Интервью

Актер Вячеслав Поляков: «Я не считаю мужские слезы слабостью»

Вячеслава Полякова знает каждый, кто хоть раз ходил на спектакль в Национальный театр. Обладателя нескольких «Онежских масок» нельзя не любить, ведь даже его отрицательные герои, как правило, крайне обаятельны. В этом году карельское правительство объявило Вячеслава лауреатом премии «Человек 2011 года», чему актер приятно удивлен. На награждение Поляков едва успел: в тот в театре у него был спектакль, а это важнее.

Ноздри Давида изменили жизнь

 — Когда пришел работать в Национальный театр, я вспомнил даже его запах: он так и не изменился со времен моего детства, — вспоминает Поляков. — Это такая смесь запахов: краски, декораций, коридоров, курилки. Родители, театральные художники, часто брали меня к себе на работу. Со мной возились работники театра, актеры – мне нравилась эта вечно дружеская и хулиганская атмосфера. Позже я и сам озорничал: забирался на колосники, где висят штанкеты, смотрел спектакли сверху. Родителям потом попадало от руководства: боялись, что  я либо сам покалечусь, либо аппаратуру разобью.

В детстве Слава представлял, как  он снимается в фильмах. Чаще всего – военных: бегал с «ружьем», прятался в «окопах», партизанил.

 - Мне было интересно с самим собой, благо, фантазию было не унять, — вспоминает он. — При этом уже в детстве началось раздвоение: я и актерские способности проявлял, и о профессии художника подумывал. А еще долгое время был уверен, что стану клоуном. Жонглировать даже специально научился.

Когда пришло время выбирать-таки профессию, Поляков пошел на «худграф» в педагогический колледж. Уже там участвовал в «капустниках», после которых преподаватели вздыхали: «Эх, Поляков, тебе бы актером быть…». Все решилось само собой. На экзамене в питерский институт Вячеслав вытянул несчастливый билет. Хотя, кто знает, таким ли уж несчастливым он был?

 - Акварель я сдал на «отлично», это была лучшая работа среди абитуриентов, — говорит Поляков. – А вот с рисунком не повезло. В билете всегда указывают расположение мольберта – мне досталось самое неудачное: прямо под ноздрями огромной гипсовой головы Давида. Ну как тут не провалиться? Получил «двойку» и, расстроенный, забрал документы. В то же время узнал, что открывают набор в актерскую студию при Национальном театре. Подумал: зачем год зря терять? Меня взяли.

«После спектакля я плакал»

В театре Вячеслав работает уже 10 лет. Столько же преподает сценическое движение в консерватории и колледже культуры и искусств. Признается, что молодежь держит его в форме, не дает расслабиться:

— Студенты, конечно, тоже разные бывают. К одним на занятие придешь – огонь в глазах, желание все узнать и попробовать. А к другим даже идти не хочется: ленивые, капризные, несговорчивые. Сонное царство, в общем. Вспоминаю себя в их годы: «впитывал» знания, ведь уже тогда понимал – это мой хлеб, сценой я деньги зарабатывать буду. Даже в театре актеры порой расслабляются, забывают навыки. У нас и поговорка есть: «Театр – это место потери актерской квалификации». Поэтому необходимо, чтобы и у действующей труппы  были занятия: танец, сценическая речь, работа у станка… Больше творить хочется! Работа с молодыми спасает: я там уж точно не из-за зарплаты, совершенно мизерной. После вручения дипломов прошу студентов перейти со мной на «ты». Тут же становлюсь для них не Вячеславом Вячеславовичем, а просто Славой. 

Полякова радует, что театральный зритель тоже молодеет. Говорит, еще совсем недавно был период, когда молодым было наплевать на театр. Конечно, большинство до сих пор предпочтет сходить в кинотеатр на фильм в 3D, однако явный прогресс нельзя не заметить.

 — Что самое сложное в нашей работе? Текст учить (смеется). Хотя, если ты сразу «войдешь» в роль, все пойдет, как по маслу. Основные сложности поджидают на репетициях. С одной стороны, актер должен приходить на них с текстом в голове – иначе попадет от режиссера. С другой – ногами лучше запоминается. А бывает и так: выучил ты дома свои реплики, проработал интонации, а на репетициях они выглядят фальшиво.

Вячеслав говорит, что подружиться бы мог с любым из своих героев, будь тот положительным или не очень. В каждом из них есть что-то от самого Полякова, иначе как бы он тогда мог их сыграть? Разве что с Тартюфом они вряд ли бы поладили, уж больно тот «скользкий» и неоднозначный персонаж.

—  У Мольера Тартюф – большой, тучный человек, а у нас он был маленьким, юрким и изворотливым. Это было задумкой режиссера. Грустно, но тартюфство до сих пор процветает в нашей стране. Чиновники смотрят людям в глаза, уверяя, что «решат проблемы». На деле строят себе дачи и дарят яхты друзьям.

Спектакль «Лекарь поневоле», премьера которого была недавно – отчасти тоже об этом. Шарлатанов в России пруд пруди, как и тех, кто верит в их обещания.  

 — Это был сложный спектакль, — вспоминает Вячеслав. — Сказалось все: большой объем работы, напряжение. Признаюсь, что после премьеры даже плакал – наверное, это были слезы счастья. Я из тех, кто не считает мужские слезы слабостью. Если мужчина плачет, значит, он что-то меняет, раскаивается, идет дальше. Надо не бояться эмоций: плачут только сильные люди. Лично я всегда собой недоволен. Этакие «качели» — то гармония, то хаос. Нужно, чтобы актера всегда «перекручивало», иначе что тогда играть? Я совсем не пытаюсь жить в вечной гармонии. Кто знает, может быть, для меня моя жизнь – и есть равновесие?

«Отвянь, у меня будет лучшая»

Супруга Вячеслава, актриса Ольга Портретова, тоже работает в Национальном театре. Они со студенческих лет вместе, правда общий язык друг с другом нашли далеко не сразу.

 - Преподаватели шутили, что Поляков и Портретова – два абсолютно несовместимых человека, — смеется Вячеслав. – Мы жутко враждовали, просто ненавидели друг друга. Хотя сейчас-то я понимаю, что у обоих взаимная симпатия была всегда. Помню, как Оля меня дразнила: «Поляков, ты все равно будешь мой».  Я огрызался: «Отвянь, у меня будет лучшая!». Нас сблизил спектакль «Simple стори» по мотивам мюзикла «Вестсайдская история». Мы играли возлюбленных – вот с этого-то все и началось.

Ольга – такой же ненасытный в творчестве человек, как и Вячеслав. Несколько лет назад она занялась хип-хопом — исполнительница под ником tamma даже заняла первое место на всероссийском хип-хоп баттле MISS MC. Тогда еще все поражались: как, актриса и мать двоих детей, может читать рэп? Однако Ольга и по сей день удивляет: она еще и стрип-дэнсом занимается.

 — Поначалу я настороженно относился к ее увлечению, — вспоминает Вячеслав. – Я, все-таки, человек ревнивый, могу стул в окно выкинуть и весь дом перевернуть, если что-то заподозрю. Но потом привык, ведь Оля всегда танцами занималась,  это ее «конек». Да и в театре, при желании, можно найти массу поводов для ревности. Если ей по сценарию спектакля надо с кем-то целоваться – мне тоже беситься? Неизвестно, что больше оголяет – стриптиз или сцена. А стрип-дэнс – еще и полноценный спорт, колоссальные нагрузки, которые не каждый выдержит. Кроме того, она – прекрасный ведущий детских праздников, ребята от нее в восторге!

История повторяется: сейчас Вячеслав Поляков приводит в театр уже своих детей. С ними все так же возятся актеры, маленькие Мюриэль и Эмиль успели поучаствовать в спектаклях. Однако родители сознательно пока не отдают их в театральный кружок: боятся, что дети неправильно «почувствуют» сцену, научатся обезьянничать, а не играть. Поэтому пока – только танцевальные и музыкальные занятия. А там – видно будет.

Жонглер факелами

Вячеслав работает и днем, и ночью: создав с друзьями творческую группу «Sellerit», выступает на вечеринках и корпоративах. Они — одни из первых в городе, кто начал заниматься огненными и световыми представлениями. Отчасти воплотилась еще одна его детская мечта. Правда, жонглирует Вячеслав более опасными «штуками» — горящими факелами,например. Словом, скучать Полякову не приходится. Да и сам он шутит, что вся его жизнь – бесконечная борьба.

 — А как же! С утра надо себя перебороть и встать, потом – заставить машину завестись, отвезти детей в школу… Потом – расшевелить студентов, придти в театр, отработать репетицию, не повздорив ни с коллегами, ни с режиссером. Знаете, мой день ассоциируется у меня с фехтованием. Приходишь домой вечером и размышляешь: «Ну как, я сегодня был на высоте?»

Алла Константинова (СМИ, выполняющее функции иностранного агента) 

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram