Ретро

Как карельское правительство спаивало журналистов

Больше десяти лет назад в Петрозаводск приезжала Татьяна Буланова. Посмотреть на лучшую плакальщицу страны собрались жители со всего города: пришли более пяти тысяч. Люди «гроздьями» свешивались с лоджий и из окон девятиэтажки. Один литр бензина  А-92 тогда стоил 11 рублей. А каждый десятый рубль доходов Карелии шел на чиновников. В Карелии тогда существовало Министерство печати. «Подружиться» с карельской прессой  министерские сотрудники пытались своеобразным образом: организовывались пресс-туры, в которых журналистов поили и просили не писать ничего плохого. Скандалом закончился один такой пресс-тур. Работника газеты «Карьялан Саномат» пришлось насильно высаживать из маршрутки. Журналист  прыгал по сиденьям, вырывал из них металлические части, падал, валялся на полу, матерился. А хозяйка «Газели» после инцидента  написала жалобу в правительство.

Прессовка

Наталья Захарчук, газета «Карельская Губернiя», 25.11. 2002

Говорят, что с момента учреждения в республике министерства печати началась его негласная война с пресс-службой правительства. Да и как не воевать, когда функции у этих существующих при Сергее Катанандове идеологических служб, по сути, одинаковы, а доказывать свою необходимость приходится — только в будущем году на минпечати придется израсходовать 8 миллионов бюджетных денег.

Чтобы отстоять собственное существование, в министерстве ПИСО придумали парочку визитных карточек. Одна из них — районные пресс-туры для журналистов, которые теперь проходят исключительно под эгидой министерства.

На первый взгляд — цель благая. Не могут СМИ самостоятельно выезжать в глубинку, чтобы освещать местные проблемы, так правительство их отвезет на готово... Однако транспортом, как оказалось, дело не заканчивается. Недавно корреспонденту «Губернiи» удалось побывать в одном из таких пресс-туров, организованных минписом в Кондопожский район. Вернувшись домой, журналист понял, что одно только участие в мероприятии уже «обязывает» его взглянуть на материал, добытый в поездке, сквозь розовые очки организаторов. А как же иначе... Ведь не напишешь же что-нибудь плохое о правительстве и минпечати после такой глубокой идеологически-кулинарной и алкогольной обработки журналистов. Впрочем, обо всем по порядку...

Посторонним вход воспрещен

Официально заявленной темой пресс-тура в Кондопожский район было состояние местного лесопромышленного комплекса. Журналистам обещали показать кондопожские предприятия, работа которых связана с заготовкой и обработкой древесины, повозить по делянкам, рассказать о проблемах ЛПК устами руководителей и еще многое-многое другое. На Кондопожский ЦБК, предупредили сразу, никого не пустят. Виталий Федермессер предприятие свое от чужих глаз прячет, и никакому минпису не под силу организовать туда доступ. Остались муниципальные лесозаготовительные бригады.

Рано утром, в кромешной тьме, по команде ведущей специалистки минпечати еле-еле загрузились в арендованную правительством «Газель». Журналистов — пишущих и прочих — набралась полна коробочка: ни одного свободного места. Оказалось, что эта компания представителей СМИ комплектуется уже не первый раз. В пресс-туры, которые проводились раньше, ездили в основном те же люди — своя, уже сформировавшаяся тусовка. Видимо, нравится им колесить по районам с правительством, вот и соглашаются одни и те же. К тому же стимулов предостаточно, и не только профессиональных...

В Кондопоге сначала повстречались с мэром Александром Туркеничевым, который славится своим немногословием, поэтому времени у журналистов почти не отнял: был скромен и как обычно не речист. Вторым на очереди был начальник лесной службы, который пожаловался на незаконные рубки леса, а еще на республиканский бюджет, не выделяющий денег на лесовосстановление. После Кондопоги двинулись в глубинку. Сначала в Спасскую Губу, а потом на лесную делянку, где трудится бригада МУП «Вохтозерское». Вниманию журналистов сначала предстала пилорама с пилой, произведенной в 1953 году, а потом работяги-лесорубы. Мужики на делянке продемонстрировали показательную рубку стройной березки. Специально для телекамер. Руководители рассказали о главной проблеме МУПов — отсутствии лесофонда и нежелании республиканских властей работать с ними — нетрадиционными лесопользователями. На этом моменте первая, официальная часть пресс-тура закончилась. Но была еще вторая, с точки зрения организаторов, не менее значимая: обильное угощение журналистов и одновременно идеологическая их обработка.

«Не пишите про нас плохого!»

Приключения начались еще до обеда. Где-то по дороге с делянки в Спасскую Губу в «Газели» кончился бензин — правительство не рассчитало количество. Микроавтобус замер посреди леса, и пока журналисты на морозе ожидали спасателей, неведомо откуда появились первые три бутылки «Карельского бальзама». В Спасской Губе была еще водка с колбасой и хлебом, а в мотеле «Вояж» — конечной цели путешествия — стол, достойный описания баснописца и известного любителя поесть Ивана Крылова.

Каждому журналисту достался полный обеденный порцион с кофе, пирожными и фруктами (были не просто яблочки какие-нибудь, даже виноград), а спиртное (водка в ассортименте, настойки, пиво) под тосты специалистки минписа лилось нескончаемой рекой.

Идеологическая часть была представлена в застольных задушевных беседах: «Вы уж не пишите про нас ничего плохого!» и т.п. Тосты произносились за министерство печати, которое так умело организует пресс-туры («Журналистам они очень нравятся»), за отдельных чиновников, там работающих, за то, чтобы газета «Губернiя» проиграла суд по «Сказкам». Героями бесед были Василий Попов («Сколько денег было брошено против него на пудожских выборах! И все зря...»), Евгений Коткин (у которого «все на поверхности лежит, только им никто не занимается»)  и другие известные в политическом мире личности. Министерство печати хвалилось зарплатами, но жаловалось на тяжелую службу и напряженный график: до сих пор работает в режиме выборов.

Описывать все то, что творилось за столом, недосуг. Действо длилось весь оставшийся день, и домой участники пресс-тура попали около одиннадцати часов, почти ночью. Говорят, что это еще рано, так как традиционно пресс-туры сопровождаются посещением бань и саун, поэтому журналистам приходится ночевать в гостях. В «Газель» некоторых пресс-туровцев пришлось в буквальном смысле слова заносить вперед ногами. Что, впрочем, неудивительно, ведь тост «на посошок» произносился раз пять, и администрация мотеля уже стала волноваться.

Уже в Петрозаводске при прощании с теми, кто мог воспринимать окружающий мир, организаторы напомнили, что следующий выезд будет в Лоухский район, тема — развитие туризма, время посещения — двое суток. Можно предположить, что желающих поехать в Приполярье будет достаточно. Вот только «Губернiю» уже вряд ли позовут: наш журналист и фотограф не смогли поддержать компанию и разочаровали организаторов чрезмерной, а потому подозрительной трезвостью ("Прислали детей на военный завод! — возмущалась организатор пресс-тура.) А как тут расслабишься, если вопросы: «За чей счет банкетик? И к чему обязывает такое братание с властью?» — покоя не давали.

Спустя несколько дней в местных СМИ появились публикации по итогам пресс-тура. На телевидении были показаны сюжеты о Кондопожском районе. Стоит ли говорить о том, что общий информационный тон абсолютно всех был позитивным, а комментарии — благоприятные для властей... В минпечати поставили себе очередной плюсик.

«А он на сиденье прыг — и давай скакать!»

Пресс-тур в Кондопожский район был организован минписом 15 декабря, а через день, 16-го, на столе у начальника хозяйственного управления администрации правительства Сергея Софонова лежала докладная записка, подписанная частным предпринимателем Юлией Мазовой. Оказалось, в шоке от проведенного мероприятия были не только мы. Юлия Владимировна — хозяйка той «Газели», которая возила журналистов в Кондопогу, тоже испытала стресс, да такой, что сразу села за перо и бумагу.

В своей докладной Юлия Мазова рассказывает о том, что произошло под занавес пресс-тура (мы очевидцами этому не были), и просит организаторов — правительство — прекратить те безобразия, что обычно творятся во время выездов журналистов и чиновников в районы. Вот только несколько цитат из докладной:

«Курение в салоне, распитие спиртных напитков с употреблением в пищу примитивной закуски стало для многих журналистов нормой поведения. После их поездки салон автобуса превращается в большую грязную урну для мусора, в которой лежат пустые бутылки, банки из-под пива, куски хлеба и остатки рыбных консервов. Считается удачей, если ничего не сломано, не повреждено и никого не стошнило».

Судя по письму Мазовой, подобное обращение в правительство Карелии она хотела написать давно, но терпела, пока последний случай не вывел ее из себя окончательно: «Вчерашняя поездка 15 декабря 2002 года по Кондопожскому району под руководством Натальи Казберович (ведущего специалиста министерства печати — ред.), закончившаяся насильственным выдворением работника газеты „Карьялан Саномат“ из салона автомобиля, превзошла все ожидания и заставила меня написать эту докладную».

По рассказам Юлии Мазовой, пресс-тур в Кондопогу закончился так: последний пассажир «Газели», пишущий путешественник, по возвращении в Петрозаводск учинил в салоне микроавтобуса настоящий дебош. Пьяный журналист прыгал по сиденьям, вырывал из них металлические части, падал, валялся на полу, матерился. В конце концов водителю пришлось применить силу. Только с кулаками удалось угомонить разбушевавшегося славослова.

От пьянства пострадал салон «Газели». Мало того что он был полностью загажен, так еще сиденья оказались поврежденными. На следующий день машину пришлось поставить на ремонт, и хозяева потеряли часть прибыли.

«Мы работаем с правительством давно и разрывать договор, конечно, не собираемся, — рассказывает нашему корреспонденту Юлия Владимировна. — Но то, что творится, невозможно. Куда бы ни повезли — везде пьянки, гулянки, грязь и еще неизвестно что... Наши водители в пресс-туры и вообще в районы с правительством ездить не хотят. Это для них как наказание... Скоро придется выдавать им на время командировки бейсбольные биты и баллончики со слезоточивым газом».

По получении докладной записки в правительстве начали проводить служебное расследование. Юлии Мазовой позвонил замминистра печати Александр Мешков и сообщил, что дебошир будет наказан, а сам факт его недостойного поведения предадут гласности. Это означает, что сотрудник редакции, по всей видимости, и станет тем крайним, на кого обрушится гнев власти за скандальный пресс-тур. Между тем совершенно ясно, что наказывать нужно не журналиста, а организаторов. Министерство печати, занимаясь «мягким подкупом» СМИ, само провоцирует пьянки, и ответственность должна лежать только на чиновниках этой службы.

P.S. Министерство печати Карелии было упразднено в июле 2004 года.

Срочные новости в нашем Telegram