Промо

Вы бывали на подземной ГЭС?

А вот нам повезло побывать на уникальной подземной гидроэлектростанции Кольского полуострова – Верхне-Туломской ГЭС и даже увидеть подземный рыбзавод, где выращивают мальков форели. На самом деле в эти дни под Мурманском, как раз на базе каскада Туломских ГЭС проходят соревнования оперативного персонала гидроэлектростанций Северо-Запада, входящих в состав ТГК-1. Мы ехали посмотреть, что же из себя представляют эти соревнования, узнать, зачем они нужны, поддержать три карельские команды и, как выяснилось уже в дороге, побывать на подземной ГЭС. Сначала о последнем.

Вообще даже в голове как-то не укладывается, что гидроэлектростанция может находиться под землей. Их же ставят на водоемах, где есть естественный перепад высот – его увеличивают, выстраивая плотину, внизу устанавливают турбины, генераторы и вся наука. Но чтобы вода падала под землю… Как это? Зачем? Оказалось, что для строительства подземных ГЭС (всего в мире около 300 подземных гидростанций) есть экономические и конструктивные основания.

В начале 60-х годов, когда планировалось строительство гидроэлектростанции на реке Тулома – как раз там, где она вытекает из Нотозера, был естественный порог, то есть небольшой водопад. И сначала действительно хотели, не мудрствуя лукаво, построить плотину и обычную наземную ГЭС. Но, чтобы обеспечивать промышленность энергией, стране нужны были мощные электростанции, а естественный перепад высот в 28 метров не оставлял надежд построить по-настоящему мощную ГЭС. Выхода было два: строить огромную плотину высотой метров эдак 60-70 или пускать воду под землю. Последнее оказалось проще и экономически выгоднее.

В скале прорубили тоннели, на речном пороге построили всего-то 30-метровую плотину и получилось, что вода теперь падает на турбины с высоты почти 60 метров (точнее – 58,5м). Это конструктивное решение позволило Верхне-Туломской ГЭС, пущенной в 1965 году, долгие годы считаться самой мощной подземной ГЭС Советского Союза. Потом на юге страны в горах стали строить более мощные подземные гидроэлектростанции.

Все это нам рассказывает и.о. начальника Верхне-Туломской ГЭС Виталий Иванов, который обязан провести инструктаж по технике безопасности прежде, чем спуститься с экскурсантами в машинный зал. Но с журналистами инструктаж простым не получается – приходится по пути отвечать на массу вопросов, скажем так, не по существу.

Самое главное, что мы все-таки уяснили: спасаться, в случае чего, нам придется бегством. Для этого на станции есть специальный тоннель длиной более 300 метров, ведущий из машинного зала наружу. Пользоваться лифтом при эвакуации категорически запрещено. А тоннель в обычной жизни используют для погрузки оборудования – иначе со станции или на станцию его просто не доставить.

Итак, спускаемся на лифте в машинный зал – путь достаточно долгий для того, чтобы рассмотреть на табличке в лифте надпись, запрещающую пользоваться этим чудом техники «детям ниже 12 лет». Виталий Иванов поясняет, что на строительстве станции работали 2000 финских специалистов, здесь немало финского оборудования, сопровождаемого, естественно, инструкциями на русском языке с похожими «трудностями перевода».

К слову, о финских строителях. Экономные и предприимчивые финны сначала построили Верхне-Туломскую ГЭС, а потом возвели у себя точно такую же – абсолютного близнеца, с одним лишь отличием: на финской ГЭС 2 лифта, а здесь – один. Есть еще одна станция, при строительстве которой использовалась такая же технология, но уже в Египте на Асуанской ГЭС. И еще. Во время строительства Верхне-Туломской ГЭС финны специально прорубили в скале рыбоход для семги. Ну, как бы в целях сохранения экологической ситуации – должна же семга идти на нерест. А на самом деле, как поговаривают люди знающие, финны очень рассчитывали, что рыба пойдет через этот рыбоход прямиком в Финляндию – у нее пути другого не будет. Но наша семга не пошла под землей, несмотря ни на какие уловки соседей, а они и специальные «завлекающие» насосы ставили и световую дорогу для семги делали – без толку.

Как рассказывает старший рыбовод Людмила Аншакова, вот уже 20 лет на месте не оправдавшего себя рыбохода работает завод по выращиванию мальков радужной форели. Сегодня в инкубационном цеху 28 бассейнов, где подрастают более миллиона мальков – потом их продают рыбным хозяйствам, которые выращивают десятиграммовых малышей до рыб, весом в килограмм, а то и больше. В основном это Карелия. Рядом цех, где содержится почти 1000 форелей-мам и пап. Среди них есть альбиносы и, говорят, что они пользуются особым спросом у столичных гурманов. Вообще, завод расположился, конечно, очень удобно, поскольку теплая вода поступает с ГЭС, холодная вода – из водохранилища, все смешивается до нужной температуры (форель любит 10 градусов тепла) и пожалуйста – рыба нерестится 2 раза в год. Это не говоря о том, что потери при выращивании мальков минимальны.

И все это буквально в двух шагах от верхнего уровня машинного зала, где видны «верхушки» четырех гидроагрегатов. В светлом машинном зале, в гуле работающих машин, как-то не понимаешь, что ты находишься внутри скалы и только когда видишь небольшой участок свода, специально не закрытый искусственными стенами, понимаешь, что над твоей головой 50 метров камня. (Верхний уровень машинного зала расположен на отметке 50 метров от ноля, а верхняя точка «под ногами» снаружи – 100,7 метров). Жутковато, если честно.

Виталий Иванов рассказывает о мощности гидроагрегатов, которые сегодня вырабатывают 268 мегаватт, о планах на реконструкцию и увеличение мощности, о регуляции мощности и частоты электрического тока в сетях и это все, безусловно, должно впечатлять людей понимающих. Для сравнения, самая мощная карельская ГЭС – Криворожская филиала «Карельский» ТГК-1 — вырабатывает 180 МВт. И, пожалуй, показательно то, что мощность Верхне-Туломкой ГЭС крайне редко используется по полной – сейчас в этом нет необходимости, промышленность, для которой создавалась мощная ГЭС, простите, «сдулась». Оказалось, что энергосистема Кольского полуострова перенасыщена и просто не знает куда деть мегаватты электроэнергии. К слову, часть энергии с Верхне-Туломской ГЭС поступает в Карелию и вообще именно Верхне-Туломская ГЭС регулирует поставки электроэнергии в нашу республику.

А напоследок Виталий Иванов приготовил для нас прогулку на плотину – здесь, конечно, все охали, ахали и любовались красотами. Жаль во время нашего визита не было водосброса, но и без него картина весьма впечатляющая. Под ногами 30 метров и высохшее русло нередко бурной реки, поскольку водосброс здесь мощный: 400 кубометров воды в секунду из камеры, а их две. Любопытная деталь: в этих камерах теплые полы – финны придумали для того, чтобы зимой лед не выдавливал ворота камер. Ну а насколько здесь красиво, вы и сами видите.

Что же касается соревнований оперативного персонала ГЭС, то о них мы расскажем позже, поскольку это мы приехали и уехали, а специалисты все еще соревнуются. Болеем за карельские команды каскадов Выгских, Кемских и Сунских ГЭС! На сегодня они, между прочим, в тройке лидеров!

Срочные новости в нашем Telegram