Блоги

В лице бюста

Какой-то гражданин по имени Павел и по фамилии, если не ошибаюсь, Афанасьев написал в специально обученные органы заявление с просьбой разобраться. Гражданина интересовало, не оскорбил ли я одним из своих текстов Русскую Православную Церковь в лице бюста последнего российского государя Николая II. Ну, потому что государь и церковь хорошие и обижать их нельзя.

Интересно, что все это происходит у нас на глазах. Буквально в пределах сознательной части жизни. Вот ты живешь и знаешь: царизм — это плохо, религия — зло, попы — ханжи, Ленин — умница, революция — счастье. Учителя про это рассказывают, по телеку об этом говорят и в газетах пишут. А усомнившихся всячески журят, пропесочивают, увольняют с работы, и если те особо вредничают, то и вовсе ого-го чего с ними делают.

Я же очень хорошо помню это. Это было совершенно незыблемое, безальтернативное, абсолютное знание. Нам еще рассказывали, что до революции бедные люди наивно верили в «хорошего царя». Им думалось, что его обманывают дрянные министры, что они не рассказывают ему правды, что они воруют и обижают трудящихся, но если ему все рассказать, то он ужаснется и все исправит. И они даже пошли мирным маршем 9 января 1905 года к царю на поклон, а их там прям по дороге покоцали. С тех пор-де народ прозрел и в доброго царя верить перестал. А потом царя и вовсе победили, низвергли и расстреляли. И это считалось очень правильным.

Советские люди вырастали с этим знанием. В той или иной форме это внедрялось в наше сознание начиная с детского садика. Николай I – Палкин, Николай II – Кровавый, религия — опиум для народа. Даже литература трактовалась исключительно под этим углом. Пушкин дружил с декабристами, царь сослал его в деревню. Лермонтов называл Россию страной рабов, и был сослан на Кавказ. Тургенев воспевал нигилистов. Некрасов жалел крестьян. Толстого называли зеркалом русской революции. Чернышевского за раскачивание лодки посадили в Петропавловку. Достоевского вообще чуть не расстреляли. Все они за все за это считались молодцами. Хвалить царя было запрещено, ругать Ленина было невозможно.

И вдруг нам сообщили, что отныне все наоборот. Плохие — это Ленин и революция, а хорошие — это царь и бог. Вот вчера ты твердо знал, что царя надо хулить и над богом посмеиваться, а сегодня в свете новых директив и указаний за подобного рода поведение можно схлопотать промеж окуляров и загреметь под фанфары. Но удивительно не столько это, сколько то, как искренне люди меняют свои убеждения. Были язычниками — стали христианами, были христианами — стали коммунистами, были коммунистами — стали демократами, а потом снова превратились в христиан и монархистов. И все это без отрыва от язычества.

В общем, я не знаю, кто таков этот Павел, если не ошибаюсь, Афанасьев. Может быть, это юный юноша, который не жил при советской власти и потому не знал, что царь когда-то считался злодеем. Не исключено, что оный Павел всегда любил царизм и с детства веровал в господа. Дело не в этом конкретном Павле. Просто мне кажется, что среди нынешних ревнителей веры и поклонников царизма полно тех, кто 25 лет назад столь же истово веровал в коммунизм и вообще не жалел государя. Они ходили на партсобрания, стучали на диссидентов, верили в коммунизм и молились на иконы с ликами членов политбюро. А сейчас они же ходят в церковь, верят в Христа, любят бывшего полковника КГБ, но, как и прежде, постукивают на диссидентов. Я могу ошибаться, но мне кажется, что те, кто сегодня пишет доносы на неверующих, раньше столь же честно писали доносы на верующих.

Любят потому что они писать. Пишут и пишут. Характер ибо у них такой. Писательский.

Срочные новости в нашем Telegram