Daily News

Изо льда можно и туфельку Золушки смастерить

«Гиперборея» уже по праву может считаться вторым днем города. Народу собирает не меньше, фейерверк в темном небе хорошо смотрится, и конкурс снежных и ледовых скульптур не приедается – всякий раз получается хорошо. «Гиперборея» дважды была под угрозой срыва: в 2007 и 2009 годах. В первый раз катастрофически не хватало снега, но как-то выкрутились, снег достали. В 2009-м проблема оказалась более глобальной. В дефиците был не только снег. Слоистый лед не подошел для работы, и конкурс отменили. В этот раз, к счастью, и льда, и снега хватило в избытке.

Праздник открывали во вторник. Будний день, мороз. Если бы не ежегодная лотерея, сомнительно, что кто-нибудь бы пришел, а так у памятника Куусинену собралось несколько сотен человек, желающих выиграть плазменный телевизор. Среди второстепенных призов: мячики, термосы, рукогрелка. Призы разыгрывались среди присутствующих. Женщина, выигравшая термос, не смогла прийти. Ее купон в барабан бросил муж. Он и поднялся на сцену.

– Вы кто? Муж? Предъявите ваш паспорт, пожалуйста.

Упс! А в паспорте другая фамилия.

– У нас разные фамилии, – оправдывался мужчина.

– А штамп в паспорте есть?

– Мы в гражданском браке.

– Как думаете, отдать подарок? – обратился ведущий к толпе. – Кто за то, чтобы отдать?

Многие подняли руки. Казалось бы, вот она доброта человеческая. Ан нет. На вопрос: «Кто против?» руки, похоже, подняли даже те, кто секунду назад был в числе добряков. И мужчину отправили восвояси.

Кто выиграл главный приз, все слышали, но не видели, так как разбежались уже через несколько секунд после того, как озвучили его имя. А счастливчиком оказался 29-летний сотрудник «Тяжбуммаша» Максим Набоков, который вообще никогда ранее ни в каких лотереях и розыгрышах не участвовал.

Поучаствовали из зависти

Мы заглянули на Набережную в середине недели уже под вечер. Скульпторы трудились в поте лица. По пути от одной работы к другой, невольно начала бросаться в глаза одна особенность. У кого скульптуры улыбались, тот и сам улыбался. Замысловатые и серьезные фигуры ваяли серьезные люди. Первые больше располагали к общению.

– Кому в голову пришла эта чудесная идея?

– Мы как-то вместе про самовар подумали, – скромно улыбаются авторы скульптуры «У самовара» – кондопожанки Раиса Малашенкова и Елена Крушельницкая. – Были мысли про терем-теремок, карельские сказки. Еще думали про церковь и древо жизни. А потом сразу, как будто внезапно обеим пришла идея – самовар.

– Кто нарисовал эскиз?

– Так обе, – говорит Раиса. – Я преподаю в художественной школе. Елена Павловна – художник в газете «Авангард». Рисовали параллельно, сравнивали, какие-то детали убирали, какие-то прибавляли.

Эти удивительно позитивные женщины – почти профессиональные снежные скульпторы. В прошлом году они заняли первое место на конкурсе в Петрозаводске, а ранее взяли главный приз на подобном мероприятии в Кировске. Говорят, что участвовать их подтолкнула… зависть. Хорошая, творческая.

– Мы посмотрели, как это здорово – снежные скульптуры. Это же очень красиво смотрится. Вот изо льда пока не решаемся делать, но обязательно попробуем. Может быть, даже в следующем году.

– Какой хороший снег в Кировске, – вспоминает Раиса. – Белый-белый. Плотный, как мрамор. Такое наслаждение было работать.

Приглядываемся. Да уж. Даже в темноте легко угадывается мусор, попавший в скульптуры со снегом.

– Видите, вот там травы торчат. Где туалетная бумага попадется. В прошлом году у нас в кубе лопата была. Целая. Только так удачно получилось, что она нам не помешала по рисунку, – вспоминает Елена. – Мы ее вытащили и использовали в работе.

Обычные гастарбайтеры

– Что сложнее, работать со снегом или со льдом? – спрашиваем у ваятелей снежных скульптур.

