Интервью

Есения Столярова: «В жизни и спорте без трудностей не бывает»

Если встретишь на улице кареглазую красавицу Есению Столярову, ни за что на свете не подумаешь, что эта девушка – чемпионка России, мира и Европы по гиревому спорту, а совсем недавно она стала обладательницей Кубка Европы. И, кстати, только Есения представляет Карелию в гиревом спорте на российских и международных соревнованиях. Из кого вырастают сильные женщины, какие им нужны мужчины и, конечно, о тонкостях гиревого спорта разговариваем с нашей спортсменкой.

Редкое имя – это плюс

– Почему Есения?

– Папа так назвал. Когда ему позвонили из роддома и сказали, что родилась дочка, папа перевел взгляд на телевизор – и там шел фильм «Есения». Так решилась судьба моего имени. Мама считала, что у меня будут проблемы из-за имени, но я благодарна родителям за то, что меня так назвали. С именем у меня связаны только положительные эмоции. Вообще человеку с редким именем, на мой взгляд, дается больше шансов – меня сразу запоминают все, кто со мной знакомится.

– Молодые люди вам, наверное, прохода не дают?

– Я не замечаю такого, чтобы вот прямо отбоя не было. Но я никогда не ищу отношений – считаю, что мое меня само найдет. Поиски ничем хорошим не заканчиваются – когда человек чего-то очень сильно хочет или ждет, то он часто ошибается, принимая первое встречное за то самое ожидаемое. Потом наступает разочарование. Поэтому я ничего не жду и не ищу – судьба сведет.

– А как же любовь – неужели не было?

– Ну как же – была в 17 лет. Та самая больная юношеская любовь на разрыв, как говорится – когда чувства захлестывают, когда и ревность, и обиды, и счастливые примирения, потому что жить друг без друга не можешь. Мы встречались два года, и все было очень бурно.

– Вы хотите сказать, что у вас сейчас нет молодого человека?

– Ну… будем считать, что нет.

– Вам не кажется, что мужчины вас просто боятся? Ну, то есть боятся оказаться слабее вас?

– Возможно. Но, значит, среди них нет моего мужчины.

– А у вас есть представление об идеальном мужчине?

– Идеальных людей не бывает, но есть те, чьи недостатки ты можешь принять. Ведь даже с друзьями так: если ты любишь человека, то принимаешь его всего целиком, со всеми его недостатками. А мужчина… Он должен быть сильнее меня, чтобы я могла почувствовать себя слабой, чтобы могла рожать детей и создавать уют в доме, а не идти впереди с шашкой наголо и решать все проблемы. Это в спорте я могу проявить характер и парой-тройкой слов заткнуть с десяток мужиков, но жизнь – другое дело, и я никогда одно с другим не путаю. Понимаете, то самое мужское начало, ту силу духа, о которой я говорю, невозможно воспитать, этому невозможно научиться – это либо есть, либо нет.

Что такое 24 килограмма?

– Вам 24 года, а вы уже чемпионка всего, чего можно…

– Ну, не всего – нет предела совершенству.

– В чем суть гиревого спорта?

– Есть относительно небольшой вес, который поднимаешь в течение определенного времени. Например, в женском гиревом спорте сейчас это гиря 24 килограмма и 10 минут времени. Поэтому гиревики не такие уж и внушительные внешне.

– А вы привыкли к тому, что от вашей внешности ожидают, скажем так, большего?

– Знаете, когда говорят, что сейчас придет девочка Еся, она чемпионка Европы и мира по гиревому спорту, то все ждут, что зайдет эдакая «рама два на два», огромная женщина. И когда видят меня, реакция у всех примерно одинаковая: «Вот эта вот? По гиревому спорту? Да что вы врете?!» У нас нет предельных весов, как у штангистов или в пауэрлифтинге. Что такое 24 килограмма? Это сетка картошки, которую женщина на рынке покупает каждую неделю.

(Тут надо сказать Есении спасибо за лестный отзыв о наших женщинах, но… я ведь специально сходила к знакомым и попробовала поднять 20-килограммовую гирю, как положено по правилам соревнований в гиревом спорте – с полностью опущенной руки, в которой гиря, и вверх на вытянутую руку. Ну попробовала и попробовала… – Прим. авт.)

