Блоги

Крупы в чёрном: как это сделано

Не буду тянуть кота за всякое и нагнетать интригу, скажу сразу — мы победили! Ура, товарищи! Если видео вам понравилось, и вам не терпится узнать, как оживить курицу, слепить гештальт-пельмень и заставить предметы летать — кухонная магия раскрывает свои секреты! О конкурсе я узнал примерно за месяц до окончания срока приема работ. Не знаю, что заинтересовало меня больше: возможность выиграть макбук (полезная, в общем-то, в хозяйстве вещь), или сделать действительно интересный ролик вопреки куче ограничений. Ну, казалось бы, что можно эдакого придумать про крупу, чтобы это было не стыдно показать? Короче, вызов принят! Мы с братаном стали мозговать идею.

Первое до чего додумались: монолог брошенной пельмешки, которая на протяжение многих лет была другом студента, а теперь вот оказалась не у дел. Формат — пародия на документальное кино, интервью для ток-шоу. Драматичное и сентиментальное.

Я даже текст уже прописал. Видел ракурсы и монтажные ходы. Но все вдруг разбилось о банальный вопрос: как анимировать пельмешку? Учитывая то, на что пельмешка похожа, могут возникнуть не нужные нам ассоциации. Или, может, ее должен играть человек? Какой грим тогда использовать? Короче, этот вопрос остался нерешенным, но в любом случае выходила какая-то тупость.

Был вариант заменить пельмешку на гамбургер, с его анимацией проблем бы не возникло. Однако терялся некий дух народности. Все же пельмени у многих вызывают какие-то душевные чувства: такого народного сопереживания не удостоится ни один другой фаст-фуд.

Потом была мысль снять тренировку и пробежку фактурного парня под музыку из «Рокки». Или, уже в порядке бреда, снять пародийное эротик-видео на музыку «You touch my ta-la-la» на тему страстной любви к крупам. Женские крупы, окунаемые поочередно в мешки с крупой, естественно, тоже присутствовали в качестве черновой идеи.

Потом я увидел видео: «Когда папа подарит Инфинити».

Оно так меня вдохновило, что я тут же написал концепт ролика. Под красивый видеоряд готовки звучал бы закадровый голос с кавказским акцентом: некий мудрый наказ сыну про то, что настоящий мужчина должен уметь готовить. Пельмени-шмельмени — забудь про это, э! Девочка любит, чтобы вкусно было! Придет к тебе вечером, вкусно ей сделаешь, а потом — кус-кус ее, кус-кус. Но не мне тебя учить.

Это только самая суть, на самом деле, текст для ролика был гораздо длиннее и продуманнее. От идеи отказались по двум причинам: некогда было искать актера на озвучку, а также посчитали идею недостаточно «вирусной». Слишком классическим и правильным представлялся видеоряд. Можно было внести больше интриги, элементы эротики, но продумывать детально времени уже не оставалось: пора было снимать.

В итоге, вернулись к теме покинутого фаст-фуда. Монолог пельмешки превратился в массовый исход продуктов с кухни, причиной которого послужили полезные крупы. Потом пришли к мнению, что это слишком скучно. Чего это фаст-фуд сдается так сразу? Он должен дать бой! Решающий! Нить найдена и пошло-поехало: спарта, матрица и все такое прочее. На черновик сценария ушла ночь. Еще два дня на доработку. Раскадровку я дописывал уже прямо перед съемкой, когда пельмешки уже покрывались испариной в пакетах на кухне.

Съемка

Этот ролик — мой первый опыт в покадровой анимации, или как модно говорить сейчас: стоп-моушн. Пару лет назад я участвовал в многодневном семинаре по анимации, который проходил в «Выходе», так что какая-то теория в голове была.

Обычно как нормальные люди осваивают анимацию? Сначала учатся «оживлять» один персонаж. Потом придумывают взаимодействие с каким-либо объектом. После персонаж вписывают в пространство. Затем появляется второй персонаж. И только после этого анимируется движение камеры внутри сцены. То есть, как в любой науке: движение от простого к сложному.

Но вы понимаете, это не наш метод. Для того, чтобы создать что-то более-менее интересное, предстояло прыгнуть сразу через пять ступенек. И лишь после того, как весь реквизит был куплен, а сценарий напечатан, я осознал, что почему-то мы выбрали самый сложный вариант из всех возможных. Впрочем, как всегда.

Немного теории. Человеческое сознание воспринимает сменяющие друг друга картинки как непрерывный поток на скорости двадцать четыре кадра в секунду. Меньшая скорость даст ощущение дерганой картинки. Большая — никакой новой информации сознанию не предоставит, но видео будет выглядеть более плавным (популярный прием в видео-играх).

Однако у покадровой анимации другой стандарт: двенадцать кадров в секунду. Видимо, когда-то аниматоры посчитали, что этого достаточно, чтобы правдоподобно вдохнуть жизнь в неодушевленные предметы.

В общем, сейчас это нужно просто принять как данность. Есть двенадцать кадров в секунду. И как бы медленно или быстро не двигался объект, скорость съемки всегда будет равна двенадцати кадрам в секунду.

Как это выглядит на практике. Допустим, объекту нужно преодолеть двенадцать сантиметров за одну секунду. Это довольно быстрое движение для небольших предметов. Таким образом, чтобы сделать движение плавным, делим расстояние на двенадцать равных частей. Получается: один кадр — один сантиметр. Если вам нужно, чтобы объект прошел это расстояние медленнее, допустим, за две секунды, тогда надо снять двадцать четыре кадра, каждый раз двигая объект на полсантиметра. Если быстрее, за полсекунды: шесть кадров по два сантиметра.

В теории вся эта математика — элементарна. Однако, когда дело доходит до съемки, нужно знать, сколько по времени продлится каждое действие и постоянно считать, причем вслух. Я для этого даже специальную графу сделал в сценарии, где прописывал продолжительность каждого плана с точностью до половины секунды. Потому как полсекунды экранного времени — это шесть кадров. А шесть кадров — это несколько минут съемки.

Анимация камеры подчиняется этим же правилам. Для плавности движения использовали слайдер (спасибо большое оператору Максиму Носову, который любезно предоставил девайс). Снимать было бы намного проще, если бы на слайдере была хоть какая-то разметка. А так пришлось действовать на глаз, держа в уме шаги камеры и количество снимков для каждого из объектов в кадре. В общем, самое то занятие в промежутке с часу ночи до восьми утра.

Кому интересны другие технические подробности. Камера Nikon D700. Объективы Tokina 16-28mm, 2.8 (на общих планах); Nikor 50mm, 1.4 («киношные» кадры).

Спецэффекты

Самый распространенный вопрос касательно ролика: как, мол, у вас там все так летает? Подкидывали, что ль?

Нет, мы бы замучались подкидывать, подгадывая нужную траекторию. Все решила... правильно! Леска!

Все летающие объекты были надежно закреплены, так и летали. Забавно было смотреть черновой вариант ролика, где все это движется на ниточках. Напомнило бета-версию фильма «Росомаха: Начало». В общем, несколько дней потом Витя сидел и убирал все это палево в фотошопе. С каждого снимка. Возможно, в видео-редакторе это маскируется гораздо быстрее, но этой технологии я пока не знаю, и времени изучить не было.

Курица. Вопрос ее «оживления» оставался открытым непосредственно до съемок эпизода с ней. Такую махину фиг подвесишь на леску. К тому же она оказалась какая-то вся скукоженная и наотрез отказывалась двигаться. Эпизод, где кура разрывает пакет в клочья и выбирается на волю был признан неудачным и без сожалений отправился в корзину.

В ходе манипуляций одна куриная нога отвалилась. Мы оторвали ей вторую и протопали окорочками перед объективом камеры. Получилось эффектно.

Последним техническим вопросом оказалось сооружение мега-босса. Как соорудить гору пельменей, чтобы и выглядела внушительно и не осыпалась? Лучшим решением оказалась перевернутая кверху дном кастрюля, с насыпанными на нее пельмешками (они упорно не хотели приклеиваться к стенкам). Выглядело это как череп терминатора в папахе из пельменей. А потом снова была долгая история «Витя и фотошоп», где пельмешкам пришлось-таки наклеиться на кастрюлю.

Сведение и раскрутка

За ночь мы отсняли полторы тысячи кадров. Я понимал, что времени обработать их как следует у меня не будет, поэтому изначально снимал в джипеге, чтобы даже искушения не было что-либо улучшить. Так что помимо монтажных манипуляций в фотошопе, все кадры, как есть, прямо с камеры. Загонять их все в видеоредактор сразу смысла не было: большое количество объектов сильно затормозило бы работу компьютера.

В итоге, я выбрал следующую схему работы: из фотокадров я сводил двух-трехсекундные эпизоды в программе «Pro Show Producer». Окончательный монтаж видео — в «Adobe Premiere».

Отдельно мы потрудились над озвучкой. За помощь большое спасибо радийщику Кириллу Заворуеву. Он помог записать голоса, подобрал звуковые спецэффекты и свел дорожку. Правда, потом разве что безногий не пнул в комментариях озвучку нашего ролика. Да, мы не актеры, но ведь и ролик делали не на продажу. Это все ради фана: выиграли бы или нет, главное то, что все в нем сделали мы сами, в этом и был кайф.

Кстати, когда снимали, я еще точно не знал, какая музыкальная тема будет главная. Но в голове крутились последние аккорды саундтрека к фильму «Начало». Когда я свел видео и подставил музыкальную композицию — совпало практически один в один! Это удивительно. Потому как по правилам мультфильмы делают точно наоборот: сначала пишут голоса и саундтрек, а потом уже рисуют.

Мы залили ролик на «Трубу» и стали ждать. Постепенно он набирал просмотры. Из тех, что появились в последние дни, был среди лидеров. Но сильно уступал по количеству просмотров тем, что появились за месяц до него. Реальную ситуацию показала публикация на ютубе. Мне было интересно посмотреть, насколько наш ролик может быть вирусным без агрессивного вброса просмотров и перепостов (об этой технике в предыдущем посте). Единственное, что я сделал: дал ссылку на своей странице вконтакте, снабдив следующим комментарием:

УРА-УРА! Друзья! КОНКУРС вирусных роликов выходит на ФИНИШНУЮ прямую! наш ПАРОДИЙНЫЙ трейлер уже на YOUTUBE!

Я не буду никого просить делать ПЕРЕПОСТ и все такое. Но мы потратили много сил и времени на его создание и, по-моему, вышло КРУТО!

Я хочу ПОДЕЛИТЬСЯ им с ВАМИ. И если вам ПОНРАВИТСЯ, тогда неплохо было бы ПОКАЗАТЬ его друзьям.

Скинул еще двум-трем людям, мнение которых было интересно. И все. Практически сразу наше видео вырвалось в лидеры, набрав за несколько дней более тысячи просмотров. Потом нас догнал ролик «Зеленые против красных», а после всех сделала песенка маленького Нута «Мы — бобы». Это было настолько стремительно и очевидно: к продвижению роликов явно приложили руки все знакомые и друзья претендентов. Но это не было запрещено правилами, скорее, даже поощрялось.

Кстати, у меня на примете было несколько беспроигрышных ходов для раскрутки. Но вот вряд ли бы они понравились руководству компании.

Например, каким-нибудь двадцать пятым кадром на долю секунды можно было бы вставить картинку, которую и сделать превью на ютубе.

А что? Модель Джоанна Крупа, и она в черном. Все честно. А между тем такие вещи поднимают просмотры в разы. Или, поиграв со словом «крупы», можно вытащить следующее его значение:

И опять же — все честно. Игра слов. Но это слишком простая манипуляция, использовать ее было неспортивно. Хотя, это, конечно, странная категория, применительно к вирусному видео, но уж такие ограничения поставил себе я сам. И, как видите, эксперимент удался. Еще я хотел посвятить абзац обзору претендентов, показавшихся мне наиболее интересными, но не хочу растягивать текст еще больше. Если интересно, обсудим в комментариях.

ЗЫ: Сейчас пересмотрел ролик и нашел отсылки к следующим фильмам:

«300», «Годзилла», «Матрица», «Храброе Сердце», «Люди в Черном», «Начало», «Бэтмен: начало», «Терминатор». И думается мне, что это еще не все. Может, у вас есть свои ассоциации, было бы интересно узнать.

Виктор Давидюк

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram