Частное мнение

«Мы — самая униженная категория людей». Воспитательница детского сада о зарплате, айпадах, сказках и современных детях

В педагогическое училище № 2 на отделение «воспитатель детского сада» я поступила в 1981 году. Если честно, не знала, мое это призвание или нет. В те времена, когда мы в школе занимались на учебно-производственном комбинате, я обучалась на отделении медсестер, и там нам много говорили об этом училище. И после школы я решила поступать именно туда.

Моя мама называла училище академией, потому как иногда я возвращалась затемно; домашние задания проверялись каждый день, как в школе. Преподаватели требовали от нас многого, обучали жестко и спуску не давали. Однако это пошло только на пользу. Было много интересных предметов, в частности, вспоминаю ритмику, детскую литературу и выразительное чтение, методику обучения ИЗО, методику математики, психологию детского дошкольного возраста — да фактически все. Преподаватели были очень грамотными — настоящие специалисты, жаль, далеко не всех помню по именам и фамилиям.

На нашем отделении было только четыре «городские» девочки, остальные — из районов, иногда очень отдаленных. Они, как правило, учились неважно, не получали стипендию, хотя, конечно, не все. Мало кому из них родители присылали из дома деньги, потому в основном в общаге царила нищета. Помню, пришла туда в гости к подругам, а у них — суп, причем сваренный в чайнике, абсолютно пустой — там были картошка, лук и соленые огурцы, больше ничего.

После учебы у нас было обязательное распределение: «городские» остались в городе, а «сельские» уехали к себе. Так в двадцать лет я очутилась в детском саду. В моей группе было тридцать шесть детей и столько же раскладушек со свернутыми постелями, которые нужно было каждый день расставить, а потом убрать. Другая воспитательница (сменщица) почти все время сидела на больничном с ребенком. Няни тоже не было, потому я и накрывала на столы, и убирала тоже сама. Хоть посуду мыла приходящая нянечка!

Спасибо детям за помощь — они всегда были рады этому, даже гордились. Не думаю, что их приучали дома к чему-то подобному, а вот в садике им это нравилось. Что они делали? В основном помогали расставлять тарелки перед обедом или ужином, а еще мыли раковины в туалете (не унитазы!). Такая радость была для дежурных: всех спать положили, а мы работаем! Продолжалось это еще минут пятнадцать, не больше. А мне была необходима какая-то передышка. Незаконная эксплуатация детского труда? Может быть. Однако сейчас родители очень многое делают за детей, а зря. Детишек ко всему надо приучать заранее, и потом им в жизни будет гораздо проще.

Получала я тогда 85 рублей в месяц. Очень часто приходилось работать в две смены с 7 утра до 19 вечера (это если еще все родители забирали детей вовремя), буквально света белого не видела, доплата за это была, как ни странно, мизерная, каких-то там пять рублей, да еще три — за няню. Задним умом думаю, что бухгалтерия конкретно обманывала: в целом больше девяноста рублей в 1984 году я не получала.

Помню, когда-то договорилась в кои-то годы пойти с подругами в кино, а опять нет замены! Я пошла к заведующей и сообщила о том, что уйду после 15 часов — и все, делайте, что хотите. В ответ прозвучало: «Я, что ли, должна выйти на группу?! Где твоя комсомольская совесть?» Но у меня ее, видимо, уже к тому времени не осталось, потому я все же ушла, и замена была найдена. Я была двадцатилетней девчонкой, а у меня вообще не было никакой личной жизни и  никакого просвета в стене этой бесконечной работы по 12 часов! То, что после трех лет обязательной в те годы отработки я все же осталась в профессии, для меня самой было равносильно чуду.

Однако дети в те времена были очень творческие, все подхватывали буквально на лету, любую идею. Сколько мы рисовали, лепили, разыгрывали некие сказочные действия, прятались в каких-то придуманных лабиринтах — хорошая альтернатива нынешним квестам! Ребятишки, как я поняла гораздо позднее, очень любят молодых воспитателей: видимо, потому что те не далеко ушли от них самих. Мне самой было очень интересно с ними играть.

Случались и забавные моменты. Один мальчик, Кирилл Петров, никак не мог выучить стихотворение к Новому году. Кстати, меня всегда ругали за то, что я давала четверостишия не только тем детям, которые хорошо все заучивают и выразительно читают, но и, так сказать, отстающим. Но я упорно считала, что дать возможность проявить себя нужно всем. Но вот с Кириллом мы конкретно мучились — и родители, и я: ну не мог он никак запомнить это несчастное четверостишие.

Это мы так думали. А однажды я на прогулке услышала, как Кирилл с упоением читает длинный хулиганский стишок! Я тут же его подозвала и сказала: «Прочти еще раз!» Он забоялся и застеснялся, но я сказала, что не буду ругать, и он прочел. Скажу честно, я очень смеялась. Да ничего в этом стихе особо криминального и не было. Есть такие дети, и ничего с ними не поделаешь, к ним нужен индивидуальный подход. С тех пор я стала понемногу заниматься с Кириллом, предлагая ему выучить именно смешные стишки, и через год он уже выступал на утренниках.

В детских садах существует свой фольклор, и это нормально. Возможно, многие помнят стишок про обезьяну Чи-Чи-Чи, которая продавала кирпичи. Так вот: этот стих дожил до наших дней — он первый «хулиганский», который узнают дети в детском саду. А ведь он существовал еще и в моем детстве и до сих пор каким-то образом передается из поколения в поколение.

От воспитателя в группе зависит многое. На мой взгляд, ни в коем случае нельзя воспринимать детей как общую массу, а всегда видеть каждого. Сколько раз наблюдала со стороны: воспитатель прикрикнул на одного ребенка, а испугался совсем другой — как раз послушный и тихий. Бытует мнение, что воспитатели на прогулках только и делают, что разговаривают друг с другом. Тут все зависит от конкретного садика и человека, но переброситься хотя бы парой слов надо: проводить целый день только с детским коллективом очень тяжело.

Сейчас в садиках кормят намного вкуснее: когда я только начинала, тогда все было очень пресное, дети плохо ели, а нас очень сильно ругали за это. Заведующая каждый день лично проверяла эти несчастные ведра с отходами. Помню, я ставила красные флажки на первый стол того ряда, который быстрее съел. Только ложки стучали — так старались ради этих флажков! Еще и соседей подгоняли изо всех сил. Вот наглядный пример коммунистического энтузиазма и социалистического соревнования не за копейку, а за чистую победу. Но у нас также была и одна многодетная нянечка, которая преспокойно каждый день забрала эти «несъеденные» ведра и кормила всю свою семью.

Сейчас дети кушают в основном хорошо, но интересно наблюдать за какими-то в этом плане «детсадовскими» традициями: «дежурные» (а ребятишки очень любят дежурить, потому как это особый статус) кладут себе и своим друзьям горбушки хлеба. А еще дети всегда «измеряют» ложкой, сколько в тарелке осталось супа.

Мне кажется, главная задача детского сада — не научить детей читать и писать, а сделать так, чтобы маленький человечек мог слышать, видеть, воспринимать окружающий мир, умел общаться со взрослыми и детьми, существовать в коллективе, сделался социализированной личностью, готовой к учебному процессу. Главное, чтобы дети могли самостоятельно уметь одеться, проследить за своими вещами, помнить свой адрес, имя папы и мамы, знать счет от десяти и обратно.

Сейчас родители чуть ли не фанатично обучают ребенка чтению с раннего возраста, не зная о том, что умение читать — далеко не основное достоинство развития. Куда бОльший показатель интеллектуальных способностей ребенка — умение решать логические задачи, а даже не счет в математике. Но и этому научат в школе. Основы закладки личности — совсем другое дело. Ребенок должен понять, что такое любовь к своим близким, доброта, совесть, ответственность, взаимопомощь, и это, на мой взгляд, не зависит от смены учебных методик.

Раньше воспитатели курировали детей, которые после детского сада шли в ту или иную школу, а сейчас такой практики нет. И я все-таки стараюсь взаимодействовать с учителями тех школ, куда пошли мои дети. И недавно узнала, что в одном из учебных заведений, где собирали гуманитарную помощь для приюта, где содержатся собаки и кошки, родители одного из моих воспитанников отобрали у ребенка копилку с деньгами, лишь бы он не купил бездомным животным самую дешевую крупу! Значит, я все же где-то и что-то недосмотрела, не учла.

Мы с ребятами всегда следили за изменениями в природе и погоде, подкармливали птиц зимой, высматривали следы на снегу, наблюдали за приметами. Сейчас способность ребят фокусировать свое внимание очень сильно упала. Даже мама и папа для некоторых из них — какие-то мелькающие картинки, некий фон.

В детском саду существует масса никому не нужной бумажной работы. Лучше бы я провела больше времени с ребятишками, рассказывала им, как прекрасна природа, неповторим закат и восход, чем писала эти дурацкие «планы» с их «целями и задачами», потому что, по большому счету, они никому не нужны и осядут на какое-то «дно». На мой взгляд, лишняя работа и нагрузка, если учесть, что все материалы для занятий педагог тоже готовит сам.

Про зарплаты воспитателей и особенно младших воспитателей (нянечек) вообще не хочу говорить. Самая, как мне кажется, униженная в этом плане и ущемленная категория работающего населения. Это не просто копейки, это ничто. Не стану рассуждать, что кого держит в этой профессии: наверное, каждого по-разному. При этом родители предъявляют к воспитателю зачастую просто нереальные требования, год от года все больше и больше. За любой синяк отвечаешь, как за кровавую рану: как будто дома дети не бегают и не падают! А есть же еще и администрация с ее требованиями и придирками. В общем работа воспитателя — это существование между нескольких огней.

Дети во многом изменились в худшую сторону. Во-первых, стали агрессивными, без боязни чего бы то ни было. По типу «меня несет — и все». Плюются, дерутся, матерятся — налицо девиантное поведение. Я-то «держу» коллектив, меня слушаются, но мне бы хотелось, чтобы это, как во времена моей юности, было за счет творческого устремления, любви и доверия ко мне, а не только за счет силы моего характера и выдержки, подаренной опытом и временем.

Дома детям перестали читать сказки, с которых, собственно, всегда и начиналось воспитание личности, а не с телевизора, не с планшета. Иногда кажется, что в наше время некий электронный носитель устроен уже в утробе матери! Дети еще не знаю слова «мама», но уже с легкостью произносят «айпад». Многие родители этим гордятся, а я, так думаю, зря. Надо учить ребенка существовать во внешнем мире, который куда сложнее, запутанней, но и прекраснее.

Многие из моих воспитанников навещают меня, но с каждым годом все реже и реже. Первое время приходят и ноют: «Нина Николаевна, как хорошо было в садике — играли, гуляли, кушали, спали. А вот сейчас бы вернуться обратно!» Я всегда глажу их по головам и говорю, что впереди еще долгая, трудная, но вместе с тем и радостная жизнь, много новых открытий, а что вы помните детский сад, то это очень хорошо.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram