕТ» с объективом «Гелиос 44». Цифровые камеры тогда были большой редкостью. Мы не спеша бродили по Сочинскому ботаническому саду, а папа нас фотографировал — на дереве, на скамейках, у пруда с утками. Я попросил посмотреть камеру. Пленки там не было, и я просто повертел ее в руках. Вечером за ужином папа рассказал, как пользоваться фотоаппаратом, а на следующий день мне подарили пленку в 24 кадра. Последнюю неделю отпуска с «Зенитом» гордо ходил я. Потом отпуск закончился. Мы вернулись в родной город Сортавалу, где я начал ходить в фотостудию Екатерины Басиной.
— Какое направление в фотографии нравится и что нравится снимать больше?
— Люблю снимать природу. Бывает, встанешь утром, посмотришь в окно и видишь, что пора погулять с камерой. Я готов вставать в пять утра, чтобы снять туманы, и потом весь день ходить счастливым оттого, что получился один хороший кадр. В фотографиях природы есть настроение момента, характер места и немножко души фотографа. Нравится снимать эмоции. Я стараюсь понять людей, которых фотографирую, почувствовать их и выразить это на снимках. Иногда это получается.
— Какую технику ты используешь сейчас и какой фотоаппарат был первым?
— Первым был «Зенит ЕТ», для которого я постепенно собрал комплект объективов. Сейчас у меня Сanon mark II и одна любимая пленочная камера, которая, к сожалению, редко бывает в эксплуатации.
— Можешь посоветовать основной набор для начинающего фотографа?
— Главное – начать. Говорят, что можно и на «мыльницу» снимать чудесные фотографии, хотя у меня не получилось. Как пожелание — терпения. Все получится, но не сразу. Надо понимать, что действительно это для тебя важно!
— Какие основные приемы обработки фотографий ты используешь?
— Чаще всего хватает цветокоррекции и кадрирования, пытаюсь сохранить естественность фотографии по возможности. Иногда нахожу примеры фотографий «до» и «после», смотрю, нравится, стараюсь повторить.
— Каковы, на твой взгляд, критерии успешности фотографа? Можно ли сказать, что талантлив только тот, чьи работы востребованы и его везде приглашают снимать?
— Критерии успешности фотографа у каждого свои – деньги, награды, количество съемок… Критерий успешности в фотографии для меня – это удовольствие от процесса и в идеале от результата, и совсем замечательно, когда клиент доволен.
Каждый сам выбирает, чем заниматься по жизни. И так случилось, что фотография — это не основная моя деятельность. На нее уходит все свободное время. Фотография помогает мне легче общаться с людьми на темы, не связанные с погодой, что делает мою жизнь более успешной и интересной.
— Кто герои твоих снимков?
— Люди, у которых есть событие и они хотят его запомнить или которых я захотел запечатлеть.
— Ты часто снимаешь на публичных мероприятиях и концертах. Как там выбираешь персонажей?
— Снимая, например, концерты, я хочу найти своего героя, и про него у меня будет история в кадрах. Нет разницы между артистами и зрителями, они всегда взаимные участники.
Снимая городские мероприятия, пытаюсь передать через кадр эмоции и идею, ищу людей, понимающих, зачем они сюда пришли, или просто ярких людей. Я зависим от отношения к происходящему, ничего не могу с собой поделать.
— Есть ли обязательный набор фотографий, которые нужно сделать при съемке любого такого мероприятия?
— Если есть коммерческая основа, то есть. А так просто хожу и ищу кадр!
— И напоследок: твой самый удачный кадр, который получился случайно?
— Снимок был сделан в аквастудии года три назад. Случайно соскользнул палец, и победа в конкурсе, который тогда устроила фотостудия, была моя.