Daily News

Построить любой ценой

Год назад муж Татьяны Лукиной упал с третьего этажа недостроенного здания жилого квартала «Снегири». Он работал разнорабочим в фирме «Карелстроймеханизация». В один миг здоровый мужчина стал инвалидом. Несколько месяцев Лукин провел на больничной койке. Он до сих пор фактически прикован к постели. Сейчас Михаилу предстоит третья по счету операция. Врачи не дают никаких гарантий. Не исключено, что мужчина вообще больше не сможет ходить. Татьяна Лукина признается: никакой помощи или поддержки от предприятия, где работал муж, они так и не получили. В самом начале лечения им один раз оплатили лекарства – около 25 тысяч рублей. С тех пор – ничего.

Прикован к постели

Петрозаводск строится стахановскими темпами: новые дома растут как грибы после дождя. Заказчики требуют, чтобы все  было сделано как можно быстрее. И для этого, похоже, все средства хороши. Чтобы уложиться в сроки порой пренебрегают даже элементарной техникой безопасности. Мало кого заботит, что речь идет о жизни и здоровье людей...

— Такое ощущение, что о нас просто забыли, — вздыхает Татьяна Лукина, — Полнейшее равнодушие. Хотя комиссия признала, что травму мой муж получил из-за того, что предприятие нарушило технику безопасности. Поначалу к нему в больницу приходило начальство, обещало помощь. Но все это были только слова. А ведь муж был единственным кормильцем в нашей семье. Я сама инвалид-опорник, квартиру мы снимаем. Не представляю, как нам жить дальше.

Татьяна вспоминает: однажды она попыталась обратиться в фирму, где работал ее муж, за помощью. Там ей объяснили, мол, чего вы волнуетесь, ему же пенсию по инвалидности назначат, будите жить – горя не знать. Но как на 11 тысяч можно прокормить семью?!

Как только больничный у Михаила закончился, с работы его уволили. Так что рассчитывать Лукиным теперь не на что. У Татьяны остался одни выход – обращаться в суд.

— Я думаю, что для предприятия, занимающегося строительством жилья, не такая уж большая проблема выделить нам квартиру, — говорит женщина, — Это единственное, о чем мы просим. Я каждый день боюсь, что нам позвонит хозяйка и попросит освободить съемную квартиру. И мы окажемся на улице…

Слишком много весил?

Трагический случай с Михаилом Лукиным – далеко не первый. Буквально пару месяцев назад на тех же «Снегирях» упал еще один рабочий. Он работал на высоте в сильный ветер. Крановщица поднимала бадью с бетоном. Груз начал сильно раскачиваться, мужчина попятился к краю здания – и упал.

Спустя несколько недель после этого случая в одном из домов, строящихся на улице Зайцева, с шестого этажа рухнул еще один рабочий. Мужчина в темноте не заметил вентиляционной шахты, которая даже не была ограждена. Рабочий чудом остался жив. Но как быстро он поправится и сможет ли до конца восстановиться после травмы – большой вопрос.

Не слишком ли много инцидентов для одного предприятия? В самой «Карелстроймеханизации» не теряют самообладания, и уверяют: стройка — живой организм. И от несчастных случаев никто не застрахован.

— После каждого происшествия собирается комиссия, — объясняют в КСМ, -  Ведется расследование. Нас проверяли вдоль и поперек. И никаких претензий у надзорных органов к нашей организации сейчас нет. Михаил Лукин вообще не должен был заниматься каменной кладкой. Хоть у него и есть разряд каменщика, к нам в фирму он был принят разнорабочим. Но Лукин сам попросил поставить его на кладку – чтобы зарплата была больше. И мы пошли ему навстречу. Может, после падения он и не получил бы такую серьезную травму. Но Лукин на тот момент весил больше ста килограмм. Наверняка это  тоже сыграло свою роль.

Аргумент насчет веса просто оскорбителен, однако оставим его на совести отвечавших. Сейчас в КСМ уверены, что все обязательства перед Лукиными они выполнили. А речи о квартире для семьи и быть не может. Что касается двух других случаев с упавшими рабочими, то, если верить сотрудникам организации, и там работодатель ни при чем. В первом случае крановщица… решила пошутить и начала раскачивать бадью с бетоном! А рабочий, упавший в шахту, и вовсе работал в другой субподрядной организации. Руководство той фирмы почему-то не обратило внимания, что все лампочки в строящемся здании разбиты и на стройке царит кромешная тьма.

В общем, все кругом виноваты кроме «Карелстроймеханизации». Надзорные органы уже оштрафовали и мастеров, и прорабов, под началом которых трудились упавшие рабочие. Кого на 5, кого на 20 тысяч рублей. Деньги смешные, особенно когда речь идет о человеческих жизнях. Но, оказывается, наш закон сумм больше и не предполагает.

Осознанный риск

— Это в советское  время техника безопасности на стройках соблюдалась очень строго, — комментируют ситуацию в правовом отделе Объединенных профсоюзов Карелии, -  Сегодня у заказчиков одна цель – заработать. Им важно, чтобы работа шла, а как – не важно. К примеру, недавно на Древлянке засыпало рабочих. Когда мы выясняли, как такое могло выйти, нам объяснили, мол, думали, что уже холодно и грунт замерзший, поэтому не стали укреплять стены траншеи. То есть положились на авось. Рабочие понимают, что риск всегда существует. Но они осознанно идут на него, ведь по-другому в сроки не уложиться.

По новым законам специалисты инспекции труда имеют право приходит на стройки с проверкой не чаще… одного раза в три года! А раньше в любое время и без предупреждения. Сейчас это можно сделать только по заявлению самих рабочих. Но кто будет жаловаться на фирму, которая тебя худо-бедно кормит? Да и штрафы за выявленные нарушения смешные. Пять тысяч рублей – это еще в лучшем случае.

— Порой эти деньги еще и с самого работника могут списать, — отмечают в правовом отделе, — Поэтому у пострадавших на производстве выход один – судиться. У предприятия много обязанностей перед пострадавшим рабочим. Ему необходимо выплатить единовременную компенсацию, сохранить все социальные гарантии, а потом еще и трудоустроить обратно на предприятие. Если человек потерял трудоспособность, то хотя бы сторожем. Но на хорошие суммы могут рассчитывать только те рабочие, которые получают «белую» зарплату. А у нас в основном на тройках работают «по-черному». Они и требовать почти ничего не могут, да и получат в итоге копейки…

Евгения Покровская

Срочные новости в нашем Telegram