Интересное

Прежде чем ехать за границу во время беременности, дважды подумайте! Какие последствия ждут россиянку, которой выставили счет в 3,5 миллиона рублей за роды в Финляндии

Отправляться в заграничные поездки беременным женщинам может быть крайне опасно. При том не только для здоровья, но и для кошелька. Пример тому — история россиянки, которая после преждевременных родов в Финляндии вернулась домой с двойней и долгом в 3,5 миллиона рублей.

Напомним, в начале августа жительница Санкт-Петербурга, находясь на седьмом месяце беременности, незапланированно родила в клинике города Лаппеенранта. При этом в путешествие она отправлялась без опасений: незадолго до этого врач во время УЗИ сказал, что угрозы преждевременных родов нет. Однако схватки начались в первую же ночь пребывания в Финляндии. В результате на свет появились двое малышей, а клиника, принимавшая роды, выставила счет на совершенно неподъемную для семьи сумму.

«Когда у меня начались схватки, мы поехали на скорой в клинику, и муж по дороге поискал в Интернете, сколько примерно стоят роды в Финляндии. Говорит, на форумах и тематических сайтах пользователи писали о 1500—2000 евро. Мы успокоились: сумма хоть и немаленькая, но для нас вполне подъемная. Я родила сама, без кесарева сечения, а состояние детей было оценено на 9 баллов из 10. Малыши не нуждались ни в искусственной вентиляции легких, ни в специальном питании — они только лежали на специальных подогреваемых матрасах, а кормила я их сама. Мы сразу же после родов просили показать нам прайс, однако только на третий день нам сообщили стоимость моего пребывания в палате — 1000 евро. Услышав эту сумму, мы с мужем решили, что я уеду из клиники, а в течение оставшихся дней буду приезжать к детям на кормление. Однако окончательный счет нам выставили только после выписки. Мы сразу сказали, что у нас нет таких денег, но клиника продолжает присылать нам письма — на сегодняшний день пришло уже около шести», — рассказала Любовь Ладкина.

В итоге семья должна Центральной больнице Южной Карелии 52 433 евро — по 23 377 евро за пакет услуг на каждого ребенка (пять дней пребывания) и еще 5 679 евро — за три дня пребывания матери. Сама же женщина утверждает, что она съехала из учреждения на второй день, а детей забрала на четвертый.

При этом Ладкины, у которых также есть старший ребенок, сейчас живут на 60 тысяч рублей, которые зарабатывает отец. Часть этих средств идет на погашение ипотеки. Другой недвижимости у многодетных родителей нет, а бабушки и дедушки с обеих сторон — неработающие пенсионеры.

«Мы можем выплачивать эту сумму только в рассрочку. Сейчас максимально подъемный платеж для нас — 100 евро в месяц»,— добавляет Любовь.

Семья опасается, что их дело передадут коллекторам в России, и неподъемный долг обернется преследованиями или отчуждением единственного жилья — ипотечной квартиры.

На свой страх и риск

Один из главных вопросов в этой истории – страховка. Беременным женщинам положено оформлять специальную страховку. Как пояснила Любовь Ладкина, она хотела ее приобрести и перед поездкой обошла несколько компаний, но ни одна из них подобную услугу не предоставляла.

Проблема в том, что компаний, предлагающих специальные страховки для женщин в интересном положении, на рынке крайне мало. Осложнения, связанные с беременностью, в большинстве фирм считаются страховым случаем при сроке до восьми недель. Поэтому будущей маме, находящейся на втором месяце и больше, нужно либо оформить специальный полис, либо быть готовой оплачивать непредвиденные расходы из своего кармана.

Малое число предложений по страхованию беременности объяснили в «Ренессанс страховании» незаинтересованностью компаний выплачивать крупные суммы за лечение матери и новорожденных.

«Большинство страховых компаний относят случаи, связанные с беременностью и родами, к исключениям. Такой избирательный подход связан с высокой вероятностью необходимости медицинской помощи на поздних сроках беременности, а также наличием высокого риска преждевременных родов, когда может потребоваться высокотехнологичная и дорогостоящая помощь женщине и новорожденному ребенку», — отметил управляющий директор департамента массовых видов страхования «Группы Ренессанс страхование» Артем Искра.

Страховые также считают, что спрос на такую дорогостоящую опцию мог бы стать высоким из-за женщин со сложно протекающей беременностью, которые намеренно хотят родить ребенка за рубежом, сэкономив на расходах. Такая страховка была бы крайне убыточна.

Во Всероссийском союзе страховщиков смогли назвать всего лишь одну компанию, которая страхует туристок от осложнений, связанных с беременностью и возникших на поздних сроках, а также на случай преждевременных родов.

«Расширенные страховки при поездке за рубеж для беременных женщин предлагает компания ERV. Однако, если срок на момент преждевременных родов был больше 31 недели, расходы гражданка несет самостоятельно в любом случае. Все же предпринимать поездки на таких поздних сроках опасно как с финансовой точки зрения, так и для здоровья мамы и малыша. К сожалению, часто в поездках случаются такие осложнения, что беременность не удается сохранить»,— пояснила представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС), исполнительный директор АО «ЕРВ Туристическое Страхование» Юлия Алчеева.

Последствия финских родов

Главный врач родильного отделения Центральной больницы Южной Карелии Антти Валпас (Antti Valpas) комментировать ситуацию с финансовым требованием в адрес семьи Ладкиных не стал. Он сослался на то, что этим вопросом занимается экономический отдел медучреждения, но отметил, что обычно, если финские пациенты не оплачивают счет, то больница обращается в суд.

Любовь Ладкина и ее супруг уже обращались за помощью в МИД России. Предположительно, женщину внесут в шенгенский стоп-лист в качестве должника и, учитывая мнение компетентных адвокатов, можно говорить о том, что передача дела в суд маловероятна. Однако коллекторская фирма, в которую будет передано дело в случае неуплаты, будет пытаться взыскать сумму долга с процентами.

О том, каких последствий родов в Суоми может ждать российская семья, объяснил партнер финского правозащитника Кари Сильвеннойнена адвокат Василий Давыдов:

«Я полагаю, что требования медицинского учреждения Финляндии вполне обоснованы (за исключением вопроса их фактической стоимости) . Учитывая, что петербурженка не имеет средств на оплату выставленного ей счета, скорее всего, последует судебный иск на территории Финляндии, в ходе которого требования учреждения будут закреплены судебным актом. После вступления его в силу, в случае, если у ответчика есть активы в Финляндии, они, скорее всего, будут арестованы, вероятнее всего, будет закрыт и въезд на территорию Финляндии и, возможно, всего Евросоюза. Необходимо отметить, что для исполнения такого решения в России необходимо его подтвердить уже в российском суде. Я не уверен в том, что медицинское учреждение будет заниматься этим, но тем не менее, такое развитие ситуации возможно. Переход к разбирательству в России, предположительно, может наступить через 1,5-2,5 года после родов. Если решение в России тоже будет признано законным и обоснованным, здесь также начнется процедура исполнения.

В настоящий момент я не вижу никаких ограничений на отчуждение собственности в России, и я рекомендовал бы ожидать предъявления иска о признании решения Финляндского суда в России. Если решение будет признано или признано в части, можно рассматривать и вопрос о признании себя банкротом (в случае, если должница к этому времени все равно не сможет оплатить предъявленные требования). Касательно защиты по такому делу в Финляндии я бы рекомендовал это делать только после детального анализа ситуации и оценки перспектив выигрыша по нему. Следует помнить, что в случае активного сопротивления в Финляндии судебные расходы увеличатся и, соответственно, это приведет к увеличению самого долга.

Я бы рекомендовал петербурженке сохранить всю имеющуюся у нее документацию, а также все поступающие документы, и после некоторой реабилитации встретиться с адвокатом и обсудить стратегию своих дальнейших действий по этому делу».

Юрист также советует не выезжать за пределы российского государства в случае ухудшения здоровья, предродовом состоянии и подобных ситуациях.

«Если это действительно требуется – оформляйте отдельные страховки, но и в этом случае помните, что страховая может отказать в выплате, и вы останетесь должником иностранного медицинского учреждения», — предостерегает адвокат.

Срочные новости в нашем Telegram