Российские школьницы уже с шестого класса интересуются сексом!
Ученые Высшей школы экономики изучили посты в социальных сетях подростков и показали, как соотносятся интересы и успеваемость молодых людей. Выводы Катерины Поливановой и Ивана Смирнова опубликованы в свежем номере журнала «Вопросы образования».
Профили в «ВКонтакте» дают весьма информативную картину интересов детей. В соцсетях они сами выбирают друзей, размещают контент и подписываются на различные группы без всякого контроля со стороны взрослых. Это позволяет составить неплохое представление о детях.
Так, набор подписок в значительной степени отражает реальные увлечения подростков. В то время как, например, прямые опросы школьников об их интересах и переживаниях не всегда эффективны. Дети могут озвучивать лишь то, чего от них ожидают, а не то, что есть на самом деле.
«ВКонтакте» позволяет непосредственно наблюдать увлечения подростков, причем в масштабе больших данных. Это открывает целый новый мир для исследователей», – замечают авторы.
Исследователи проанализировали данные 674 учеников 5-10-х классов и выяснили, что у детей с разной успеваемостью отличается и социально-сетевая активность.
Неравенство
Ученые выделили 883 сообщества «ВКонтакте», наиболее популярные среди школьников, а также изучили профили детей, учитывали пол, возраст и оценки успеваемости. Они выяснили, что профили имеют возрастные и гендерные особенности и связаны с достижениями детей в учебе.
«Люди часто думают об интернете как о некоем едином пространстве без границ, в котором все равны. Исследования показывают, что это не так, что это пространство дифференцировано. Я обнаружил, что во «ВКонтакте» чаще дружат между собой школьники и студенты с одинаковой успеваемостью», – комментирует Смирнов.
Об учебе ни слова!
Авторы работы обозначили пять особенностей подростковых групп в соцсети:
- В них почти нет тем, связанных со школой, – учеба не входит в сферу интересов детей. Одно исключение – экзамены (ОГЭ, ЕГЭ), но на такие сообщества подписаны только сильные ученики.
- Большинству юношей и девушек в соцсети интересны истории с острым сюжетом (в том числе о романтических отношениях, сексе) и с неожиданным финалом.
- В фокусе подросткового внимания также нетривиальные идеи: изобретения, лайфхаки, юмор.
- Девочки уже с шестого класса интересуются сообществами на тему секса с весьма откровенными рассуждениями и грубой лексикой. Мальчиков-ровесников на них подписано меньше, они начинают интересоваться подобными группами позже, в восьмом классе. Обычно это не блестящие ученики.
- Посты подростков сделаны примерно в одном стиле. Это зачастую короткие текстовые записи, которые сопровождают фотографии или видео – полноценные тексты единичны. В публикациях присутствует ненормативная лексика и обилие юмора.
Кроме того, исследователи отмечают, что сообщества мальчиков в основном об энергичных действиях, сообщества девочек – больше об эмоциях. Так, мальчикам наиболее интересны досуговые группы – о футболе, компьютерных играх, а также юмор. Тематика второго ряда – сообщества об успехе, рекордах, фильмах ужасов и пр.
Девочки по большей части обсуждают человеческие взаимоотношения и свое взросление. Среди тем также присутствуют красота и здоровый образ жизни (правильное питание, фитнес), разнообразные арт-идеи и рукоделие, поэзия.
Отличники против троечников
Ученые также рассказали, что набор интересов различается как между мальчиками и девочками, так и между учениками с разной успеваемостью. Отличники, по данным исследования, участвуют в сообществах, посвященных взаимоотношениям с родителями, интересным идеям, фактам, неожиданным вариантам использования привычных вещей. Среди их увлечений – также юмор, фильмы, музыка, стихи и спорт. «Секс также представлен практически во всех сообществах, но, как правило, внутри каких-то других тем (например, неожиданное возвращение родителей домой, когда молодая пара занимается любовью)», – поясняют авторы статьи.
Школьники с низкими оценками подписаны на сообщества, посвященные гороскопам, татуировкам, подборкам фильмов, видеоклипов и музыке, а также грубому юмору.
Таким образом, анализ профилей детей показал, что «развитие интересов школьников происходит по разным траекториям в зависимости от успеваемости». Авторы статьи говорят о том, что профиль в соцсети может быть «ключом» к ребенку. Изучение реальных увлечений школьника с помощью социальных сетей поможет в развитии образования, прежде всего дополнительного – по интересам.