Блоги

Правда ли, что перед школой логопед нужен ВСЕМ дошкольникам, без исключения?

Недавно на сайте «Губернiя Daily» вышло небольшое интервью с логопедом Полиной Гусевой. Меня спрашивали о речи детей и взрослых. Тема оказалась интересной, и редакция попросила меня продолжить -  но уже в рамках блога. Что ж, я только за, ведь говорить о грамотной речи хочется еще и еще! (Всем ведь хочется, не только мне?) И сегодня я намерена разобраться с одним утверждением, которое иногда говорят родителям: перед школой логопед нужен ВСЕМ дошкольникам, без исключения.

Недавно нечаянно подслушала диалог двух второклассниц: как правильно, «в тетрадИ» или «в тетрадЕ»? Одна из девочек аргументирует:

— В тетради, потому что она ведь тетрадь, а не тетрада.

По-моему, потрясающе. Ребенок уловил логику языка, хотя еще не знает ни о третьем склонении, ни о правописании падежных окончаний, ни о самих падежах, наверное. Это и есть то «чувство языка», та «врожденная грамотность» (не врожденная на самом деле, конечно), которая не позволяет писать с ошибками.

Откуда у девочки взялось такое лингвистическое чутье? Из наблюдений за родным языком.

Многие дети любят рассуждать о происхождении слов: «Почему выключатель так называется? Он же не только выключает, он еще и включает!»  Обожают рифмовки: «Поэт… который хочет в туалет». Самозабвенно отдаются словотворчеству: «Продает продавец, покупает – покупец». И все эти увлекательные игры со словами и есть лингвистические наблюдения, настойчивые попытки уловить в языке закономерности. Девочке, которую я случайно подслушала, удалось установить вот какую закономерность: река – в рекЕ, любовь – в любвИ, значит, тетрадь – в тетрадИ. Девочка готова к усвоению орфографии.

Кстати, о подготовке. Когда я училась в университете им. Герцена, одна из преподавательниц логопедии вдруг сказала: «Перед школой логопед нужен ВСЕМ дошкольникам. Без исключения». Слушатели были шокированы, потому что звучит уж очень категорично! Не у всех же детей есть недостатки речи, слава Богу. Но преподаватель пояснила: логопед нужен, чтобы пробудить внимание к языку, научить чувствовать его систему. Чтобы была база для развития устной речи и обучения речи письменной.

Я, впрочем, думаю, что как раз для этой цели логопед вовсе не обязателен. Лучший способ понаблюдать за языком – это речевые игры, а играть в них лучше всего с родителями. И не за партой, а просто между делом.  В транспорте, в очереди к врачу  или даже когда мама готовит ужин, а ребенок сидит рядом за кухонным столом.

Приведу здесь несколько примеров простых речевых игр.

Придумай, какой

Цель: расширение словаря прилагательных.

Вместе с ребенком по очереди задавайте друг другу вопросы обо всем, что попадает в поле зрения: «Какой у нас шкаф?» «Какой у тебя нос?» «Какая за окном погода?» Главное условие – ответы не должны повторяться. Игра будет становиться все сложнее и сложнее, зато определения к предметам – все интереснее и оригинальнее.

Рифмы

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, развитие словарного запаса.

Взрослый называет слово, ребенок придумывает к нему рифму.

Например: крышка — … (мышка, мальчишка, ледышка), бочка — … (кочка, почка, ночка, два цветочка), топор — … (двор, забор, мухомор).

Посмотри вокруг

Цель: развитие навыков фонематического анализа (умения выделять определенный звук из слова, определять позицию звука слова, количество звуков в слове).

Вы предлагаете ребенку оглядеться и назвать все предметы со звуком С (например), какие он увидит. Можно называть предметы по очереди: выигрывает тот, кто последним назвал слово.

Более сложный вариант – найти предметы, в которых звук С стоит в конце (например, матрас, пылесос, нос). Найти предметы, где С стоит в начале; в середине слова. Еще труднее – найти вещи с определенным количеством звуков в названии. Например: найди предмет, в названии которого три звука (например: лук, ухо и т.п.)

Больше речевых игр вы найдете в моей ВК-группе «Логопед в Петрозаводске» — https://vk.com/krasivogovorite. Там же отвечу и на другие вопросы, если у кого они возникнут.

Полина Гусева 

Срочные новости в нашем Telegram