Блоги

Лесной кошмар

Созвонился на днях с московским приятелем. «Все-таки, – говорит он мне, – времена меняются. Бастрыкин вот извинился. Раньше мы и подумать о таком не могли». А я слушаю и понимаю, что понятия не имею, о чем он говорит. Кто такой Бастрыкин? Перед кем он извинился? Зачем? А спросить как-то стеснительно. Решил покопаться в Интернете, да и забыл. А через пару дней звонят родители из Америки и спрашивают, что я написал за последнее время. Я объясняю, что ничего особенного вроде не происходит, так что пишу ерунду одну. «Как, – удивились родители, – а девятичасовой обыск у Собчак? А список Магнитского? А Бастрыкин, в конце концов?». И тут мне, наконец, стало стыдно, и я полез узнавать про этого загадочного гражданина.

И узнал я следующую историю. Александр Бастрыкин – это не больше ни меньше руководитель Следственного комитета всея Руси. То есть один из самых главных полицаев страны. И вот он обиделся на журналиста. Ему не понравилась статья замредактора «Новой Газеты» Сергея Соколова. Тот ругал в статье работу силовиков и задел тонкую душу Бастрыкина. В итоге один из главных полицаев страны пригласил Соколова слетать с собой в Нальчик на совещание. Там перед всеми собравшимися копами обругал его крепкими словами и фактически назвал врагом народа. В смысле, врагом полицейских. А уже на обратном пути по дороге из аэропорта попросил водителя остановить машину на фоне ночного подмосковного лесочка, вывел Соколова на обочину, отослал охрану и без свидетелей принялся угрожать ему. В частности, сообщил, что когда Соколова убьют, он же сам и возглавит, ха-ха-ха, расследование.

Жутковатая, в общем, история. После этого редактор «Новой Газеты» Муратов в целях безопасности отослал Соколова за границу, а сам опубликовал открытое письмо Бастрыкину, придав огласке все дело. Журналисты начали выходить на пикеты к зданию Следственного комитета. Бастрыкин сутки молчал, а потом дал интервью «Известиям», где отверг грязные инсинуации на свой счет, сообщив, что нет у него времени по лесам шастать. Мол, уже года два в лесу не был. Так что не фиг врать. А еще через день он вдруг резко похорошел и явился в редакцию «Новой Газеты» с извинениями. Объяснил, что устал, что замотался на работе, что нервы сдали. Он все признал, за исключением леса. Типа, да ругал, угрожал, но не в лесу, а рядом с лесом, что, по его мнению, видимо, как-то резко меняет картину происшедшего. Редактор позвонил за границу прячущемуся там Соколову, передал трубку Бастрыкину, и тот извинился лично перед журналистом. В общем, хэппи энд. Силовик оказался с человеческим лицом, сила гласности сломала стену чиновничьей самоуверенности, все помирились, и только что добрые феи не спустились с небес на грешную московскую землю. Вопрос в том, с чего вдруг главный следак страны вдруг столь резко подобрел и очеловечился?

Наиболее прекраснодушные романтики считают, что власть начала считаться с обществом. Рост народного самосознания напугал сатрапов, митинги, гулянья, сидения под Абаем и прочие бурления сделали свое дело и заставили Бастрыкина раскаяться. Скептики, правда, считают, что если его кто и заставил раскаяться, то это новый министр МВД, который ознаменовывает первые шаги своего правления показательными увольнениями и порками. Некоторые же и вовсе считают, что благодарить нам надо американцев, которые составили «список Магнитского» и норовят лишать визы и закрывать банковские счета у тех, кто особо отличится на поприще нарушения человеческих прав. Не знаю. Меня лично занимает даже не это, а то, почему, несмотря на ежедневные ползания по Интернету, я ничего про это не знал, пока мне не позвонили из Москвы и из Америки?

И ведь не только я. Провинция практически вся безразлична и к извинениям Бастрыкина, и к обыскам Собчак. Провинцию не интересуют марши миллионов и аресты активистов Болотной. И даже свободный доступ к Интернету не привлекает внимания подавляющего большинства из нас к этим событиям. У Собчак девять часов длился обыск и у нее нашли два миллиона евро? Так ей и надо. Арестовывают митинговавших? И правильно. Нечего было мешать добрым людям спокойно спать. Приняли закон против массовых сборищ? И слава богу. Революции хоть не будет. И вообще все это не про нас. Нам интереснее выращивать ферму в «ВКонтакте» или читать про «Красивый Петрозаводск». Мы аморфны и безразличны. Ведь это же не нас пугал Бастрыкин. Вот когда он придет к нам, мы, может, и всколыхнемся. А может, и нет.

Александр Фукс

Срочные новости в нашем Telegram