Искушение, или Как нас заставляют покупать в супермаркетах | Daily
Домашняя экономика

Искушение, или Как нас заставляют покупать в супермаркетах

Зашли в магазин за хлебом, а очнулись у кассы с полной корзиной продуктов и ненужных вещей… Знакомая ситуация? И у меня тоже такое частенько бывает. Особенно, когда голодная в магазин иду – обязательно нахватаю каких-нибудь ненужных вкусняшек, а потом удивляюсь, откуда такая кругленькая сумма в чеке.  Да и на сытый желудок так трудно устоять перед всеми этими ароматными запахами, которые так и манят…

Рука сама тянется к свежей булочке. А пока ждешь своей очереди возле кассы, обязательно отправишь в корзину еще и шоколадку, жвачку или  пакетик с мармеладом. А еще я не могу пройти мимо всевозможных скидок и акций. Всегда роюсь в корзинах с «распродажным» добром и непременно что-нибудь покупаю. Ну, а как не купить-то, если всего за полцены отдают? И только дома я понимаю, что эта вещь мне абсолютно не нужна.

Недавно обсудила эту проблему с друзьями. Оказалось, я не одинока. Почти все в торговых центрах и супермаркетах ведут себя точно так же. И ничего удивительного в этом нет, ведь современные супермаркеты – уже не просто место, где можно купить только самое необходимое. Это замкнутое пространство, в котором покупатель перемещается не по собственному усмотрению, а по законам поведенческой психологии. Фактически маркетологи заставляют нас покупать те или иные вещи, но при этом все выглядит так, будто мы сами сделали выбор.

А ведь на всевозможные навязанные нам безделушки порой уходит львиная часть семейного бюджета. Я специально узнала, какие ловушки расставлены в супермаркетах, и как их можно избежать. Теперь в магазине я чувствую себя куда увереннее и чувствую, что я сама делаю выбор, а не мне навязывают какой-то товар. Спешу поделиться с вами полезной информацией:

1. Скидки

Прошли те времена, когда со скидками продавали только товар, имеющий какой-либо брак или вышедший из моды. Конечно, предоставление скидки и сейчас каким-либо образом обосновывается, но на самом деле ее цель – повысить продажи любого товара. А теперь взглянем на это глазами покупателя: товар продается за половину своей стоимости, скидка 50% — «надо брать!», а зачем брать, потом разберусь.

На самом деле, правда выглядит так: магазины со скидками выдуманы не для того, чтобы клиенты накапливали себе богатство, благодаря «сэкономленным» тут деньгам. Эти магазины созданы, чтобы копить состояние для своих хозяев, вытягивая деньги с кармана клиентов. Поэтому, прежде чем приобрести очередную вещь со скидкой, подумайте: действительно ли она вам нужна или вы берете ее только потому, что дешево? Ведь покупка ради скидки и покупка того, что тебе нужно со скидкой – две совершенно разные вещи.

2. Реклама

Реклама атакует со все сторон, она поджидает на каждом шагу. Оказывается, спустя всего лишь 21 день с момента восприятия рекламы подсознание уже закрепляет в себе полученную информацию. Потребность получать признание – одна из самых главных для человека. Большинство из нас нуждается в этом каждый день, и подсознательно мы пытаемся удовлетворить эту потребность любым способом. Самый короткий путь – это покупка. Так что не будьте жертвами рекламы и выбирайте то, что вам действительно нравится, а не то, что вам навязали.

3. Трюки

Современные магазины освоили маркетинг как науку. С помощью разных хитростей можно манипулировать покупателем, направляя его именно к тому конкретному товару, который надо продать. Вот самые распространенные из этих трюков:

 — товар должен сам ложиться в руки покупателя

Одна из хорошо известных «хитростей» — выкладка товара на полки, находящиеся на уровне глаз. Ведь товар должен сам ложиться в руки покупателя. Поэтому-то с верхних и нижних полок товар распродается хуже, чем с полок, находящихся на оптимальной высоте.

— как можно дольше задержать в магазине клиентов

Сколько денег потратит покупатель в магазине, зависит от того, как долго он там пребывает. Помня об этом, магазины делают все, чтобы покупатель изменил свой темп в магазине! Слышна приятная успокаивающая музыка, а освещение подобрано так, чтобы ты почувствовал себя расслабленным и перестал торопиться.

— увеличение количества покупок в состоянии импульса

Исследования показывают, что более 2000 покупок делается импульсивно! Зная об этом, магазины создают  все возможности, чтобы вы делали покупки импульсивно. Классический пример — выставленные сладости у кассы. Или рядом с популярным и необходимым продуктом размещают ненужные, но, в основном, более дорогие. Например, возле молока — взбитые сливки, детские йогурты. В следующий раз, когда будете заходить в продуктовый отдел своего супермаркета, обратите внимание, как удобно размещены пирожные и сливки по соседству со свежей клубникой.

— бесплатные образцы продукции

Данная уловка основана на правиле взаимного обмена. Это правило гласит, что мы обязаны постараться отплатить каким-то образом то, что предоставил нам другой человек. Присмотритесь в супермаркете к дружелюбным людям, которые дают бесплатно попробовать продукт. Исследования показывают, что более 90% клиентов, которые попробовали определенный продукт, купят его.

— продавать детям — и родители это купят

Видеофильмы, снятые скрытой камерой в магазине, показали, что корм для собак и хлопья для завтрака часто выбирают дети. На фильме было видно, как дети тянутся к полке, чтобы взять коробку. Поэтому, собственно, так много магазинов, особенно супермаркетов, запроектированных с расчетом на детей. Где выставлены хлопья для завтрака? Метр двадцать от земли, на уровне глаз ребенка! Так же и в случае с пирожными и батончиками.

— перемешанные товары

Обратили внимание, сколько видов супов выставлено в отделе супов супермаркета? Найдете там около 100 разновидностей. При таком количестве разных вкусов, можно подумать, что их укладывают в алфавитном порядке, чтобы упростить нам поиски той разновидности, которая нам нужна. Но в магазинах сознательно перемешивают на полках разные вкусы супов. Почему? Для того чтобы клиенты вынуждены были искать на полке суп, за которым пришли. Одновременно обратят внимание и на другие разновидности супов, о существовании которых не подразумевали. То же самое и с другими продуктами.

— бесшумные фискальные кассы

Раньше кассы очень шумно подсчитывали твои покупки. Сегодня этого уже не услышишь, потому что старые, шумно работающие кассовые аппараты заменили почти беззвучными. Новые кассы и введение кредитных карточек, благодаря которым покупаешь сегодня, а платишь позже, уменьшили боль, связанную с расходом денег, что для магазина означает большие обороты на одного клиента.

— «Здесь уже купили»

В стройном ряду продукции убирается несколько единиц, чтобы у покупателя сложилось впечатление, что товар пользуется спросом.

— восприятие по контрасту

В человеческом восприятии важную роль играет принцип контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем легкий предмет, а затем — тяжелый, мы будем оценивать второй предмет как более тяжелый, чем если бы мы подняли сначала его. К примеру, человек может внутренне сопротивляться трате 1000 рублей на свитер, но если он только что купил костюм за 3000 рублей, свитер не покажется ему слишком дорогим.

Это только малая часть из сотен трюков, которыми пользуются магазины, чтобы склонять клиентов покупать товары чаше и больше. Вместе с ростом конкуренции на рынке магазины все более совершенствуют свою технику манипуляции нашими эмоциями, чтобы увеличить свои доходы. Но кто предупрежден – тот вооружен.

Совет эксперта 

 Наталья Кудряшова, семейный психолог:

 — А что, собственно говоря, плохого в том, что мы совершаем покупки? Большая часть нашего населения долгое время не имела такой возможности – приобрести то, что хочется. Часто приходилось покупать то, что было, а совсем не то, что хотелось. Очереди, записи, знакомства – все это были способы приобрести что-то стоящее. Не случайно товаровед была столь же желанной профессией, как сегодня юрист или менеджер.

У каждого из нас свое объяснение причин наших покупок. Однако есть проблема – когда мы начинаем покупать ради самого акта. Шопоголик – человек, не способный остановиться в магазине. Он как алкоголик, который не может не пить, создает проблемы не только себе, но и близким. Для того чтобы не становиться рабом этой привычки, нужно уметь вовремя спросить себя: «Зачем мне ЭТО нужно?».

Больше нет нужды покупать впрок, про запас, на вырост – все можно приобрести и сегодня, и завтра! Конечно, любой из нас может совершать какие-то импульсивные покупки, случайные, но потом, в спокойной обстановке, дома, мы просто признаемся сами себе – это случайная вещь, обойдемся и без нее. И все. Нет нужды ругать себя и испытывать чувство вины, мы ведь все время учимся жизни, не так ли?

Рекламные и маркетинговые технологии совершенствуются быстро, и мы не можем с ними сражаться, да у нас и не получится. Их цель проста, как арбуз – наши кошельки, а не шелковистые волосы, белозубые улыбки или вкусные супы. Но наша жизнь принадлежит нам самим, что покупать или не покупать решаем только мы сами – вот о чем мы всегда должны помнить. Тогда нам точно не придется разочаровываться, рассматривая дома совершенные покупки.

Читайте также

Новости партнеров

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2018 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings