Блоги

«Сами разбирайтесь». Должны ли взрослые вмешиваться в конфликты детей?

Главная наука — это, безусловно, педагогика. Воспитывать детей умеют абсолютно все, потому что все когда были детьми. И каждый — лучше всех.

Эмпирический опыт бесценен. Какая разница, что мир вокруг меняется: нас воспитывали хорошо, а вот сегодняшних детей бить некому. А с небитых толку, как известно, не будет. То ли дело мы. Нас-то жизнь уже побила, а эти никогда самостоятельными не станут. Так и будут всю жизнь за родителей прятаться.

На прошлой неделе я прочла одно рассуждение на эту тему и очень расстроилась. Если в двух словах, автор упрекает современных подростков в том, что взрослые их нынче от каждого чиха защищают, а они и рады. Чуть что, бегут к маме, к журналистам, к летающему макаронному монстру и прочим божествам, требуя защиты и покровительства. Такие они, понимаешь, трепетные и ранимые. Несамостоятельные.

Мой нежный школьный возраст пришелся четко на 90-е: с 1989 по 1999 годы. Про это десятилетие принято говорить немножко с такой, знаете, бравадой: я, мол, девяностые пережил, там такое было, от чего сейчас впадают в кому. Но я превозмог, я молодец.

Чем 90-е с точки зрение школьника были страшнее, например, 80-х, я достоверно не знаю. Но, слушая рассказы старших товарищей, тихо радуюсь, как тот врач из анекдота, — хорошо, что у меня такого не было.

Например, я почти не застала школьную форму. Мало того, что она просто чудовищно выглядит и никого не красит. Попробуйте-ка походить в платье в мороз. А еще мы были избавлены от невыносимой пионерии бытия. Короче, много чего у нас лучше было по сравнению с предыдущим десятилетием.

А когда я на современных школьников смотрю, я просто люто-бешено завидую. И главный предмет моей зависти — вовсе даже не доступность гаджетов и информации. То есть и это тоже, конечно: если вы помните, что такое записываться в библиотеке на нужную до зарезу книжку и интернет по диалапу, вы меня поймете.

Однако у миллениалов есть нечто большее. То, чего не было у детей 90-х. Это чувство защищенности.

Во времена моей юности вмешивать в свои подростковые конфликты взрослых считалось чем-то зазорным. Да и сами взрослые не торопились вмешаться. А если даже и выслушивали, то обычно говорили: «Сами разбирайтесь».

Долгие годы это была совершенно нормальная позиция взрослых: дети, мол, должны решать свои внутренние конфликты без нашего участия. Возмущались жестокостью детей в фильме «Чучело», восхищались решительностью героя Баталова в «Москва слезам не верит», но в реальной жизни продолжали прятаться за мнимое желание воспитать в детях самостоятельность.

Часто ли сами взрослые знают, как вести себя в конфликтной ситуации? Особенно если речь идет о противостоянии коллективу или тем, от кого мы зависим. И что уж говорить о детях и подростках?

В моем классе училась тихая неприметная девочка. Ничем не выделялась, не была ни выскочкой, ни какой-то особенной занудой. Одноклассники травили ее нещадно, пользуясь своей полной безнаказанностью. Тем, кто в травле участия не принимал и пытался хоть как-то защитить, доставалась отдельная порция издевательств. А сама она знала, что если пожалуется, то будет только хуже. Замкнутый круг.

В случаях же, когда конфликт происходит изначально с участием взрослых, у подростка вообще нет никакого права голоса. Не то, что не поверят — даже слушать не будут.

Защитить ребенка могут только взрослые. Просто потому, что они взрослые. Потому, что они несут за ребенка ответственность. И, как мне кажется, сегодняшним детям в этом повезло гораздо больше, чем предыдущим поколениям.

В феврале в новостях ходила история про маму, которой удалось защитить своего сына от травли в школе  . Она сначала тоже не знала, как должна действовать. В одном только была твердо уверена: если не защитит она, этого не сделает никто. И нашла способ сломать сопротивление не желающих вмешиваться взрослых, заставила прислушаться и в итоге добилась своего. Поступила единственно правильным образом.

Разве станут более самостоятельными те дети, которые заведомо знают, что поддержки ждать неоткуда? Даже от самых близких людей — от родителей? Принцип «каждый сам за себя» был, возможно, оправдан в дремучем средневековье, но даже если вы сами в 70-х, 80-х или 90-х жили по этому принципу, гордиться тут, в общем-то, нечем. И желать подобной неуверенности своим детям — мягко говоря, неразумно. Все равно, что не давать ребенку пользоваться компьютером, потому что «у нас никаких компьютеров не было, и ничего, выжили», а потом удивляться двойке по информатике. Что хорошего в том, что у нас в детстве не было каких-то бонусов, которые есть у сегодняшних детей?

И да, я правда считаю, что миллениалы — более самостоятельные, чем, например, мое поколение. Оттого, что им не страшно попросить помощи. Оттого, что хоть кто-то из детей 90-х, которые уже сами стали родителями, начал признавать за своими детьми право на чувство собственного достоинства.

Анастасия Лукина

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram