Обзор

Большой натуральный обман. Почему я разочаровалась в «зеленой» косметике и больше не покупаю средства с пометкой organic

Мода на все натуральное не обошла стороной косметику. Ведь не может же продвинутая современная девушка, не допускающая к своему организму все недостаточно органическое и экологически безопасное, нанести на лицо, например, крем, сделанный из нефти, а на волосы — шампунь с силиконами. Впрочем, стоп, с нефтью все не так просто. 

Лет 10 назад каждый уважающий себя телевизионный канал показал по передаче на тему: «А-а-а-а, в косметике содержатся страшные сульфаты и парабены, теперь мы все умрем!» Одна резвая журналист даже высыпала на стол перед директором какой-то косметической фабрики некую белую субстанцию и предложила ее съесть, чтобы доказать безопасность продукции. Директор, естественно, отказался, из чего был сделан вывод, что женскую часть нашей страны  злые силы решили извести при помощи ненатуральных косметических ингредиентов. Особо впечатлительные дамы принялись выбрасывать «химические» банки и склянки, мыть голову яйцом и чистить зубы содой. Потом по косметическим форумам прокатились несколько тем под общим лозунгом: «Вы же понимаете, что натуральная косметика не может стоить дешево!», и, наконец, на прилавках появилось то, чего так ждала вся продвинутая общественность — органические и натуральные средства поддержания женской красоты. Предпродажная подготовка была проведена столь безупречно, что по банке чего-нибудь натурального прикупили даже завзятые скептики. И вскоре все были вынуждены признать, что красивее почему-то не стали. Что ж, поздравим с успехом маркетологов и разберемся, почему натуральная косметика нас разочаровывает.

Разочарование первое: она не натуральная!

Покупатель видит надпись «натуральная» и уже представляет, как волшебные феи смешивают чудодейственный крем из слез единорога и пыльцы с крыльев бабочек. А потом, естественно, хватается за голову, обнаружив в составе  натурального средства, например, спирт или тальк. Спешим успокоить. Во-первых, и то и другое — вещества натуральные. Ведь «натуральный» — это существующий в природе или полученный из существующего в природе, а вовсе не обязательно только растительный. Чем и пользуются многие недобросовестные производители. А во-вторых, косметика, срок хранения которой превышает несколько дней, просто не может обойтись без некоторых компонентов, например, консервантов. Как правило, честные производители натуральной косметики не используют синтетические консерванты и отдушки. Эту роль играют натуральные ингредиенты типа того же спирта (растворителя и консерванта). Например, этиловый спирт — этанол (Alcohol), присутствия которого к косметике так боятся многие женщины, обладает прекрасными антибактериальными свойствами, а в концентрации более 11% действует как консервант. И его появление в составе косметических средств никак не противоречит идее натуральности. Нефть, кстати, тоже натуральный продукт. Но продукты ее переработки все же запрещены большинством сертифицирующих натуральную косметику органов.

Разочарование второе: химия из ивовой коры

Многие из того, что мы привыкли считать самой что ни есть химией, получено из природных компонентов. Но тут производители идут на хитрость и  указывают в скобках название натурального ингредиента вместо химического. Возьмем, к примеру, салициловую кислоту, которую часто добавляют в средства для проблемной кожи. Впервые ее добыли из коры ивы, и теперь производителю ничто не мешает  сказать, что его средство для очищения и подсушивания кожи содержит экстракт ивы. Он,теоретически будет прав, когда на самом деле в составе будет салициловая кислота, полученная из фенолята натрия и углекислого газа. Или вспомним те же лаурилсульфат аммония или лаурилсульфат натрия. Производитель обычной, ненатуральной косметики напишет их химическое название. А изготовитель натурпродукта непременно укажет: «получено из масла кокоса». Но многие производители не делают даже этого. Иногда достаточно зеленой упаковки или изображения дерева, листика или капельки, чтобы покупатель принял совершенно обычный состав за натуральный или органический.

Разочарование третье:  этот ужасный лаурилсульфат!

«Как же лаурилсульфат оказался в составе натуральной косметики?» — ужаснется продвинутый потребитель. И действительно, лаурилсульфат натрия и родственный ему лаурилсульфат аммония во время подготовки покупателя к пришествию косметики с пометкой organic были объявлены едва ли не главными врагами человеческой красоты и здоровья. Помните, «они же используются для мытья машин, а вы их хотите на лицо нанести!» Да, действительно используются. И вода, с которой начинается любой список косметических ингредиентов, кстати, тоже. На самом деле  SLS применяется и в косметике, и в бытовой химии, потому что чрезвычайно эффективно расщепляет жир. И тут уместно вспомнить многочисленные жалобы на то, что бессульфатные шампуни не промывают волосы. Особый гнев сторонников натуральности вызывают раздражающие качества SLS. Действительно, они вызывают раздражение кожи, если контактируют с ней больше часа. Вы часто наносите шампунь или гель для душа на час?

