Правда ли, что перед школой логопед нужен ВСЕМ дошкольникам, без исключения?
Блоги

Правда ли, что перед школой логопед нужен ВСЕМ дошкольникам, без исключения?

логопед дети школа речь говорить

Недавно на сайте «Губернiя Daily» вышло небольшое интервью с логопедом Полиной Гусевой. Меня спрашивали о речи детей и взрослых. Тема оказалась интересной, и редакция попросила меня продолжить —  но уже в рамках блога. Что ж, я только за, ведь говорить о грамотной речи хочется еще и еще! (Всем ведь хочется, не только мне?) И сегодня я намерена разобраться с одним утверждением, которое иногда говорят родителям: перед школой логопед нужен ВСЕМ дошкольникам, без исключения.

Недавно нечаянно подслушала диалог двух второклассниц: как правильно, «в тетрадИ» или «в тетрадЕ»? Одна из девочек аргументирует:

— В тетради, потому что она ведь тетрадь, а не тетрада.

По-моему, потрясающе. Ребенок уловил логику языка, хотя еще не знает ни о третьем склонении, ни о правописании падежных окончаний, ни о самих падежах, наверное. Это и есть то «чувство языка», та «врожденная грамотность» (не врожденная на самом деле, конечно), которая не позволяет писать с ошибками.

Откуда у девочки взялось такое лингвистическое чутье? Из наблюдений за родным языком.

Многие дети любят рассуждать о происхождении слов: «Почему выключатель так называется? Он же не только выключает, он еще и включает!»  Обожают рифмовки: «Поэт… который хочет в туалет». Самозабвенно отдаются словотворчеству: «Продает продавец, покупает – покупец». И все эти увлекательные игры со словами и есть лингвистические наблюдения, настойчивые попытки уловить в языке закономерности. Девочке, которую я случайно подслушала, удалось установить вот какую закономерность: река – в рекЕ, любовь – в любвИ, значит, тетрадь – в тетрадИ. Девочка готова к усвоению орфографии.

Кстати, о подготовке. Когда я училась в университете им. Герцена, одна из преподавательниц логопедии вдруг сказала: «Перед школой логопед нужен ВСЕМ дошкольникам. Без исключения». Слушатели были шокированы, потому что звучит уж очень категорично! Не у всех же детей есть недостатки речи, слава Богу. Но преподаватель пояснила: логопед нужен, чтобы пробудить внимание к языку, научить чувствовать его систему. Чтобы была база для развития устной речи и обучения речи письменной.

Я, впрочем, думаю, что как раз для этой цели логопед вовсе не обязателен. Лучший способ понаблюдать за языком – это речевые игры, а играть в них лучше всего с родителями. И не за партой, а просто между делом.  В транспорте, в очереди к врачу  или даже когда мама готовит ужин, а ребенок сидит рядом за кухонным столом.

Приведу здесь несколько примеров простых речевых игр.

Придумай, какой

Цель: расширение словаря прилагательных.

Вместе с ребенком по очереди задавайте друг другу вопросы обо всем, что попадает в поле зрения: «Какой у нас шкаф?» «Какой у тебя нос?» «Какая за окном погода?» Главное условие – ответы не должны повторяться. Игра будет становиться все сложнее и сложнее, зато определения к предметам – все интереснее и оригинальнее.

Рифмы

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, развитие словарного запаса.

Взрослый называет слово, ребенок придумывает к нему рифму.

Например: крышка — … (мышка, мальчишка, ледышка), бочка — … (кочка, почка, ночка, два цветочка), топор — … (двор, забор, мухомор).

Посмотри вокруг

Цель: развитие навыков фонематического анализа (умения выделять определенный звук из слова, определять позицию звука слова, количество звуков в слове).

Вы предлагаете ребенку оглядеться и назвать все предметы со звуком С (например), какие он увидит. Можно называть предметы по очереди: выигрывает тот, кто последним назвал слово.

Более сложный вариант – найти предметы, в которых звук С стоит в конце (например, матрас, пылесос, нос). Найти предметы, где С стоит в начале; в середине слова. Еще труднее – найти вещи с определенным количеством звуков в названии. Например: найди предмет, в названии которого три звука (например: лук, ухо и т.п.)

Больше речевых игр вы найдете в моей ВК-группе «Логопед в Петрозаводске» — https://vk.com/krasivogovorite. Там же отвечу и на другие вопросы, если у кого они возникнут.

Полина Гусева 

Читайте также

Новости партнеров

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2018 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings