Мам, я не сплю – просто полежу с закрытыми глазами | Daily
Эти дети

Мам, я не сплю – просто полежу с закрытыми глазами

Мам, я не сплю – просто полежу с закрытыми глазами

Приходит мое почти четырнадцатилетнее чадо из школы и первым делом, конечно, съедает все, что можно съесть (правда, почему-то «не замечая» суп). А потом усаживается на диван перед телевизором попить чайку и… засыпает. Вот так, сидя, и засыпает. Жалко его ужасно, но когда тут спать – дальше в расписании тренировки, занятия, домашние уроки, в конце концов…

– Сын, не спи – на тренировку опоздаешь.

– Нет, мам, я не сплю, – отвечает чадо, приоткрыв один глаз в поисках подушки – пристраивает ее под голову, укладывается, как в детстве, «калачиком» и нисколько не кривя душой, обещает: – Я просто полежу с закрытыми глазами… – Засыпает на «раз, два, три» – все равно, что подойти к выключателю и нажать на кнопочку.

Ладно, – думаю, – есть у него 40 минут поспать, – укрываю пледом и иду заваривать чай.

Такое происходит с моим ребенком только весной. И дело не в том, что он какой-то особенный. Племянницы мои – бойкие, активные девчонки – весной превращаются в «спящих красавиц». И друзья жалуются, дескать, дети так устают, что засыпают просто на ходу. С чем связана весенняя усталость детей? Во всем виноват авитаминоз? Или нагрузка в школе так сказывается? А, может, есть какие-то другие причины?

– Безусловно, есть два, скажем так, кризисных времени года – осень и весна, когда природа заставляет перестраиваться наши организмы, – говорит главный детский невролог Карелии Лариса Кузнецова. – Осенью дети менее уставшие, потому что они отдохнули летом. То есть осень проходит более-менее благополучно, и даже темное время суток дети переносят лучше, чем переход из зимы в лето. Что у нас происходит весной? В школе самая сложная в году четверть (как по времени, так и по нагрузке). А тут, наконец-то, выходит солнце и люди (особенно северяне) словно медведи, вылезшие из берлоги – им бы погулять, на солнышке погреться, вкусненького покушать. Какая школа? Не зря же проводятся серьезные конференции о жизни человека в условиях Севера, где обсуждают уровень гормонов и прочее… Да – у нас есть свои особенности и наш организм работает по-другому, чем организм людей из средней полосы России или юга России. И да – нам тяжелее, особенно детям и старикам.

– То есть авитаминоз здесь совершенно ни при чем?
– Причин весенней вялости детей много. И авитаминоз, точнее, гиповитаминоз – одна из них. Овощей и фруктов в нашем рационе мало – у нас же все замороженное, консервированное и привезенное. И получается, что питание не очень адекватное организму ребенка. Кроме того, все северные люди испытывают дефицит витамина D, который проявляется в раздражительности, плаксивости. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена есть у каждого северного ребенка. А с началом весны наступает и период активного солнца, вместе с ним – повышенное потребление в организме кальция и витамина D. Как следствие – повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, дети более капризны, истощаемы. Весна – сложный период в жизни человека вообще, поскольку происходит гормональная перестройка организма.

– Вы хотите сказать, что это не блажь и человек действительно зависим от смены времен года?
– Безусловно. Есть же метеозависимые люди. И я верю, когда говорят, что полная луна влияет на состояние души человека. Почему нет? Если огромная Земля реагирует, то и маленький человек на этой планете тоже должен реагировать каким-то образом. Существует мнение, что младенцы более метеочувствительны, потому что у них открыт большой родничок. Я не знаю, есть ли научные доказательства – специально их не искала, но я готова этому поверить. Скажу больше – в 2002 году мы со студентами проводили исследование большого количества энцефалограмм. Выяснили, что март, май, ноябрь, январь – это те месяцы, в которые даже у людей, не страдающих эпилепсией, на энцефалограмме наблюдается повышенная судорожная готовность. Это ли не подтверждение зависимости от природы?

– Многие родители сетуют на большие нагрузке в школе, с которыми дети не способны справляться…
– И я согласна с этими родителями. Нельзя назначать больше пяти уроков подряд детям среднего звена и больше шести – старшим школьникам. Но у нас же по семь-восемь уроков! И они называют это факультативами, которые, тем не менее, обязательны для посещения. Подобный режим очень тяжело переносится детьми, у них нет уже никакого внимания. К примеру, как проходит среднестатистическая конференция для взрослых людей? Два часа лекции, потом час перерыва на еду и отдых, потом еще два часа занятий и после два часа перерыва на обед, потом еще два часа занятий… То есть мы для себя – взрослых людей – создаем комфортный оптимальный режим, в котором способны в полной мере усваивать информацию. Почему считается, что ребенок, изучающий несколько предметов, должен справляться с нагрузками в школе и чувствовать себя виноватым, если вдруг справляется не должным образом?

– И как же помочь детям?
– Купить дополнительных витаминов, адекватно кормить. Правильное питание – это не бутерброды, лимонады и чипсы. Это, минимум, четырехразовое питание, включающее горячие блюда. То есть книжка о вкусной и здоровой пище 1954 года издания до сих пор актуальна. Режим, о котором родители даже слушать не хотят, крайне важен. Человеку, который живет в режиме и по расписанию, гораздо легче перенести не только весну, но и все другие тяготы. И, конечно, детям надо побольше проводить времени на свежем воздухе. Они должны бегать, стрелять, прятаться, играть в «казаки-разбойники», «ляпу» и так далее. Сейчас считается, что лучшая организация образования в финских школах. Там каждая перемена по 20 минут, и каждый ребенок обязан (!) выйти на улицу. Кто не вышел, будет наказан часом задержки после уроков. Вот так должно быть! А у нас как? «Зачем ты бегаешь на перемене? Как тебе не стыдно?» И учителя отказываются понимать, что это входит в программу развития детей. Поверьте, они еще лягут у вас на диван и усядутся за компьютер – дайте вы им побегать.

– К слову, о компьютерах – надо ли и здесь соблюдать режим?
– Наши дети очень много времени проводят за компьютером и это действительно неправильно. Это может вызвать подъём артериального давления, приступ симптоматической (ситуационной) эпилепсии. У меня было два таких случая в Петрозаводке – у мальчиков, просидевших больше шести часов в компьютерном клубе за какой-то интерактивной игрой, развился эпилептический припадок. Детям я всегда говорю: ты можешь посидеть полтора часа за компьютером (для того, чтобы написать реферат или просто собрать для него информацию, конечно, нужно время), но потом нужно встать и пойти помыть посуду (руками, а не кнопку посудомоечной машины нажать). Вернулся, еще посидел час, потом пропылесосил квартиру или пошел погулять.

– И все-таки на что родителям весной обращать внимание? В каких случаях волноваться и бежать к врачам?
– Повод срочно обратиться к врачу – обморочные состояния, нарушения сна, которых прежде никогда не было и человек не знает, как с этим справляться. Если родители считают, что ребенок капризничает очень много, можно сдать анализ крови и посмотреть уровень гемоглобина и формулу крови – наши северные дети склонны к анемии, которая не добавляет ребенку жизненных сил и спокойствия. Вообще, когда ребенок капризный и быстро устает, анализ крови – хорошая идея, потому что есть страшные заболевания, которые так начинаются. В остальном же детей весной надо покормить вкусным и любимым, добавить свежую зелень, которая добавит радости. Хорошо бы подкормить витаминами. Есть еще такой препарат «Элькар», который улучшает энергетическое состояние клетки. Его отпускают без рецепта, в инструкции указано, как его принимать. Если же ребенок все-таки сильно плаксивый, плохо засыпает – дать настойку пустырника, пусть попьет ее две недели (капля на год жизни три раза в день). Кроме того, массаж воротниковой зоны и спины очень оптимизирует жизнь, тут же вырастают крылья за спиной. То есть мы улучшаем кровоток, обмен веществ и то, что человек не добирает движением, он может добрать во время массажа. Если в течение двух недель все это не помогает, то нужно идти к врачу и сдать все основные анализы – кровь, мочу, соскоб на энтеробиоз (гельминтозы у школьников встречаются чуть ли не в 60% случаев), посмотреть, что было на реакции Манту и измерить артериальное давление. Может быть, есть какая-то значимая патология. Но на самом деле детей, которые совсем устали, не так много. Они не то, чтобы устали… Их, как и всех млекопитающих, тянет куда-то весной. Ведь не в школу же, правда? Я понимаю детей! Вот нас если с кафедры выпустить, то нас бы тоже тянуло погулять!

Анастасия Вайник

Читайте также

Новости партнеров

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2018 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings