Архив

Женя Тихонова не побоялась отправить на международный конкурс эскиз сумки «унисекс»

Сегодняшняя героиня нашей рубрики, художница Женя Тихонова, честно признается: она из тех, кого можно назвать самоучками. Но это не помешало девушке стать успешным художником и дизайнером. Чтобы сделать правильный с точки зрения перспективы рисунок, Женя даже сидела на плечах у мужа! Впрочем, слово самой художнице.

— Я из тех, кого изначально можно назвать самоучкой. Родом я из поселка Кварцитный Прионежского района, из простой семьи, которая всегда поддерживала меня в том, что я делала. Я рисовала, сколько себя помню, рисовала так, как умела, видела и как чувствовала. После окончания Петрозаводского педагогического колледжа № 1, где я училась на преподавателя начальных классов с дополнительной специализацией руководитель фольклорного коллектива, поступила в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна на факультет декоративно-прикладного искусства, не имея базового художественного образования, чем отличалась от других студентов.

Мне кажется, для творческого человека очень важно, какие люди встретились ему в начале пути. Любой росток можно сохранить или погубить. Я приехала в Санкт-Петербург с дилетантскими работами, потому что прежде нигде не училась и плохо представляла, что такое перспектива, светотень, композиция и прочее. Перебирая мои рисунки, один из членов приемной комиссии сказал: «А вот эту снимите — это делали не вы!» Однако работа была моя, и, вопреки всему, слова преподавателя вселили в меня надежду.

А другой художник отметил: «Здесь есть луч!» И меня приняли. В самом начале мне было очень тяжело, приходилось по многу раз переделывать свои работы, постигать теорию, рисовать ночами, тогда как у моих сокурсников все получалось с первого раза. Забегая вперед, скажу, что университет я окончила с красным дипломом.

Я беспрестанно трудилась, и в середине обучения мне удалось завоевать Гран-при Международного конкурса молодых дизайнеров ювелирных украшений «Образ и форма» с макетом изделия, которое я назвала «Чарли Чаплин». А еще я участвовала в 1-м Международном конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров «Подиум успеха», где меня не совсем поняли, так как я, на свой страх и риск, представила модель «унисекс», хотя тогда это было не совсем принято. Просто-напросто в созданной мной сумке я хотела совместить жесткость и мягкость, женственность и суровость: и за счет формы, и за счет материала.

Мне предлагали остаться в Санкт-Петербурге, но я вернулась в Петрозаводск. В нашем городе время течет по-другому, по сравнению с Питером у него замедленный ритм, потому успеваешь гораздо больше. И в сравнении с мегаполисами в Петрозаводске очень много воздуха! Сейчас я работаю художественным редактором в издательстве ПетрГУ и художником в Научной библиотеке университета. Работа позволяет мне творчески реализовываться. В издательстве я верстаю и оформляю книги, для библиотеки делаю афиши, оформляю выставки, а еще я имею множество увлечений, связанных с росписью и живописью.

Пожалуй, самое «масштабное» из них — это роспись стен, потолков и мебели. Все началось с того, что я расписала стены в детском саду, который посещал мой сын, и в детском центре «Антошка». Я считаю, что ребенка с раннего возраста должно окружать что-то доброе, яркое, красивое, потому что это влияет на внутренний мир, восприятие жизни, развитие вкуса, воображения, а может и судьбу. А потом взялась за заказы в частных домах.

Расписывая потолок в гостиной «совой», я сперва не представляла, как к этому подступиться, так как высота да еще плюс наклон. Чтобы сделать набросок и не нарушить перспективу, соотношение размеров, я привязала карандаш к длинной палке и начала наносить эскиз с расстояния. А потом стояла на стремянке (хотя сильно боюсь высоты) и даже сидела на плечах у мужа!

Прежде чем приступить к заказу, я тщательно, кропотливо и глубоко изучаю тематику росписи, чтобы это не выглядело неправдоподобно, неубедительно, фальшиво. Например, один человек, будучи охотником, попросил нарисовать на стене тетеревов-косачей, и я стала читать про этих птиц, про то, как они выглядят в разных позах, где собираются ранней весной, изучала особенности пейзажа. Узнала, что у косачей есть «смотрящий», который прилетает первым, сидит на ветке выше всех и наблюдает, нет ли опасности. Я вообще очень люблю рисовать птиц, и они у меня получаются лучше всего. А так приходилось писать на стенах и Венецию, и принцесс Winx, героинь популярного мультсериала. Дети вообще ставят наиболее необычные и интересные задачи. Не думаю, что взрослый любитель футбола захотел бы на стене своей спальни футболиста Роналдо, а для ребенка  — это мечта!

Перед началом работы меня всегда одолевают страх и сомнения: получится ли? Однако, преодолевая себя, я берусь за все, что мне интересно и способствует профессиональному развитию, и считаю, что с каждой работой нужно повышать планку, а любой рисунок — визитная карточка художника. Я всегда волнуюсь, как люди оценят то, что я сделала, и мне бывает крайне приятно, если эта оценка оказывается высокой.

Мое правило — выкладываться сполна; и, несмотря на то, что после зачастую я ощущаю себя как выжатый лимон, одновременно испытываю и глубочайшее удовлетворение. Помимо «очень большого», я делаю «очень маленькое»: например, расписываю шунгит. Тут приходится менять большие кисти на «единичку» или «нулевку».

Мне везет на людей, доброжелательных, понимающих, сочувствующих, умных, талантливых, которые помогают расти и профессионально, и духовно. Особо хотелось поблагодарить своего более опытного коллегу, художественного редактора Николая Осипова, работающего с зарубежными и российскими издательствами, за его бесценные советы.

Иллюстрации — отдельная тема. Благодаря им я стала рисовать на планшете, рисуешь при помощи стилуса (ручки), а ощущение такое, будто перед тобой бумага или холст. Однако преимущество в том, что зная программы компьютерной графики, можно легко исправить ошибки, то есть сделать откат, добавить спецэффекты, благодаря которым рисунок становится более правдоподобным, насыщенным, живым.

Когда человек заказывает иллюстрации, в моем воображении сразу возникает картинка, образ, это случается и получается как бы само собой. А потом идет процесс создания и детализации. Так один автор, написавший книгу про Великую Отечественную войну, попросил проиллюстрировать конкретные эпизоды. Я изучала, как выглядели самолеты, шлюпки тех времен, брызги на воде, когда в нее падают снаряды. На одной из иллюстраций женщины держатся за плот, на котором лежат их дети-младенцы. Позы людей трудно рисовать, не имея под руками натуру, и мой муж позировал мне, имитируя различные положения тела вокруг стола, служившего в моем воображении тем самым плотом.

А еще у меня был интересный опыт, когда я иллюстрировала сборник упражнений для пособия по французскому языку образами Астерикса и Обеликса из мультфильма. Чтобы работа смотрелась оригинально, в ней всегда должна быть «изюминка», «фишка», потому что человек сперва видит картинку, а потом читает текст. Я решила вылепить фигурки героев из пластилина и сфотографировала их. Поскольку сейчас требования к соблюдению авторского права ужесточились, я написала письмо в компанию «Дисней», но, к сожалению, мне не ответили.

Любые идеи всегда приходят, рождаются сами, встают картинкой перед глазами, их остается только воплотить, и здесь уже помогают знания компьютерных программ, навыки работы с материалами, знания техник и т.д. Я не считаю, что ошибки страшны — они нужны, чтобы двигаться вперед. Главное не отчаиваться, а искать нужное решение, пробовать, возможно, переделывать; нужно стремиться, чтобы работа приносила удовлетворение, не опускать планку, независимо от того, как оплачивается твой труд.

Художнику сложно — он все пропускает через себя. Но он же и счастлив, потому что занимается любимым делом. Лично мне хорошо оттого, что я имею, и мне кажется, что человеку для счастья не нужно слишком много. Для меня главное в жизни, как ни банально это звучит, — семья и любимое дело, творческая реализация. Был период, когда я год не рисовала наяву, зато делала это во сне, и испытывала непередаваемые, чисто физические ощущения: просыпаясь, я чувствовала боль в кистях рук, как после долгой работы с художественными кистями.

Среди моих личных пристрастий — импрессионисты и авангардисты: Сезанн, Пикассо, Моне, Матисс. Кто-то говорит: «Я не понимаю — это что, искусство?» Однако порой важна энергетика произведения, а не то, как оно нарисовано. В этом году я открыла для себя музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, где множество оригинальных картин, инсталляций. Многие из них кажутся людям странными, однако нужно просто вникнуть. Например, к какой картине относится звучащая музыка — то есть соединение зрительного и слухового восприятия. Или зашифрованные темы инсталляций: человек под гнетом компьютерных игр, зашоренное мышление, навешиваемые на человека ярлыки.

Я не умею пиариться, продавать себя, заказы находятся благодаря «сарафанному радио». Думаю, если ты нужен, востребован, тебя непременно заметят. Доказывать нужно своим творчеством, трудом, а не рекламой, хотя я понимаю значение в наше время и последней. Мне кажется, для творческой личности главное не растеряться в трудную минуту, продолжать верить в себя, упорно работать, обязательно учиться, ни на кого не оглядываться и не останавливаться на достигнутом! Мой опыт доказывает — никогда не известно, что будет завтра, и вместе с тем я верю, что будущее принесет мне все только хорошее!

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram