Блоги

Не про крепкие яйца

Сегодня не о политике и не о женщинах. И даже не о футболе. Просто в Петрозаводске прошел кинофестиваль «Сталкер». Пять вечеров в кинотеатре «Калевала» всем желающим показывали хорошее российское кино. А после сеанса к народу выходили режиссеры и отвечали на накопившиеся у народа вопросы.

В общем, начну с того, что это круто. И я сейчас не о том, что круто ходить в кино на халяву (хотя это, конечно, тоже не хило), а о том, что я соскучился по фильмам со словами. Вот чтобы слова не были связками между стрельбой и погонями, чтобы они не были банальным набором штампованных  болванок типа «ты не такая, как все», «я должен спасти мир» или «да у тебя крепкие яйца», а чтобы они заставляли думать. Чтобы крупные планы, подтекст, второе дно. И при этом, прошу заметить, без особой зауми. В смысле, вообще без зауми. То есть как раз для меня. Чистое здоровье.

Причем три фильма из пяти оказались о том, как детям нужен отец. Два так вообще почти одинаковые. Не вписывающийся в повседневность умирающий гений и чуткая девочка-подросток, постигшая тонкие струны его души. В итоге он нужен ей, ибо девочки-подростки завсегда тянутся к необычному. А она нужна ему, потому как никто боле его не понимает. В принципе тоже банальность, но вопрос в том, как эта банальность исполнена. А исполнена она хорошо.

В фильме «Птица» потрясающ Иван Охлобыстин. Вроде такой, как обычно, но на три тона сдержанней. Вроде хулиган, но хулиган умирающий, а потому какой-то трогательный, несчастный и прекрасный. Интересно, что, по словам режиссера фильма Ксении Баскаковой, Охлобыстин был уверен, что в конце в соответствии с законами жанра он обязан скончаться. Он так и играл. И только на премьере обнаружил, что хитрая Баскакова так коварно все смонтировала, что он выжил. «Хотела, — говорит, — чтобы кино получилось светлым». Оно и получилось.

А в фильме «После тебя» совершенно блестящ Сергей Безруков. Злой, беспощадный к людям мизантроп. Он же умирающий лебедь. В смысле, бывший гениальный танцовщик, сломавший себе спину 20 лет назад. Говорят, семь месяцев Безруков реально стоял у балетного станка и учился выглядеть как постаревшая прима. Получилось. Он строен, изящен, пластичен и несчастен. И в обоих фильмах рядом с этими бедолагами понимающие их девочки. И режиссеры у фильмов тоже девочки. Ксения Баскакова и Анна Матисон. В общем, есть в этом нечто подсознательное. Ну и ладно.

Третий фильм про неоценимую роль отца в жизни подрастающего поколения сняли Александр Галибин (Пашка Америка из «Трактира на Пятницкой» и Мастер из «Мастера и Маргариты») и Борис Токарев (Сашка Григорьев из «Двух капитанов», лауреат госпремии, руководитель студии «Дебют» и вообще).  Галибин – режиссер, Токарев – продюсер. Фильм про то, как сразу после войны где-то в Киргизии два пацаненка хотят купить золотую рыбку, чтобы попросить ее вылечить их раненного на фронтах отца. И, не поверите, получилось. Сказка Пушкина победила прозу жизни. Доброе кино получилось.

И «Коробка», кино про дворовый футбол, тоже оказалось доброе. То есть оно так-то не про футбол, а про то, что все люди братья. Все, кроме качков-скинхедов. Эти не братья. Но их в конце прогонят. Отремонтируют всем миром разломанную скинхедами футбольную коробку и будут дружить. Исполнитель главной роли Кирилл Дегтярь сказал, что они планировали сделать кассовое, коммерческое кино, совершенно не рассчитывая на фестивали. А получилось все наоборот. Во Франции, в Бразилии, в Мексике и в разных прочих странах «Коробка» взяла фестивальные призы. А в российский прокат не зашла. Как, впрочем, и все остальные представленные на «Сталкере» фильмы. Ну, вот. Не говорят там про «ты не такая, как все» и «про крепкие яйца». А без этого прокат не покорить.

Единственным не добрым фильмом на фестивале оказалось кино знаменитого Александра Прошкина (того самого, который 30 лет назад снял в Карелии «Холодное лето пятьдесят третьего». Он показал свой вариант «Утиной охоты» под названием «Райские кущи». Вроде как «Утиная охота» сегодня. Айтишники, фотошоп, воцерковленный начальник, конформизм и беспроглядная фальшь во всем.

— Я прошелся по вашему городу, — сказал Прошкин после фильма. – Ничего за последние 20 лет не изменилось. К лучшему точно ничего. И то же самое по всей России. Мы бездарно профукиваем свое время. Мы стали конформистами. Мы даже разучились смотреть хорошие фильмы. Я специально хотел сделать это кино беспросветным.

В связи с чем в конце режиссер решил пойти дальше первоисточника и убил главного героя на фиг.

Потому что не фиг.

Срочные новости в нашем Telegram