Архив

Серафима не выкладывает свои работы в Сеть и не рисует портреты на заказ, потому что не хочет так зарабатывать

Серафима Поспелкова – художник. Графика, живопись, дизайн и стрит-арт – все это ее вдохновляет, и во всем она находит себе место. Серафима даже придумала свой собственный стиль и называет его «криминал-арт». В прошлом году на проекте «Ночь искусств» Серафима рисовала онлайн под рок-музыку в Национальном музее. И, кстати, это она расписала стену в студии 16 фразами актера Ричарда Гира. Только работы Серафимы очень сложно найти в социальных сетях, она их туда не выкладывает – только «живое искусство». Нам, можно сказать, повезло познакомить вас с ее интересными работами. Наслаждайтесь – тут много замечательных работ, и есть что посмотреть.

Ты ничего не выкладываешь в социальные сети, я имею в виду твои работы. Почему?

— Да, мне все говорят, почему ты не собираешь портфолио? Или — почему ты не подписываешь свои работы? Я не люблю подписывать свои работы и не люблю собирать их портфолио. Мне кажется, что люди, которые хотят посмотреть мои работы, могут прийти и в свободном доступе посмотреть их, к примеру здесь, в студии, или найти их на подобных выставочных площадках. Мне приятнее, когда их смотрят живьем и комментируют. Иногда мне даже пишут, что вот я увидел — здорово. Ну или наоборот. Хотя, пора бы уже и портфолио сделать. Я иногда выставляю какие-то картины, потом достигаю какого-то более продвинутого уровня и их удаляю, потому что они мне уже не нравятся, и таким образом я делаю новые, потом понимаю, что и они мне не нравятся, и их тоже удаляю.

Где можно увидеть твои работы?

— Обычно я участвую в выставках, это не постоянные экспозиции. К примеру, мы проводили выставку в рамках фестиваля«Очаг» — три года подряд она проходила на радиозаводе, потом была выставка «Проекция», я участвовала в ней, там были перфомансы, танцы, картины. Мы также делали выставки на музыкальных фестивалях по типу «Карельский Мор». И на Варкауса в Галерее еще можно увидеть мои картины.

Как лучше назвать тематику твоих работ?

— В смысле мой стиль и направление? На самом деле я не любитель чего-то определенного и какого-то одного стиля. Я люблю живопись, классическую живопись, мне нравится граффити. Я могу заниматься дизайном или же делать эскизы для татуировок. Именно то, что мне нравится, это что-то в духе Жан-Мишель Баския. Есть такой художник-примитивист. Какие-то абстрактные фигуры и живопись мне тоже нравятся, у меня такая позиция, что я, как творческий человек, хочу познать все стили живописи и стороны искусства.

Можно ли художнику заработать на своей живописи в Карелии?

— На самом деле можно заработать в большей степени на дизайне. На живописи в Петрозаводске сложно заработать. Во-первых, кризис, во-вторых, люди не готовы отдавать деньги за какой-то пусть и материальный, но абстрактный объект. Они видят – да это картина, она материальна, но не несет никакого функционала, и большинству людей она просто не нужна. Есть, конечно, ценители искусства, но в Петрозаводске их почему-то очень мало.

Вернемся к социальным сетям: даже у нас в городе много групп («ВКонтакте»), где девочки и мальчики рисуют «портреты на заказ» и при этом не заморачиваются на художественную ценность. И все же. Почему ты и другие молодые художники не выкладываете свои хорошие работы, а все пространство Интернета занимают вот такие художники?

— Просто есть люди, которые хотят зарабатывать на искусстве, хотят быть при этом богемными и начинают клепать на заказ портретики, делая их за три часа. Но это не очень справедливо, в плане отношения к искусству, но тем не менее они зарабатывают на этом деньги, и кому-то это даже приносит удовольствие. Я не готова зарабатывать таким образом. Думаю, что им все равно, как их оценят в плане профессиональном, им гораздо важно заработать на этом деньги. Для меня гораздо важнее самооценка и мнение других людей. Поэтому, видимо, я не выкладываю свои работы – они мне кажутся недостаточно идеальными. У меня есть какие-то планки и идеалы в голове, которые я себе построила. У меня есть свой сложный образ, и пока я не сделаю что-то максимально на это похожее, ничего не выложу.

Какие художники тебя вдохновляют?

— Мне нравится много различных художников, которые работают в совершенно разных стилистках, и обычно я вдохновляюсь набором художников. Это и суперреализм, и поп-арт, и классика, и современники. У меня есть набор художников, и я стараюсь из всех картин, независимо от стиля, взять какие-то образы, совместить и сделать что-то свое. Это Жан-Мишель Баския, Пикассо, Ван Гог, Рубенс, Сезанн... —  я могу назвать просто огромный список тех, кто мне нравится. У меня есть целые подборки картин, из которых для себя пытаюсь создать идеальный образ.

У тебя бывает такое, что просто лень рисовать?

— Конечно, бывают такие периоды, особенно если ты работаешь по профессии, никак не связанной с художественной деятельностью, и приходишь домой, и у тебя есть какие-то заказы, и ты суперуставший, и тогда хочется сидеть и ничего не делать, но рисовать обычно мне никогда не лень. Я могу просто делать скетчи и наброски.

Где ты училась?

— Я училась в нашей родимой Академии – КГПА, факультет изобразительного искусства и дизайна.

Что влияет на настроение твоих работ?

— На самом деле влияет что-то на уровне психологии: переживания, эмоции, события, которые переживаешь в жизни. И все очень сильно зависит от настроя и моего психологического состояния. Просто события, это может быть совершенной ерундой: день не задался или наоборот все хорошо, какая-то встреча, приятный разговор, - все может поменять настроение и вдохновить. Если ты художник, и тебе этого хочется, то ты можешь нарисовать картину, не дожидаясь вдохновения и каких-то сложных жизненных событий. Все остальное – оправдания и лень.

Какие сейчас образы актуальны в искусстве?

— Мне кажется, что возвращается мода на неимеющие образа, насыщенные по колориту линии и пятна, более абстрактные работы. Не загружающие мозг и подходящие к интерьеру.

Но твои работы не такие, более загруженные и сложные, будут ли востребованы они, как ты думаешь, публикой?

— В плане искусства и моего восприятия я очень гибкий человек, я могу подстроиться и под людей, и социум, и делать для себя и каких-то своих отдельных проектов довольно мрачные работы. У меня даже есть небольшой проект по названием «Криминал-арт» — это диджитал-арт с элементами граффити и шрифтов. Но это я делаю для себя, выкладываю в фейсбук. В планах — сделать целую коллекцию «криминал-арт».

Что такие криминал-арт?

— Мне захотелось так назвать свой проект. Хочу делать по такому проекту каждый месяц и потом собрать коллекцию и, возможно, напечатать в виде журнала.

У меня ассоциируется стрит-арт с чем-то криминальным, у нас по большей степени это направление искусства не совсем законное, и очень мало художников, у которых есть хоть какие-то лицензии на уличное граффити. Именно стрит-арт и граффити-арт вне закона. Но у меня другая цель — создать диджитал-арт проекты. Я не хожу по Петрозаводску и не вандалю стены, а исключительно делаю все в фотошопе. Никакого вандализма, но тем не менее так можно показать людям, что крутые проекты возможны и на реальных стенах. Ты можешь делать их в фотошопе и даже рисовать вручную. По большей части у нас на улицах творится какая-то ересь в этом плане, и никто не хочет делать красиво. Я считаю, что стрит-арт и граффити-арт могут быть красивыми, и я это хочу доказать. У нас очень мало таких художников, все просто ходят и портят стены, пишут свои теги. А чтобы прийти и сделать очень красивый арт, никто почему-то не догадывается. У нас есть проект «Полоса отвода», где собираются художники-граффитчики и делают классные вещи, но этого очень мало.

Из последнего – какие выставки тебе понравились или запомнились?

— Последняя выставка, которая меня действительно вдохновила, – я помогала ее ребятам делать, а не участвовала там как художник, - эта выставка была в Петербурге, два года назад — в Анненкирхе. Там мы делали выставку живописи, сканографии, мозаики, арт-объектов и перфомансы. Мы две недели во всем этом жили, готовили эту выставку, готовили помещение. Это заброшенное здание, и мы создавали из него выставочное пространство — делали там все, начиная от полов, свода, стен. И в конце, когда ты смотришь, сколько труда вложено, впечатляет, насколько все гармонично. Это была самая вдохновляющая меня выставка за последнее время.

Срочные новости в нашем Telegram