Daily News

«Нам таких экспериментов не надо!» Детей-инвалидов отвезут в концлагерь

Сегодня в российский прокат выходит  фильм «Весури», который рассказывает о событиях Великой Отечественной войны на территории Карелии. Картину снимали в Кондопожском районе, а оставшиеся после отъезда съемочной группы  декорации -  реконструкцию финского переселенческого лагеря — решили превратить в музей.

Этот факт вызвал немалое возмущение со стороны родителей. Дело в том, что заниматься созданием музея будет благотворительный фонд «Открытые возможности» на президентский грант. Как говорится в презентации фонда, он создан «для социальной поддержки и социальной адаптации детей с особенностями развития и их семей. <...> Миссией фонда является создание инклюзивного пространства для детей с особенностями развития в Республике Карелия». С точки зрения педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, музей с  реконструкцией жизни и быта малолетних узников финских переселенческих лагерей этой цели никак не способствует.

Почему благотворительный фонд, созданный для социальной адаптации детей с особенностями развития и их семей, будет заниматься этой проблемой? О психике детей подумали бы... В конце 80-х  была свидетелем, как на экскурсии в Саласпилсском мемориальном комплексе в Латвии ребенок 13 лет потерял сознание от услышанного о замученных в лагере, потом откачивали ребенка, а заодно и экскурсовода... — цитирует паблик «Отражение»  педагога и  депутата Петросовета Галину Васильеву.

Эту точку зрения разделяет и мама ребенка-колясочника Наталья Борис:

Тащить ребят, у которых психика в силу заболевания нарушена, в такие места, которые у здоровых людей в войну оставили очень тяжелый отпечаток и травму в их жизни, недопустимо. Нам таких экспериментов не надо!

Дополнительные вопросы вызывает и сумма, которую фонд потратит на обустройство музея. 3 миллиона уйдут на то, чтобы разобрать бутафорские бараки и перевези их в деревню Шайдома — именно там выделена земля под музей.

И ничего, что дачная деревня, на территории которой никаких лагерей не было, находится у черта на куличиках — от Петрозаводска больше 140 километров, а часть пути, почти 20 километров, грунтовка от трассы «Кола» в сторону станции Кяппесельга. Есть ли там устойчивая сотовая связь? Случись что на этой длинной дороге с потенциальными маленькими путешественниками — кто отвечать будет? «Открытые возможности»? Или все-таки никакого музея в Шайдоме не будет, а найдена еще одна лазейка для расходования государственных средств? — задается вопросом «Отражение».

Между тем в республике достаточно реальных сохранившихся мест, где действительно содержались пленные финских лагерей. Это, например, дом Мартыновых в заонежской деревне Терехово или исторический памятник — дом Нефёдкина в деревне Космозеро, где была женская тюрьма, комендатура, площадка, где расстреливали партизан и их помощников. Все здания сохранились, хотя требуют большого ремонта.

Вот-вот будет открыта дорога на Оятевщину, откуда туристы будут попадать в Кижи. Как раз по пути находятся деревни, где были финские лагеря, — приведите дома в порядок и показывайте. Ничего не надо изобретать, никаких муляжей не придется перевозить, а главное, впустую тратить государственные деньги, — говорит общественница Валентина Сукотова.

И если уж говорить об адаптации детей с особенностями развития, то в 21-м интернате для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нет современной специализированной площадки для прогулки и игр, других необходимых приспособлений и инвентаря. Также в республике нет возможности организовать сопровождение детей-инвалидов при адаптации к самостоятельной жизни.

Срочные новости в нашем Telegram