Частное мнение

«Матильду» пытаются запретить. Это же цензура, которая у нас незаконна»

Максим Иванов – учитель истории Державинского лицея, а еще организатор двух городских киноклубов. В преддверии выхода «Матильды» мы решили побеседовать с Максимом, правильно – о кино.

«Матильда»

— Ситуация вокруг фильма кошмарная. Мне искренне жаль Алексея Учителя, который подвергся такой обструкции. После такого события становится очень неспокойно. Мы живем в светском государстве – это прописано в конституции. «Матильду» пытаются запретить. Почему тогда никто не запрещает «Взломать блогеров»? Это же цензура, которая у нас незаконна. Самое обидное, что люди еще и фильма не видели, а уже осуждают. И никто из историков не станет оспаривать факт того, что у Николая Второго были отношения с балериной Кшесинской. Художник имеет право интерпретировать историю. Здесь действия депутата Поклонской кажутся странными. Будто нет больше в стране насущных проблем, которые надо решать. Это создает неприятный, на мой взгляд, ажиотаж вокруг картины. Федеральные телеканалы отказались рекламировать фильм, некоторые сети кинотеатров не взяли его в прокат из-за поступавших угроз. Значит, часть потенциальных зрителей уже потеряна. Это печально. Ведь фильм – чуть ли не самый дорогой за всю историю российского кинематографа. Финансировался он в том числе за счет государства.

Я обязательно буду смотреть «Матильду». Очень надеюсь, что люди все-таки пойдут в кино, несмотря ни на что.

Ожидания

Из ближайшего – «Тор третий». Мой сын недавно увлекся всем, что связано с комиксами. Пойдем смотреть вместе. Еще «Убийство в восточном экспрессе» и например «Ван Гог. С любовью, Винсент». Я по-прежнему очень люблю кино. Раньше составлял списки просмотренных за год фильмов, рейтинги ожидаемых новинок, отмечал сериалы, следил за всеми кинофестивалями. Теперь это кажется странным. Сейчас я стал относиться к этому проще, позволил себе немного расслабиться. Ведь Интернет всегда под рукой. Хочется верить, что само отношение к кино стало более мудрым.

Про сына

Моему сыну 8 лет. Я не заставляю его смотреть кино. Все происходит органично. Сейчас ему интересны фильмы по комиксам. Я могу только направить, показать, например, какое сейчас есть в этом сегменте многообразие. Но не более. Хотя этим летом мы вместе посмотрели несколько советских фильмов для детей. Сейчас в России детского кино практически нет. Не показывать же ему Валерию Гай Германику. Удивительно, но сыну понравилось. Я был готов к тому, что через 15 минут просмотра фильм придется выключить. Но мы смотрели картину «Дружок» и смеялись до слез. Это, конечно, огромное удовольствие.

Киноклуб

В лицее киноклуб появился случайно. Были уроки, которые учащиеся выбирали сами. Там были представлены разные дисциплины, в том числе история. Я предложил вести уроки на тему истории кино. И мне разрешили. На первый урок пришло несколько девятиклассников. Я спросил, какие пять фильмов им кажутся хорошими? Они, как мне тогда показалось, стали называть что-то совсем несусветное. Мне было 23 года, я был максималистом. Появилось желание показать школьникам, что такое настоящий кинематограф. Первым фильмом стал «Куклы» Такеши Китано. Не самый логичный ход, как сейчас кажется. Но я получал удовольствие от того, что кино производит на детей сильное впечатление. Позже появилась мысль показывать кино всем желающим. Так зародился киноклуб.

О целях

У меня никогда не было мыслей о том, что это какая-то великая миссия. Просто я считаю, что подросткам иногда нужно помочь. Направить их. Например в сторону качественного кинематографа. Сейчас это больше образовательно-просветительская деятельность. Безусловно, я получаю от такой работы удовольствие. Иначе, я не стал бы это делать. Около месяца назад я начал вести еще один киноклуб, уже городской. В арт-пространстве Agriculture club. Новый для меня опыт. Каких-то принципиальных отличий от лицейских показов нет. Просто публика старше. Опытнее. Но обсуждения после просмотра не менее любопытны.

О поиске

Прививать любовь к кино очень важно. Чем больше в людях культуры, тем лучше. Отношение к искусству всегда вкусовщина. Сегодня важно не потеряться в многообразии информации. Конечно, большинство рейтингов в духе «тысяча лучших фильмов» – очень субъективно и не всегда оправдано. Но те же 250 лучших фильмов всех времен с Imdb – неплохо для начала.

Про детство

Мои первые сильные впечатления от кино – «Кинг Конг» и «Терминатор». Для советского ребенка из маленького поселка это было очень ярко и неожиданно. Конечно, многое идет из семьи. Дома мы часто семьей смотрели кино. Каналы «Культура» или Пятый петербуржский показывали очень любопытные вещи. Папа всегда предлагал: «Давайте посмотрим!» Так было с сериалом Дэвида Линча «Твин Пикс». Он начинался за полночь, мы сидели у экрана, ничего непонятно – но как завораживает!

О российском кино

Я слежу за российским кинематографом. В большинстве своем это тяжелые фильмы. Хочется отдушины, чего-то светлого. Это восполняют фильмы Бориса Хлебникова. Они очень простые, душевные, и такие точные. «Свободное плавание» оказалось мне таким близким в свое время. Думаю, не только мне. Еще – Виктор Шамиров. Его «Упражнения в прекрасном» – прекрасно! Ну и Андрей Звягинцев. Несмотря ни на что.

Про любимых режиссеров

Из иностранцев я бы выделил Квентина Тарантино. Настоящий самородок. Каждая картина. Он привнес немало в создания нового кинематографического языка. Если смотреть на Азию, то это Чхан-Ук Пак. Его величайшая трилогия «Сочувствие господину Месть», «Сочувствие госпоже Месть» и «Олдбой». Абсолютно иное отношение к жестокости. Из европейских – Ларс Фон Триер. При всей его неоднозначности. Безусловный гений. Меня трясло после его работ.

P.S.

В фильме «Общество мертвых поэтов» часто используется фраза Carpe diem – лови момент. Она точно про меня сегодняшнего.

Кадры из фильмов взяты с сайта kinopoisk.ru

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram