Архив

Елена Дмитриева работает по 15 часов в день, крошит в домашней мастерской стекло и создает уникальные ёлочные игрушки

С Еленой мы встретились в кафе и сразу поняли, что ошиблись. На женщину-мастера, которая режет стекло, паяет гранаты (броши-фрукты, не подумайте) и запекает ангелов на ёлочные украшения, надо смотреть в работе. Через неделю поехали к ней в домашнюю мастерскую, и вот там-то и произошло настоящее чудо. Наша героиня оказалась сказочной Еленой Премудрой, которая своими руками творит мозаичные столы-самобранки и витражные фонари-самоцветы :) Давайте вместе сядем за такой стол: Елена приготовила нам какао и пирог с апельсиновым джемом. Будем слушать хозяйку и разглядывать работы – первое интервью в бликах по стенам.

На самом деле, то, что я делаю, очень просто. Но нельзя выучить правила и начать строгать шедевры. Резать стекло можно научиться только тогда, когда много режешь стекло. Никуда без практики без оригинальных идей. В них-то все и дело. Я не понимаю мастеров, которые тщательно охраняют свои секреты. Когда кто-то просит меня показать, как я работаю, никому не отказываю. Люди учатся у меня, а я – у них. Это и есть развитие ремесла.

Я крошу стекло четыре года. Сначала рисовала, училась в студии у петрозаводской художницы Виктории Зориной. Потом то, что нарисовала, решила превратить в стеклянную мозаику. Дочь привезла в подарок космическую россыпь кусочков – килограммов 20. Основам меня обучил мастер Мартин Ундикс. Возможность попрактиковаться в различных техниках работы со стеклом у меня появилась в Школе мозаики в Петербурге. Очки, тапочки, руки бесконечно в мелких порезах. Про маникюр пришлось забыть. Но в свою бытность учительницей химии и биологии (мое первое образование) и потом на директорском посту я успела походить с красивыми ногтями, так что не жалею.

Из своих украшений я ношу брошь — половинку граната. Идея создать такое украшение пришла как-то ночью. Я вскочила в три часа рисовать, а утром – делать :) Теперь гранат превратился в талисман-логотип моей группы «Glasscraft» в «ВКонтакте». Таких брошей уже немало, они стали очень популярны. Но работа со стеклом плохо поддается тиражированию. Нельзя по одному шаблону сделать сразу сотню вещей. Это штучное ручное производство: каждое изделие надо резать, точить и паять отдельно. С одной стороны, это труднее. С другой – все предметы получаются чуть-чуть разными.

Стекло – американское витражное. Оно специально предназначено для творчества, богато различными оттенками. Еще использую, к примеру, венецианское стекло миллефиори. Это старинная техника, когда рисунок формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Как древесный ствол: снаружи одного цвета, а на срезе – узор.

Популярных техник работ со стеклом три: витраж Тиффани, фьюзинг – запекание стеклянных деталей в печи, и лэмпворк, когда стекло обрабатывается в пламени горелки. Витраж Тиффани – самый известный, наверное. Льюис Тиффани, сын того самого знаменитого основателя ювелирной компании, изучал живопись и много путешествовал. Большое впечатление на него произвели витражи Шартрского собора. Но роспись, по мнению Тиффани, всех природных возможностей стекла не раскрывала. Он много экспериментировал и изобрел новую технику, названную его именем, когда кусочки стекла обматываются по периметру медной лентой, а затем спаиваются. Получается легкий и надежный каркас, который позволяет собирать мозаику из даже очень мелких деталей. Обожаю фильмы об эпохе ар-деко, где можно увидеть множество подобных декоративных элементов в интерьерах.

Выполнить из стекла можно и малютку-брошку с ягодами морошки, и мозаичную столешницу. Сейчас буду составлять стеклянный узор внутри большого кота – фанерной заготовки-рамки. Что крупное я хотела бы сделать еще? Окно или дверь… Или… хамам. Прям все помещение взялась бы украсить мозаикой: стол для массажа, потолки, полы и стены. Работы на полгода бы хватило.

В минималистичных интерьерах очень здорово смотрятся флорариумы: графичные из прозрачного стекла. Но флорариумами они называются условно, только если заселены растениями. Тогда там образуется собственный микроклимат. А так в них можно хранить вещи или просто использовать как декор. Вообще, практической пользы в таких стеклянных предметах мало. Одна красота и настроение. Но в этом весь смысл. Птицы на чугунных ветках – та же история. Стекло должно сочетаться со светом. И лучше с солнечным.

Я работаю часов по 15 в день. Правда, всегда оставляю время на чтение, могу неделю посвятить одному автору. Вудхаусу, например. И работаю под музыку и аудиокниги. В мастерской хорошо звучит то, что меня не подгоняет по скорости и соответствует настроению и погоде за окном. Я привыкла планировать все заранее, перед Новым годом особенно много заказов. Творчество творчеством, а дисциплина должна быть. Сейчас пройдут праздники с украшениями и подарками, и я вернусь к идеям, которые только начала разрабатывать. К примеру, народным узорам, выполненным из стекла: традиционной макоши и другим элементам карельской вышивки, славянским оберегам и символам. Но это потом, после стеклянных сосулек, снежинок и ёлочек, зеленых и белых в яркий разноцветный горох.

Больше работ Елены Дмитриевой – на vk.com/vitrazh_mosaica. А увидеть их вживую и познакомиться с автором можно будет совсем скоро – на новогодней ярмарке в ТРК «ЛОТОС PLAZA» 27-30 декабря.  

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram