Частное мнение

Селфи на фоне Освенцима

Приходит ко мне домой приятель. Мы ровесники. Беседуем о разных вещах, он попутно рыскает на моей книжной полке. То одну книгу возьмет, пролистает ее и положит на место. Потом другую. Затем еще и еще. И тут в его руках оказывается экземпляр, который почему-то вызывает у него особый интерес. Он пристально глядит на обложку. Отрывает, наконец, от нее свои глаза и спрашивает у меня: «А кто такой этот Бро...Брод...БродскИх?»

Трудно было в это поверить и принять. Но все же я принял. Меня не оставляла надежда, что этот случай — просто недоразумение. Чтобы убедиться в этом, на следующий день я спросил у нашей общей подруги, знает ли она, кто такой Бродский.

— Конечно, — ответила она. — Он поэт.

На душе у меня отлегло. Но тут она поспешно добавила: «У него еще стихотворение самое известное — «Переправа, переправа...».

Конечно, дружба между людьми далеко не всегда возникает из-за пристрастия к одним и тем же писателям, музыкантам или художникам. Если твой друг наделен отменными человеческими качествами, импонирует тебе своим поведением и воспитанием, его эрудиция и вкусовые предпочтения бесспорно отходят на второй план. Но все равно, становится как-то не по себе.

Признаки культурного упадка очевидны.  Его причины многогранны. Последствия повсеместны. Антураж современного Петрозаводска не может не удручать. В течение последних полутора лет наш город лишился двух книжных магазинов. Осенью 2013 года закрылся «Экслибрис», а спустя год прекратил свое существование «Книжный дом». Публичная библиотека, кажется, уже целую вечность обнесена строительным забором.

Сегодня Петрозаводск повсеместно облеплен рекламными вывесками, которые приглашают нас посетить солярий, предлагают приобрести планшет с 30-процентной скидкой, а также заказать суши и лапшу вок. Город трансформируется и вместе с тем навязывает нам образ счастливого человека, загорелые пальцы которого виртуозно орудуют японскими палочками для еды. На его журнальном столике вместо стихотворных сборников лежат глянцевые брошюры с информацией об ипотеке. Ему нет никакого дела до сочетания слов. Он считает рифмы абсурдом, а поэтов — чудаками. Ведь стихи нельзя обналичить.

Я всегда считал потребность в поэзии олицетворением культурной наполненности человека. К сожалению, люди постепенно теряют интерес к стихам и к искусству в целом. Не все, конечно. У нас в Петрозаводске набирает популярность проект «Мой поэт», где все желающие, вне рамок возраста и пола, читают стихотворения любимых поэтов.

Зимой 2014 года в нашем городе состоялось два поэтических вечера общереспубликанского масштаба. Первый прошел в одном из баров Петрозаводска, второй – в актовом зале ПетрГУ. На обоих мероприятиях участники декламировали стихи собственного сочинения и стихи русских поэтов. То есть, получается, что поэзия жива. Существуют еще люди, которые активно участвуют в литературном процессе. Они испытывают потребность в искусстве. Имеют способность впадать в экстатическое состояние от музыки, стихов и фильмов. Но их становится все меньше.

С проблемой понимания аудиторией кинокартин я столкнулся, просматривая в одном из кинотеатров Петрозаводска фильм  «Бердмэн». Я был ошеломлен,  каким образом зал реагировал на определенные моменты в фильме. Похоже, что без закадрового смеха мы оказались беспомощными, точно младенцы. Мы разучились самостоятельно отделять веселье и драматизм.

У нас куда-то запропастилось осознание того, что шизофрения – это не смешно, так же как личностный кризис и отчаяние. Во время просмотра этого фильма зрители охотно и абсолютно беспочвенно хохотали над любыми проявлениями тем «ниже пояса». При этом они основательно игнорировали тонкую самоиронию героев, отказывались от сочувствия к персонажам, не замечали трагикомизма их образов. А позже, выползая из темноты зрительного зала, не скупились на бранные слова по типу: «Зачем мы только на эту чушь пошли!? Я ни черта не понял!».

Когда-то Евтушенко, Мандельштам, Есенин и другие поэты читали свои стихотворения на улице. Вокруг них моментально возникало бесчисленное количество слушателей. Стихи притягивали людей не хуже огня. Но это была другая эпоха. Сейчас мы ориентированы на что-то иное. Возможно, мы слишком помешаны на себе. Через социальные сети доказываем друг другу, что живет полноценной жизнью.

Не так давно Lenta.ru опубликовала подборку фотографий из инстаграма (Организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации), на которых люди делают улыбающиеся селфи на фоне Освенцима и памятника 11-му сентября. Конечно, это не является проявлением сознательной злобы или неуважения, просто нам очень часто не хватает банального понимания. Недостает капельки глубины, которую, несомненно, мы могли бы отыскать на страницах различных книг, развиваясь и расширяя свою зону комфорта.

Александр Медведев 

Срочные новости в нашем Telegram