Daily News

«Были ситуации, когда от него беременели!» В России закрыли школу, основанную педагогом-новатором

Фото: Vk.com

Активисты обратились к Владимиру Путину с просьбой спасти от закрытия уникальную школу. По их словам, чиновники пытаются расправиться с экспериментальным новаторским учебным заведением в Краснодарском крае. Однако, по словам губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, деятельность школы была приостановлена судом в связи с выявленными нарушениями.

Журналист Комсомольской правды отправился в поселок Текос под Геленджиком, чтобы разобраться, что происходит в школе на самом деле.

Михаил Щетинин с учениками. Фото: Валерий МАТЫЦИН/ТАСС

Лицей-интернат Михаила Щетинина был построен в Краснодарском крае 27 лет назад. Попасть в нее было достаточно сложно: конкурс 20 человек на место. Особенность школы заключалась в так называемом обучении методом погружения, авторском изобретении Щетинина. Суть его в том, что дети на протяжении длительного времени изучают один предмет, затрагивая некоторые смежные: «Учебная неделя — это погружение. Всю неделю изучается один предмет, одна наука». При этом занятия проходят в разновозрастных группах, детям не ставят оценки и не задают домашние задания, а уроки проходят в любом удобном помещении. Акцент делается на самостоятельном изучении материала. Такой метод нравился далеко не всем.

Фото: Vk.com

Проучилась 21 день, еле документы вернули. Я туда пошла только потому, что обещали курс средней школы за один год, ни фига — за все время была пара занятий по немецкому. Картошку и лук чистили до ночи. На вопрос: «Сколько тебе лет?» нужно отвечать: «Вечность», с местными разговаривать запрещено, свободного времени — 30 минут в день,  — писали выпускники школы еще 10 лет назад.

Невысокие результаты подтверждают и собеседники издания:

Средние результаты, если смотреть по всему краю, примерно на тройку с плюсом. Преподаванием в группах занимались подростки, хотя по закону не имели на это права. Методические материалы не соответствуют требованиям федерального образовательного стандарта, их не хватает. Не было учебников у всех детей! Не все педагоги имеют специальное образование. Когда проводилась проверка Краснодарским краем, выяснилось, что часть учебных дисциплин не преподавалась вообще — история, астрономия, литература. Точнее, 64% школьной программы не осваивалось в принципе.

Фото: Vk.com

При этом большое внимание уделялось танцам, рукопашному бою и детскому труду. Дети вставали в 5 утра, ложились около 12 ночи. Строили дома для школы, их потом почему-то оформили на близких Щетинину педагогов, утверждает КП. Это частично подтверждают и выпускники  лицея, который официально именуется Центром комплексного формирования личности детей и подростков.

Недавно у меня обнаружили несколько специфических заболеваний позвоночника, причиной которых, как выяснилось, стали травмы, вертикальные перегрузки и безбелковое питание в подростковом возрасте, в результате — слабая костная ткань позвонков. Это когда я в 13-16 лет дежурила на кухне в центре и мне приходилось таскать с подружками 50-литровые кастрюли с борщом и 25-литровые с компотом, а еще работала на стройке и таскала ведра с цементом, плюс совсем не ела мяса в течение нескольких лет. Теперь мне нет еще и сорока, а спина как у 60-летней, — утверждает бывшая воспитанница школы Щетинина.

Фото: Vk.com

Чиновники, проводившие в школе проверку, подтвердили: детский труд в лицее был в почете, перед поступлением родители подписывали специальную бумагу, мол, не возражают. За невыполнение нормы детей наказывали. Что же касается вегетарианства, то это было решением совета школы. Есть мясо напрямую не запрещалось, но считалось, что те, кто это делает, идут против идеологии школы.

Чувствовалось, что мужчинам не хватает мяса при таких нагрузках, копилась агрессия. К знакомой приезжал мальчик помогать из Текоса, он всё время воровал и прятал еду, такой маленький зверек… Если увидели, что лицеист купил колбасу, его порицают. Не просто ругают, нет. Это такой психологический садизм. Ну, например. «Дмитрий, вы так хорошо выглядите сегодня, наверное, и спали хорошо, свитерок, правда, у вас какой-то затертый, но вы всё равно хорошо выглядите для своего возраста». И вот голодного ребенка на общем сборе коллектива таким образом — раз! И растерли! Потому что ребенок «не держит образ» — внутренняя терминология, — рассказывает бывший педагог школы.

Но самое страшное — Щетинина несколько раз обвиняли в сексуальных домогательствах.

Там были ситуации, когда от него беременели. Приезжали родители разбираться, он всегда от них прятался, его защищали референты и секретари. Он с 2011 года уже боялся один ходить, требовал, чтобы его сопровождали, говорил, что к нему послали киллера, — утверждает бывшая сотрудница школы. — Все знали. Знали, что в Архипо-Осиповку (крупный поселок в Геленджикском районе) девочки обращались в гинекологию. Знаю, что и сумасшедшими объявляли, если кто-то начинал рассказывать. И увозили в психиатрическую лечебницу.

Педагог утверждает, что понимает всю серьезность своих слов и готова давать показания в суде.

Я там видела однажды своими глазами униженную беременную девочку, стоявшую под кабинетом этого «великого учителя» вместе с мамой. Видела, как трое суток взахлеб рыдала другая... Остановится чуть-чуть, переведет дух... Вспомнит — и снова рыдает. А другие девочки обходили ее стороной, как чумную, — вспоминает мама одного из лицеистов.

Фото: Vk.com

Как пояснил корреспонденту КП один из членов контрольно-ревизионной комиссии, работавшей в лицее, среди обнаруженных нарушений документально подтверждены неправильная регистрация прав на недвижимость лицея, отсутствие мяса в рационе учеников, манипуляции с госконтрактами, полное отсутствие системы пожаротушения и пожарной сигнализации, использование детского труда. Вызывает вопросы и организация учебного процесса: с начала работы центра нет ни одного научного отчета по результатам экспериментальной методики обучения. Зато у выпускников зафиксированы проблемы в адаптацией в социуме после окончания школы. Чиновник не ответил прямо на вопрос, была ли школа Щетинина педагогической сектой.

Оценим признаки, — предложил он. — Первое — закрытость, ограничение коммуникации и контактов с внешним миром. Второй признак — проблема выхода. Были примеры, когда дети сбегали или просто хотели уехать, но школа прилагала все усилия, чтобы их вернуть. Третье — переформатирование личности. Подавление желаний и своего мнения. Это делалось с помощью «группового внушения». Отличительная особенность таких систем, или сект — невозможность ретрансляции и передачи знаний, масштабирования. Знание уникально и управляется одним человеком. С точки зрения государственной системы образования, технологии школы Щетинина неприменимы.  И пятый признак секты — все сотрудники лицея являлись выпускниками лицея…

Сейчас всех учеников родители забрали из центра и перевели в школы по месту жительства. Однако, как рассказал РИА Новости уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак, в ходе проверки в лицее он не обнаружил свидетельств подобным фактам.

Я поговорил с мэром Геленджика, с главой Архипского округа и с бывшим главой Пшадского. Все они дали положительную характеристику лицею, говорили о детях как об исключительно трудолюбивых по сравнению с детьми из других школ, очень контактных и коммуникабельных.

Также Мышак усомнился  в объективности доводов бывшего преподавателя лицея, чьи слова приводит «Комсомольская правда» .

Если она знает факты использования труда детского, педофилии, это же надо расследовать. Министерство, зная этого свидетеля, почему не взаимодействует с правоохранительными органами, чтобы негодяев привлечь к ответственности, если они там есть? — задается вопросом омбудсмен.

По данным омбудсмена, руководству учреждения осталось устранить лишь несколько из выявленных нарушений.

Срочные новости в нашем Telegram