Слепого с собакой-поводырем выгнали из маршрутки
В Петрозаводске слепого с собакой-поводырем высадили из маршрутки! Водителю «Газели» показалось, что собака… слишком большая. В тот день Олег Черепанов со своей собакой-поводырем – семилетним лабрадором Квинтой – подошел к конечной остановке маршруток на улице Попова. Он торопился к пациенту, поэтому, узнав у других пассажиров, что маршрутка №17 стоит на остановке, Черепанов с Квинтой двинулись прямо в салон «Газели»...
Слишком большая собака?
Несмотря на то, что Олег Черепанов не видит с детства, он ведет активный образ жизни: работает учителем-реабилитологом в школе для слепых детей, преподает компьютерную грамоту слепым, а недавно открыл кабинет лечебного массажа «Гармония». Так что мужчине приходится много передвигаться по городу, а Квинта – самый надежный помощник. Собака для Черепанова больше, чем член семьи: она знает четыре десятка маршрутов, которыми мужчина пользуется, полностью заменяет хозяину глаза, и уже давно научилась понимать его без слов.
Но не успел мужчина с собакой устроиться в салоне, как водитель заявил – с собакой нельзя, выходи из маршрутки! Черепанов отказался. Тогда водитель потребовал надеть на Квинту намордник, что мужчина немедленно сделал – его он всегда носит с собой вместе со всеми разрешающими документами на собаку и специальной шлейкой для собак-поводырей. Но и после этого водитель маршрутки не успокоился. На вопрос Олега Черепанова, могут ли теперь они ехать, отрезал: «Нет!» И добавил что-то в духе «собака слишком большая».
После этого он развернулся и повез Черепанова с Квинтой в диспетчерскую. Там вокруг них собралась целая толпа. Большинство водителей маршруток, прекрасно знающие и Олега Анатольевича, и его собаку, были на его стороне и предлагали пересесть к ним. А вот девушка-диспетчер, взглянув на документы Черепанова, неожиданно заявила, мол, это все не важно, потому что маршрутка частная и водитель сам решает, пускать в салон собаку или нет. И никакие законы не указ.
— Меня такое объяснение возмутило, — говорит Черепанов. — Если бы маршрутка у него во дворе стояла, то он мог бы решать, кого ему везти, а кого – нет. А тут она на городском маршруте работает, на остановке стоит, общественную функцию выполняет. О каком «частном» тут может идти речь?! Все это я и пытался объяснить диспетчеру. Но в итоге мне все равно пришлось выйти – мне стало жалко диспетчера, которая стояла у дверей маршрутки и ничего не могла сделать. Да и пациент меня уже ждал, времени оставалось в обрез.
Не первый случай
Олег Черепанов объясняет: маршрутками он пользуется почти каждый день и в такой некрасивой ситуации оказался уже не в первый раз. Выгнать собаку из салона пытались и раньше. Черепанов сталкивался с самой разной реакцией со стороны водителей – начиная от «проходи и денег не надо» до «пошел вон». Но он ни разу не вышел из автобуса. Потому что если уступит хотя бы один раз – это будет повторяться постоянно.
— Конечно, мне было неприятно, — добавляет Олег Анатольевич. — Но дело не только во мне. Тут вопрос от частного случая к общему. У нас в Петрозаводске всего у четырех слепых есть собаки-поводыри. Одна женщина тоже живет на Древлянке, как и я. Ее несколько раз тоже выгоняли с маршрутки. Женщину доводили до слез, она просто разворачивалась и уходила. Сколько такое еще может повторяться? Я-то в себе уверен, я добьюсь своего и доеду, куда нужно. Но сколько людей не доедут? Или, не дай бог, водитель маршрутки высадит слепого в незнакомом месте. Так ведь и под машину можно попасть. В то время, когда у нас в стране разрабатывают программы на создание безбарьерной следы, частные перевозчики устанавливают свои собственные правила и сводят все эти усилия на нет.
Черепанов предупреждает: если подобная ситуация повторится еще раз, он будет обращаться в суд. И правда будет на его стороне, ведь по закону собак-поводырей в общественном транспорте должны возить бесплатно, если они снабжены необходимыми знаками отличия, у них есть намордник и разрешающие документы. А все это у Олега Анатольевича и Квинты было.
Примечательно, что проблемы возникают только с водителями маршруток. Пассажиры ни разу плохого слова про собаку не сказали. Наоборот, все так и норовят приласкать Квинту. А та старается забиться в угол или под сиденье, чтобы никому не мешать. Хотя Квинта – собака не простая, к людям и публичности привыкла: она и на совещаниях, и в кабинетах у чиновников вместе с хозяином регулярно бывает, и в театр ходит.
Закона больше нет?
— Собак-проводников специально дрессируют так, чтобы они не реагировали ни на людей, ни на других животных, — объясняет Олег Черепанов. - Поэтому они в принципе не могут представлять никакой опасности. Еще щенками они проходят жесткий отбор – из 10 щенков в помете для того, чтобы сопровождать слепого, годны от силы два. Проверяют их выстрелом из стартового пистолета – если у щенка хотя бы зрачок дернулся от этого звука, поводырем он быть не сможет. Тут нужна крепкая психика. Государству подготовка одной собаки-поводыря обходится в среднем в 720 тысяч рублей, дрессируют животных около года. Очередь на них огромная: бывает, слепые по пять лет ждут свою собаку. И для чего?! Для того, чтобы потом они с ней не могли никуда выйти?!
Удивительно, но заместитель начальника отдела дорожного хозяйства, транспорта и безопасности дорожного движения администрации Петрозаводска Роман Ванько уверяет: наказать водителя маршрутки за такое поведения никак нельзя. Более того, по закону он якобы имел право выгнать слепого и его собаку! Если верить Ванько, в старых правилах перевозки пассажиров был пункт о собаках-поводырях. Но три года назад они были отменены. А в новой редакции правил о них почему-то уже нет ни строчки: видимо, наши законодатели позабыли, что слепые люди тоже могут пользоваться общественным транспортом.
— В законе о слабовидящих этот момент тоже не прописан. Поэтому перевозчик может действовать на свое усмотрение – хочет – везет, не хочет – не везет, ничего тут не поделаешь, — говорит Ванько. – Мы связывались с тем водителем маршрутки, он уверяет, что Черепанов не показал никаких документов на собаку и не хотел надевать на нее намордник, поэтому он и велел им выйти. А так бы все было нормально. Лично я бы рекомендовал слепым пользоваться троллейбусами или хотя бы «пазиками», где места побольше. А то ведь в салоне маршрутки тесно, а тут еще собака. Хоть и говорят, что лабрадоры добрые, это до поры – до времени, пока не столкнешься с обратным. Меня лабрадор в детстве просто так укусил – я ехал на велосипеде, а он набросился.
Олег Черепанов таким объяснением был сильно удивлен – об отмене прежних правил перевозки их никто не предупреждал. Но ведь совесть-то вроде пока никто не отменял, верно? Неужели слепые пассажиры у нас теперь вообще законом не защищены? Или все-таки чиновники что-то не договаривают?
Ксения Сорокина