Блоги

«Я просто кричу от злости и непонимания»: монолог простой петрозаводской учительницы, которую все это достало

Скажите мне, пожалуйста, когда вдруг профессия учитель вошла в ряды профессий, опасных для жизни человека? И не просто какого-то человека, а человека, который буквально растворяется в чужих людях и редко по сравнению с другими занимается собой или своими близкими? Никто из тех, кто сознательно решил связать свою жизнь и судьбу с образованием, не сетует на неизбежность. Люди, осознавшие свое предназначение, жертвуют семьей, своими детьми, собой, свободным временем, кучей лучших возможностей ради действительно благого дела.

Понять нас может только тот, кто по-настоящему какое-то время жил такой жизнью. Лишь тот, кто сначала прошел обучение в педагогическом вузе, а затем побывал на реальных школьных практиках. Этот человек писал самостоятельно диплом и защищал его по всем строгостям. После дотошной учебы он шагал на работу в самую обычную школу, где в одном классе присутствовали и дети с диагнозами, и дети с поведенческими проблемами, и очень умные и способные дети, и те, кто ленив, и те, кто сварлив, и те, кто тихони с неизвестными даже им проблемами, и лидеры-заводилы, и спортсмены, и дети с уже поломанной судьбой, и прочие, и прочие. Этот человек получал самую смешную ставку со смешной зарплатой, но с серьезным уровнем ответственности.

А может, он получал серьезную ставку, в смысле нагрузки, отчего уровень ответственности возрастал еще больше. И нельзя никак забыть про вечные фантастические придумки, спускающиеся нам сверху. Какие-то инициативы, на взгляд простого заурядного учителя, имели смысл, а какие-то были просто шальной фантазией теоретиков. Ведь простой заурядный учитель сталкивался с такими же простыми детьми (перечень уже дан выше), и он-то, как практик, понимал, что реально, а что, простите, утопия. И вот этот человек сначала обычно романтично и без остатка кидался в пучину работы, а потом он потихонечку начинал захлебываться. Вот здесь и отсеивались те, кто не захотел так жить, а оставались те, кто не хотел, но мог так жить. Или нет, по-другому.

Остаются всегда те, кто не может жить по-другому. Это как наркотик. Без этого жить невозможно. Один мой приятель постоянно мучается от нехватки хороших рабочих. Когда он узнал, как на совесть работают учителя, как они украшают свои кабинеты, как они переживают за имущество школы, он сказал мне: «Я понимаю, что мне на работу теперь нужно бывших учителей брать! Здесь люди за деньги работают кое-как, а вам толком не платят, а вы, как одурманенные, все равно туда идете и еще душой болеете! М-да, вот это трудоголики!»

Если учитель наслаждается состоянием передачи знаний, общением с чистыми по сути людьми, их естественным восторгом и радостью от их же собственного успеха, то он обязательно останется в школе и будет с радостью ходить на работу. Ощущение причастности к становлению личности непередаваемо! Быть наставником, вдохновителем, изобретателем, творцом и просто иногда хорошим поверенным лицом дорогого стоит. Не просто перебирать бумажки, совершать звонки и продавать воздух. Нет. Передавать знания. Это невероятно. Ты делишься. Не покупаешь и не продаешь, а именно делишься. Вот это не дает нам жить другой жизнью. И все то, что есть отрицательного в профессии, отодвигается на второй план. Даже низкая заработная плата. Даже назойливые и очень много на себя берущие родители (это не про всех). Даже много требующая администрация (тоже, к счастью, не каждая). Даже угроза жизни.

Она ведь нас не пугает. Быть может, нам кажется, что с нами такого не случится? Мы думаем, что это где-то там, но не у нас. Мы же никого не обижаем, детей не унижаем и не оскорбляем, родителей терпеливо слушаем и отвечаем на все их вопросы хоть в 6 утра, хоть в полночь. Мы готовимся к урокам часами, выискивая интересную и животрепещущую информацию, да еще и учитываем новые требования. Мы стараемся приобщить детей к разным видам деятельности, включая внеурочную. Другое дело, если дети не желают учиться. Мы делаем всё со своей стороны. А почему же тогда такое случается?

А такое случается по весьма понятным, но, к сожалению, в основном только педагогам причинам. Детьми нужно заниматься. Как занимаются любовью, чтобы они появились. Так и потом. Не получится просто. Ничего просто так не получится. Не получится просто родить ребенка и оставить его на самовоспитание и самообразование. Ни один родитель, не относящийся к образованию, причем практическому, а не теоретическому, даже чуть-чуть не понимает, что мы тут делаем. Им все достаточно просто. Мы приходим на работу, открываем учебник и начинаем объяснять и показывать, а дети послушно, ну или чуть-чуть непослушно, пишут, строят графики, чертят, решают задачи и всячески стараются. Увы и ах! Это не всегда так.

На каждом уроке есть такой персонаж, который спросит, зачем, мол, ему это все упало. И тут нужно не просто сыграть, а действительно убедить, при этом верить самому в то, что говоришь. Проще говоря, необходимо говорить правду. Так поступаю я. Но это требует дополнительных знаний, опыта, основательности характера, твердости и уверенности, решительности и честности. Детям нельзя врать. Да никому нельзя. Ну а им тем более. Они нам верят. Мы не можем их подвести. Их подводят друзья и родители, а мы не можем.

В связи с этим у меня вопрос. До какого предела нужно дойти, чтобы закончились угрозы и нападения на школы, на учеников и на учителей? Нужно кого-то зверски убить из учителей за собственное нежелание учиться? А может нужно кого-то строго осудить за это? А может учителям самостоятельно начать выбирать себе детей, чтобы родители поняли, что это совсем не шутки и мы тоже люди? Неужели не понятно, что педагоги тратят просто невероятный ресурс своего бытия на их детей, в то время как дома ребенок может услышать все, что угодно в сторону школы? Родители, вам не стыдно? Вы зачем это делаете? Так проще?

Проще не замечать проблему, нежели бороться с ней? Проще свалить всю вину на кого-то, кроме себя? Проще не осознавать, чем осознавать? Я негодую! Я просто кричу от злости и непонимания! Разве у нас с вами не одна цель??? Неужели учителя теперь будут бояться поставить объективную оценку знаниям ребенка? А оценку ставить обязательно надо, потому что у нас такой порядок. Изменить пока его не удалось, а значит, с учителя потребуют это сделать! И он не может просто ее нарисовать, ведь его же потом опять-таки проверят на адекватность выставленных оценок. Так почему это сразу не объяснять своим деткам? Почему не объяснить им, что все зависит именно от них?

У меня была машина, которая подвергалась некоторым нападкам со стороны моих учеников. Там были окурки сигарет, царапины, надписи на заснеженном окне и так далее. Но я не сойду с места, если я нарушу свою клятву ответственного учителя или поступлюсь своими принципами. Да, мне жалко мое имущество. Да, я за него переживаю. Я не обладаю лишними средствами на покупку нового автомобиля или чего-то другого ценного, когда мне это захочется. Но я буду тверда как камень. Даже если, возвращаясь с работы, я иногда буду рыдать в этой машине. Неужели родителям или нерадивым ученикам это не ясно? Мы не отступимся.

За последнее время произошло энное количество нападений в школах. Это были не просто драки, это были именно вооруженные нападения на учителей, а иногда и на учеников. Это были подлые и низкие поступки, которые показали всю инфантильность и неадекватность не всего поколения, конечно, а многих представителей молодежи. Мало ли как нам самим не нравились учителя в школах! От некоторых учителей просто трясло! При упоминании некоторых особенных имен у всех людей, кто обучался у данного педагога, возникали одни и те же воспоминания, и совсем не положительного характера!

А про других вспоминаешь с радостью и невольно улыбаешься и благодаришь. В жизни не пришла бы мысль возвращаться в школу и мстить за старые детские обиды! Что это вообще такое? Почему нет осознания ответственности и самостоятельности? Ведь это всего лишь школа. Не тюрьма, не плен, не война. Школа – это не приговор, это только этап в жизни. Так зачем этот этап тащить всю жизнь и помнить только самое неприятное? Важно ведь сделать вывод.

Короче, все эти последние новости просто поразили меня своей глупой жестокостью. После таких случаев обычно начинают проверять школы и выдумывать новые локальные акты. Начинают создавать видимость какой-то работы, усложняя тем самым работу простых учителей и директоров. А лучше бы контролировали родителей в таком случае, по чьей вине происходят подобные страшные и бесчеловечные вещи. И еще контролировали бы подростков, а не учителей. Хочется сказать: «До свидания. Спасибо за работу! Увидимся на следующем уроке!»

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram