Daily News

Как служится коням в карельской полиции

Конный патруль появился в Петрозаводске больше пяти лет назад. Но жители столицы до сих пор оборачиваются вслед непарнокопытным стражам порядка. Вот и сами сотрудники полиции признаются: для Петрозаводска конный патруль – это больше экзотика, чем необходимость. «Губернiя Daily» выяснила, как живется и служится полицейским лошадкам.

«Полицейский» напрокат

— Осторожно, этого не трогайте, он кусается, — предупреждает меня сотрудница конюшни, где на дежурство снаряжают конный патруль. Руки так и тянутся к милой рыжей лошадке, но почти все животные тут с норовом и только с виду милые. На службу конный патруль выходит три раза в неделю – по пятницам, субботам и воскресеньям. В остальное время лошадки катают детишек на набережной. Специально к службе животных никто не готовил. Это в Москве в конный полк специально отбирают и тренируют. У нас все проще: карельское МВД заключило договор с частниками и лошадок полицейские берут в аренду. Бывает, идет сотрудник по набережной, а его верный конь там детишек катает.

— Животным ничего особенного делать не приходится – ходи да ходи, поэтому их даже не пришлось переучивать, — говорит старшина Роман Нитченко. В полиции он уже десятый год, из них пять провел в конном патруле. Он – один из самых опытных сотрудников. Сейчас у нас восемь конных полицейских – четыре мужчины и четыре девушки. На дежурство каждую пятницу заступают лишь двое. Только по праздникам Петрозаводск патрулируют четверо или даже шестеро всадников.

Прежде чем посадить полицейских на лошадей, их учили азам: как держаться в седле, как управлять конем. Роман признается: приходилось тяжело, особенно физически. Стражи порядка должны уметь и собирать лошадь на дежурство «от и до». Полицейские сами моют и чистят коней, сами запрягают их. И так – три раза в неделю. Правда, если на улице идет дождь, конный патруль на дежурство не заступает – мокнуть лошадкам и их всадникам противопоказано. Тем более, что одежда у патрульных животных нехитрая – одна накидка с надписью «полиция». По праздникам ее меняют на такую же, но красную, парадно-выходную, с гербом. В седле стражи порядка обычно проводят по восемь часов в день с небольшим перерывом.

— До этого я просто в патрульно-постовой службе работал, — рассказывает Роман Нитченко. — В седле ни разу не сидел. А когда предложили в конный патруль пойти, согласился. Почему бы для разнообразия летом и не поездить на лошади? Зимой-то мы не работаем. Теперь втянулся, иногда даже скучаю по лошадям. Хочется, чтобы лето скорее пришло.

Первая лошадь Романа умерла год назад – конь получил солнечный удар, пока катал детишек.

— Перегрелся, бедняга, — вздыхает Нитченко. — Он мне прямо как товарищ был. И спокойный очень. А вообще лошади эмоции свои почти не проявляют. Вроде бы и узнают тебя, но не поймешь, рады или нет. Стоят да стоят себе.

Несмотря на это, полицейские своих товарищей по службе любят и часто балуют: подкармливают хлебом или сахаром. А вот прохожим кормить коней запрещают.

Рыжие к рыжим

Уже почти год Роман Нитченко ездит на новой лошади – серой Рагнеде. Сокращенно – Дена. Ну а для хозяина она просто Деночка. Ей восемь лет и нрав у нее норовистый.

— Конечно, лучше, если в патруле будут ходить спокойные животные, — говорит Нитченко, — Но попадаются разные. Дена у меня бывает нервной, пугливой и эмоциональной. Может взбрыкнуть иногда. Ее родная сестра Дея тоже в конном патруле, нрав у нее похожий.

А вот лошадка Штучка, которая в свое время прославилась тем, что на торжественном параде «сделала кучку» на глазах у губернатора Карелии Сергея Катанандова, у полицейских теперь на хорошем счету. Она – самая спокойная и надежная.

Участвовать в погоне нашим лошадям еще ни разу не приходилось. Конный патруль задерживает, в основном, пьяных, которые и так никуда не убегают. Маршрут патрулирования один и тот же: Набережная Онежского озера и Парк культуры и отдыха, а по праздникам стражи порядка заглядывают еще и в Губернаторский парк. Лошади присутствуют и на всех крупных мероприятиях. Громких звуков и салютов животные боятся, могут начать прыгать, поэтому приходится постоянно быть начеку.

— А лошадь вас не сбрасывала ни разу? – интересуемся мы.

— Было дело, — вздыхает Нитченко. — Во время тренировок случалось, а на дежурстве, слава богу, нет. Прошлый конь еще и кусал меня два раза. Не знаю, чего ему не понравилось. Я его чистил и вдруг чувствую, за плече меня кто-то ухватил. Обернулся – он стоит, как ни в чем не бывало. У меня потом синяк на плече остался. Не знаю, может, он меня за своего принял, хотел, как с другими конями, поиграть.

Стражам порядка нужно следить и за тем, с кем лошади больше ладят. Дена и Дея охотно вместе патрулируют улицы. Но если поставить одну из них в пару с рыжей лошадкой, могут начать брыкаться и кусаться. Подмечено: серые лошадки лучше ладят с такими же серыми, а рыжие ходят в паре с рыжими. Но когда лошадей выводят на дежурство вчетвером, случаются конфликты.

— Им если что-то не нравится, они сначала уши прижимают и начинают как будто «крыситься» и зубы показывать, — объясняет Роман. — Мы уже понимаем, какое у них настроение, поэтому стараемся недовольных подальше друг от друга держать.

Ксения Сорокина

Срочные новости в нашем Telegram