А теперь самое интересное. Некоторые  сертификаты косметики (такие как французские ECOCERT и Cosmebio) разрешают использовать при производстве сертифицированной органической и натуральной косметики лаурилсульфат натрия (SLS) и лаурилсульфат аммония (ALS). Да-да, в производстве натуральной косметики официально разрешены компоненты, вредом которых нас долго пугали. Имеете право возмущаться.

Разочарование четвертое: так что же такое «органик»?

С сертификацией органической и натуральной косметики вообще сложно. К сожалению, пока не существует единого стандарта, а каждый сертифицирующий орган имеет свой список разрешенных веществ. Например, немецкий сертификат BDIH не разделяет косметику на натуральную и органическую, разрешает этиловый спирт и запрещает использовать животные компоненты.

Но большинство сертификатов все же проводят границу между органическим и натуральным. Так, органическая косметика — это косметика из ингредиентов, выращенных путем органического земледелия или собранных в дикой природе. То есть сырье для нее должно быть выращено только на экологически чистых землях без использования каких-либо удобрений и пестицидов. Вопрос, где такие земли взять, оставим за скобками. Эти экологически безупречные компоненты запрещено смешивать с продуктами нефтепереработки, парабенами, силиконами, большинством продуктов животного происхождения. Даже тару для такой косметики следует изготавливать из  материалов, допускающих вторичную переработку, чтобы как можно меньше вредить природе. Таким образом, это экологически чистая, этичная косметика, и только. Кстати, сертификаты Natrue и ECOCERT допускают использование животных ингредиентов, если они получены ненасильственным способом. Итальянский орган ICEA и английский Soil Association разрешает использование консерванта феноксиэтанола. А сертификационные органы ECOCERT и Cosmebio, помимо того, что допускают наличие «правильных» SLS,  настаивают, что органическими должны быть минимум 10% компонентов в готовой (!) продукции. Дело в том, что основной компонент косметики это вода (от 60% до 80% в составе), которая не может быть сертифицирована как органическая. Именно поэтому общий процент органических компонентов в продукте не может быть высоким.

Разочарование пятое: «органика» не работает!

А никто и не обещал. За шумовым фоном покупатели не обратили внимания на одну маленькую деталь: никогда и нигде не было сказано ни одного слова о том, что натуральная косметика более эффективна. Обещали безопасность, использование натуральных компонентов  и щадящее отношение к окружающей среде. Натуральная косметика может  усилить защитные функции кожи или уменьшить  потерю влаги, но никогда не справится, например, с пигментацией или возрастными  изменениями. Приготовьтесь к тому, что органик-крем не будет таким комфортным, как «химический» — для хорошего скольжения по поверхности кожи и быстрого впитывания применяются эмульгаторы и силиконы, которые органические марки использовать не могут. Органик-средства стоят на 25-40% дороже обычных, но  в этом случае вы платите за этичное отношение к природе, а не эффект. В цену заложены, например, сохранение от вырубки лесов Амазонки, честные зарплаты для работников в развивающихся странах и проведение разных экологических акций, но никак не решение проблем вашей кожи. Можно сказать, что настоящие органические средства менее вредны, но не более полезны. Лучше всех об это сказала косметолог Тийна Орасмяэ-Медер:

— Органическая косметика, на мой взгляд, — идеальное решение для людей, которых действительно сильно волнует экология, защита окружающей среды и подобные вещи. Используя экологическую — или органическую — косметику, они должны понимать: да, они следуют по своему «зеленому пути», но он сопряжен с некоторыми ограничениями. И эффект от этой косметики будет, скорее всего, ниже. В целом, конечно, это масштабный рынок, который базируется на чувстве вины, которое нам прививается. Мол, мы так варварски относимся к своей планете, что готовы уничтожить ее, лишь бы у нас подольше не было морщин, а с помощью органической косметики можем минимизировать вред, причиняемый окружающей среде. Огромное количество людей хотят внести свой вклад в повышение экологической безопасности, покупая органические кремы. Но маркетологи не могут остановиться. Они идут дальше и проповедуют, что органика не только гуманна, но и полезна. В итоге мы имеем горы вранья и мифотворчества.

Читайте также:

«Чудовищно проплаченное ухищрение!» Развеяли 10 мифов об органической еде. Почему на самом деле это не полезно, а нас всех обманывают

Зеленый чай, диетические батончики и даже овощной салат: врачи рассказали, какие «полезные» продукты на самом деле могут вам навредить

Волшебные тапочки и наклейка для языка. Самые бесполезные и нелепые приспособления для похудения. Не дайте себя «развести»!

Вакуум для пор, корсет для тонкой талии и другие бьюти-новинки, жутко популярные у девушек. Почему не стоит верить рекламе и почему врачи предупреждают об опасности?

Как нас «разводят» в магазинах: что на самом деле значат надписи «без сахара, холестерина и ГМО» на этикетках продуктов и почему на самом деле это простой обман

.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram