Daily News

Монтессори нам не надо?

Некоторое время назад родители забили тревогу: единственный в Петрозаводске детский сад, работающий по системе Монтессори, закрывают. В городском бюджете, как водится, денег не водится. А уж на нетрадиционные педагогические техники воспитания – и подавно. Председатель управления по образованию Ирина Мирошник заявила, что ведомство и так «находится на голодном пайке». Мол, нужно расставлять приоритеты и решать, на что выделять деньги, а где экономить. Под таким обоснованием детскому саду №99 «Голубая важенка» значительно урезали бюджет.

Хотя вопрос о закрытии сада не стоит, его руководству придется решить ряд проблем. В частности, как быть с воспитателями. Особенность воспитания по Монтессори – разновозрастные группы. Если на традиционную группу достаточно двух педагогов, то группе Монтессори необходимы трое. Но теперь у садика нет возможности оплачивать труд трех педагогов – ставку урезали. А еще детей придется объединить из трех возрастных групп в две.

— Мы призываем родителей не паниковать, — говорит заведующая детским садом Ирина Тика. – Нас все-таки не закрывают, а просто ставят в более жесткие рамки. Государство сейчас просчитывает денежный норматив на каждого ребенка. Каким он будет – выяснится ближе к Новому Году, однако администрация нас уже предупредила: часть занятий в садике придется сделать платными. Если раньше наши дети занимались английским языком по уникальной системе Монтессори бесплатно, то с Нового Года придется брать за это деньги. Все дополнительные занятия станут платными: театральные и танцевальные кружки, уроки изо и т.д.

Детский сад «Голубая важенка» работает в Петрозаводске по системе Монтессори с 1995 года. Прежние его руководители вспоминают: у местной власти тогда была установка – «омантессорить» все детские сады города. Однако на практике планы так и не осуществились.

Есть в Петрозаводске еще и частный детский сад Монтессори. «Новое поколение» ютится в помещении школы № 20: узенький коридор, маленькие комнаты. В группе 15 человек от 3 до 7 лет. Принципы воспитания детей и обстановка – те же. Разве что развивающие материалы слегка новее.

— У меня у самой ребенок ходил в «Голубую важенку», — говорит воспитатель Екатерина Макарова. – Система Монтессори признана во всем мире, она давно доказала свою эффективность. Могу с полной уверенностью заявить, что дети, воспитывающиеся по этой системе, приходят в школу более подготовленными. Они уже многое умеют и им, в то же время, не скучно, они готовы развиваться.

Есть проблемы и у «Нового поколения». Как долго детский сад просуществует на первом этаже общеобразовательной школы – большой вопрос.

В следующем году педагогике Марии Монтессори исполнится сто лет. Разработки первой итальянской женщины-медика, как показало время, актуальны до сих пор. В чем их суть? Если  объяснять кратко, то главный принцип Монтессори – позволить ребенку заниматься тем, что ему интересно. Педагог же должен в нужный момент что-либо подсказать, прийти на помощь.

Помещения «Голубой важенки» оформлены очень необычно. Недаром введено такое понятие, как «развивающая среда»: тут тебе и математический уголок, и тренажеры, направленные на развитие детской сенсорики, зона двигательного развития. Повсюду – монтессори-материалы, которые педагоги и сами делают, и в столицах заказывают. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по вкусу: взять, к примеру, набор разных по размеру кубиков и устроиться с ним на коврике. Малыш думает, что он просто складывает предметы, а на самом деле он строит так называемую «розовую башню» — тренажер, помогающий усвоить понятия «больше» и «меньше». Или учится распознавать поверхности благодаря особым доскам для ощупывания.

В группах необычно тихо: никто из детей не ссорится, да что там – даже на нас, взрослых, внимания не обращают! Те, кто постарше, помогают малышам: объясняют, что и как правильно делать. Вот девчушка раскладывает какие-то таблички по лежащему на полу мальчику. Присматриваемся: табличка «голова» — на лбу, «руки» — где надо, «ступни» — тоже. Так малыши познают, как они сами устроены.

Старшие детки учатся математическим операциям с помощью маленьких фишек. Десятки – в одном столбике, единицы – в другом. Все наглядно и просто – ребята «щелкают» такие примеры, как орешки.

Особо интересна так называемая «зона ближайшего развития». Простейший пример – детские кроватки, на которых крупно написаны слова с подчеркнутыми орфограммами: цЫпленок, деревяННый, зайчОНОК. Дети, таким образом, незаметно для себя самих привыкают к верному написанию и произношению слов.

Увы, Петрозаводску передовые педагогические системы, похоже, не нужны. У нас уже привыкли экономить на детях.

Срочные новости в нашем Telegram