Блоги

Шведская радость

Я сейчас коротаю досуг на семинаре по журналистским расследованиям. Выступают два шведа. Редактор и журналист их крупнейшего расследовательского агентства. Одни из тех, кто разоблачал панамские офшоры. Или, например, это они доказали, что руководители шведской компании TeliaSonera дали дочке узбекского диктатора Каримова 300 миллионов евро за то, чтобы ейный папка пустил их телекоммуникации на свой узбекский рынок. Журналисты это раскрыли, и директор «Сонеры» в слезах и соплях убежал в отставку. «Мы поняли, — говорят выступающие шведы, — что только журналистика расследований способна менять общество. Лишь этот вид журналистики может спасти мир». Как дети, честное слово.

Они там в этих Швециях своих или дураки, или прикидываются. Какой к бую мир? Ну, проведешь ты расследование, ну, докажешь, к примеру, что ушлый Чайка робко спрятал что-то жирное в утесах. И что? Ой, как страшно! С какого перепугу мир должен от этого перемениться? Ему делать, что ли, больше нечего? Ну раскопал ты, что «Газпром» на деньги олончан отправляет своих газовых промиков на курорты итальянского края. Ну, опубликовал. Все, молодец, сиди — гордись. В начале месяца промики придут за очередным оброком, а олончане его заплатят. Газикам твои писюли что слону котлета. Наступит и не заметит.

Нет, реально, ну чего в этих расследованиях страшного? На что они могут повлиять? На общественное мнение? И чо? Что оно сделать-то может, мнение это общественное? На следующих выборах кто-то по-другому проголосует? Так голосовать они все могут, как ихним душам угодно, главное же — сосчитать по-правильному. А за это при грамотном подходе к процессу волноваться не приходится. Или, может, они на улицы выскочат? Так это экстремизм и нарушение общественного порядка. За такое можно и по головам надавать. Водой полить, дубинками отдубасить, человек сто арестовать. И всё. Вот и нет никакого общественного мнения. И чего париться-то?

Я реально не понимаю, почему во всяких Лондонах и Парижах все так трепещут от этой фигни. Ай-ай-ай, министр кислых щей отвез дочку в школу на казенном велосипеде. И бедолага министр уже весь в миноре с котомкой за плечами бредет на выход. Эй, дурик, ты куда? Еще никто на площадь не вышел, никто с бомбой за тобой не гоняется, а ты уже пошел. Сделай морду веником и не кипишуй. Посмотри на Расею. Здесь из-за такой фигни ваще никто не дергается. Ни один мускул на ягодице. Здесь ты можешь не то что дочку, эшелон любовниц, и не в школу, а в Сингапур на выставку ящериц отправить — никто не пикнет. А если пикнет, то, значит, он русофоб, англосакс, падлогад и корнеплод. Ах, у вас, видишь ли, демократия! Бардак у вас, а не демократия, если уважаемые люди вынуждены бояться продажных журналюшек и очкастых бандерлогов с презиками на лацканах.

Ладно. Как вариант, улица может победить. Возмутились, подсобрались, вывалили всем кагалом, перебили полицию, остановили танки, захватили Бастилию, растерзали Людовика, залезли в Кремль. А дальше что? Гражданская война, казни, бедность, неразбериха, междоусобица. И все это для того, чтобы лет через двадцать все стало, как прежде, и разоблачать бы пришлось разоблачителей. Оно же всегда так. Надо не лениться это людям объяснять. Пугать их Робеспьером, Троцким и Майданом. Они такие: «Да как же так?! Чайка! Ролдугин! Виолончель!». А вы им: «Майдан! Фашисты! Распятый мальчик!». И все. И хоть заразоблачайся после этого.

А шведы знай себе заливаются. У них, вишь, миссия, 39 расследований в год, они нашли тех дебилов, которые в Интернете пишут комменты с угрозами, они каждый год получают журналистские премии, их ежедневно читает 10 процентов населения страны. А мне смешно. Нет, конечно, премии — дело хорошее, и 10 процентов — хорошая цифра, но насчет миссии это, конечно, полная ерунда. Ибо нашей стране смысла от журналистских расследований ноль. И от выборов ноль. И от митингов ноль. И, по большому счету, в нас самих смысл только один: если понадобится, умереть за тех, кто нами владеет. А во все остальное время от нас требуется малость: просто не мешать им жить. И за это они разрешают нам есть, пить, плодиться и ходить в филармонию.

Вот, в общем, и все.

Срочные новости в нашем Telegram