– По снегу посложнее будет. Если на льду деталь можно приклеить обратно, то тут уже все, не получится.

Ледовые скульпторы не согласны:

– Из снега что-то создать проще. Он и поддается-то легче.

На столе у одной из команд примечаем посуду изо льда, туфельку Золушки, еще какие-то ледовые вещи.

– Что это? Продаете?

– Надо же на вечер зарабатывать, – спускается с высоты к нам Сергей Федосов из Вологодской области. – 300 рублей – штучка. Тут же зал бракосочетания рядом. Нас это и подвигло. Думаем, свидетели прибегут, да купят.

– Откуда такие навыки?

– Жить захочешь, так всему научишься. Кушать-то надо иногда.

– Вы этим на жизнь зарабатываете? – спрашиваем.

– Так да. Бывает. Я в деревне живу. Там такого, конечно, не продашь, поэтому делаешь просто, для удовольствия. Но иногда приходится уезжать в Москву. Там я годовую зарплату за месяц делаю. Не на фестивалях, конечно. Есть же громаднейшие проекты. Например, ледовый дворец в Питере на дворцовой площади. Это мы его делали. Настоящие деньги на нем, конечно, зарабатывали те, кто этот проект придумал. А мы так – обычные гастарбайтеры.

Скульптура Сергея и его товарищей называлась «Карелия». Интересуемся, почему решили изобразить Карелию, а не, скажем, свою родину?

– Ну как... Карелия... журавли, – не очень уверенно пояснил собеседник.

Два ерша и «мотособаки»

Интереснее всего было в субботу, 18-го февраля – в день закрытия фестиваля. Первыми начали праздновать рыбаки. Еще в 9 утра они расселись по лункам, в надежде поймать что-то стоящее.

– Помнится, раньше по 100 грамм ловили, по 80, а теперь килограммами ловите, – заметил ведущий.

Улов победителя (а стал им Владимир Новик) – 1 килограмм 335 граммов. Он же получил приз и за самую крупную пойманную рыбу. Правда, никто так и не смог вспомнить ее вес.

Когда рыбаки покинули лед, вдалеке особенно стала бросаться в глаза одинокая фигура над лункой. Оставшись, мужчина невольно привлек любознательных: людям не терпелось узнать, чего он не пошел со всеми?

– Всего два ерша. Не пойду, – отмахивался от них рыбак.

Отличным сюрпризом для ребятни стало катание на собачьих упряжках и «мотособаках». Настоящие собаки возили за деньги (поездка – 30 рублей). Механические катали даром.

Интересуемся:

– Почему все-таки «мотособаки»? Чисто внешне больше напоминают снегоход.

– Потому, что они как псы, как хаски, только двигатель заливается бензином. На них хоть по льду, хоть по снегу. Даже летом можно использовать: ставите колесницу и вперед. Износ, конечно, намного больше идет, но в деревнях ездят. Это народ их назвал собаками. Так-то они мотобуксировщики.

Самое яркое зрелище дня – зимний карнавал. В нем, собрав в колонну более 500 человек, приняли участие 29 организаций. Стимул участвовать был – самая красочная и оригинальная колонна, который в итоге была признана команда индустриального колледжа, получила в качестве приза 20 тысяч рублей. Еще было пять премий по десять тысяч и пять премий по пять.

Приличные денежные премии достались и победителям центрального праздничного конкурса. Лучшей скульптурой изо льда признали «Мельницу Сампо», созданную петрозаводчанами Александром Кимом, Геннадием Нестуловым и Федором Евтифеевым. В номинации «Снежная скульптура» победил тот самый кондопожский самовар. В этом году подарком для города было участие в конкурсе иностранных команд – из Италии и Словении. Словаки, кстати, даже заняли почетное второе место.

Праздничная программа завершилась лазерным шоу и красочным парадом фейерверков. Предполагалась, что каждое выступление будет сопровождать музыка, однако уже после первой пятиминутки возникли проблемы с электрикой. Впрочем, это ничуть не испортило впечатления от праздника.

Илона Радкевич

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram