Daily News

В России отменили обязательную сертификацию лекарств. Выяснили, как это отразится на нашем здоровье

В России с сегодняшнего дня больше нет обязательной сертификации лекарственных препаратов. За их качеством будет следить Росздравнадзор, а мы попробовали выяснить, как это отразится на аптечном рынке и нашем здоровье.

Как пояснила заместитель руководителя Росздравнадзора Валентина Косенко, процедура сертификации устарела и показала, что сертификаты — не гарант качества. Система дорогая и несовременная, поэтому потребовались изменения. Эту точку зрения разделяют производители лекарств. По словам гендиректора по развитию компании Stada CIS Ивана Глушкова, процедура сертификации, которой занимались специально аккредитованные центры, была больше формальной, пишет Российская газета. А, как утверждает аналитик Finam, Анатолий Вакуленко, могла привести к подорожанию лекарсвт, особенно бюджетных .

С 29 ноября  производители или поставщики, которые ввозят лекарства в Россию, должны предоставить сведения о них в Росздравнадзор. Вместе с эти ведомством  контролировать качество лекарств будут лаборатории государственных учреждений. Качество заграничных лекарств теперь ответственность дистрибьютора. Российских —  компании-производителя. Разработчики отечественных препаратов должны самостоятельно провести испытания качества.

Если препарат не дженерик (то есть не воспроизведенное средство), а впервые произведенное в России или ввезенное к нам из-за рубежа, в Росздравнадзор нужно представлять дополнительный протокол испытания лекарства. Как уточняет кандидат медицинских наук фармаколог Орест Ибрагимов, сначала производитель выпускает очень небольшую партию препарата. И такой выпуск может быть вполне успешным. Но при массовом производстве может что-то пойти не так. Теперь надо будет прогонять через серийные производства три первые серии или партии препарата. Для потребителя это означает одно: они получат более качественные лекарства.

Подобное решение давно назрело, и, в целом его можно оценить позитивно. Это позволит упростить вывод новых лекарственных препаратов и их дженериков на рынок. Одной из негативных сторон принятия данного решения может стать снижение качества лекарственной продукции, однако, учитывая формальность самой процедуры, а также относительно высокое количество контрафакта, существенно ситуация с качеством препаратов, скорее всего, не изменится, — заявил Fedpress врач Центра нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко Павел Никитин.

Совершенно другая точка зрения у экономиста и политолога Михаила Делягина:

Риски, связанные с недобросовестными торговцами, которые могут продавать чёрте что под видом известных лекарств или лекарства, которые не апробированы, резко возрастают, — цитирует Делягина Царьград.

Эксперт  отмечает, что проблема с сертификацией лекарств в России стояла довольно остро. Чиновники  не закупали жизненно необходимые лекарства, и люди были вынуждены доставать необходимые препараты за границей,  рискуя схлопотать обвинение в торговле наркотиками и лишиться не только здоровья, но и свободы. При этом раньше сертификация занимала три месяца, и на каждую партию лекарства нужно было получать отдельное разрешение. Теперь отдельного разрешения на каждую партию лекарств уже не нужно, и сертификация занимает три дня. Но за три месяца в принципе можно проверить медицинские параметры лекарства, а за три дня проверить точно нельзя. В итоге возникают вопрос: что в итоге попадёт на прилавки аптек.

Эксперт опасается, что в результате получится ситуация, когда от бюрократического произвола, связанного с тем, что государство не признаёт те или иные широко распространённые в мире лекарства, которые действуют, или бюрократического произвола, связанного с тем, что государство вдруг перестаёт закупать жизненно важные лекарства, никто по-прежнему не застрахован. А вот риски, связанные с недобросовестными торговцами, которые могут продавать неизвестно что под видом известных лекарств или лекарства, которые не апробированы, значительно возрастут.

Срочные новости в нашем Telegram