– А как вы вообще оказались в гиревом спорте?

– Случайно. Я была гиперактивным ребенком и в школе у меня всегда были проблемы с поведением – разве что в 10-11 классах повзрослела немножко, что ли, и стала потише себя вести. А всю остальную школьную жизнь от моих выходок страдали и учителя, и родители.

– Вот прямо хулиганка, что ли?

– Да, вот прямо хулиганка-хулиганка… И когда у нас в школе появилась секция вольной борьбы, которую открыл Александр Петрович Бельтюгов, учителя меня туда, благословясь, отправили. Я занималась, перебарывала всех пацанов, а потом секцию закрыли. Но так получилось, что Александр Петрович до сих пор остался моим тренером. Когда секцию закрыли, я не стала искать ничего другого – просто перестала заниматься. И однажды встретила Александра Петровича на улице – мы жили в одном районе. Он позвал в зал, где работал и вел секцию гиревого спорта, просто попробовать. Я зашла – и вот уже 12 лет все пробую.

Сила есть – ума не надо?

– Скажите, в гиревом спорте есть какая-то тактика? Важен умный подход? Ведь, как говорится, сила есть – ума не надо…

– Безусловно, есть тактика, нужно понимание своего собственного организма как с физической, так и с психологической точки зрения. Это все приходит с опытом. На помосте одновременно выступают шесть человек, и перед каждым – табло, то есть ты можешь наблюдать за результатами соперниц. Ты привык тренироваться в темпе 15 подъемов в минуту, соответственно, в этом темпе привычно работать дыхательной и сердечно-сосудистой системам. И вдруг видишь, что девочка рядом работает 17-18 подъемов в минуту, начинаешь гнаться за ней – в результате задыхаешься, молочная кислота начинает закисливать мышцы, в общем, твой организм не готов к такой работе. А потом эта девочка через шесть минут уже ставит гирю, при этом опытные соперники не погнались и поднимали гирю 9-10 минут в своем темпе. У меня было такое – проиграла. И тут сколько бы тренер ни говорил, пока сам не пройдешь через такой старт, не сделаешь выводов.

– Вы гирю поднимаете одной рукой?

– Сначала одной, потом один раз ты можешь, не ставя на пол, перехватить гирю в другую руку и продолжить соревнование.

– У вас какая рука сильнее?

– Левая. Точнее не так – левая рука, наоборот, слабее и из-за этого техничнее. Но это организм – он сам все делает. Ведь как вырабатывается техника – сначала надо буквально вымотать себя, чуть ли не убиться на тренировке, потом встать и снова начать делать упражнение, и появляется техника, потому что организм будет искать наиболее выгодное для себя исполнение, которое позволит потратить меньше сил. Так и получается, что правая рука позволяет мне где-то включать силовые показатели, а левая работает очень технично, в «сберегающем» режиме. На силе в гирях много не наподнимаешь – это очень техничный вид спорта.

– А почему женщины выступают с гирями весом именно 24 килограмма? Это во всем мире так?

– Ну, надо сказать, что у российских гиревиков не так много конкурентов в мире. Это молодой вид спорта, который зародился в России, как вы понимаете, из всех наших ярмарочных русских забав. Но гиревой спорт стремительно завоевывает популярность, и мы уже начинаем немножко волноваться, потому что в мире появляются сильные техничные спортсмены, с которыми занимаются, конечно же, наши тренеры. А женщины прежде поднимали только 16-килограммовые гири, но здесь мы достигли максимума, когда за 10 минут делается по 230-240 подъемов. Я в июне на фестивале финно-угорских народов подняла «шестьнажку» 230 раз – это уже такая скорость, когда даже фиксация подъема почти условна, дальше развиваться некуда. Поэтому после юниоров женщины соревнуются с гирями 24 килограмма.

– А что дает гиревой спорт человеку?

– Силовую выносливость и просто выносливость, ведь после каждой силовой тренировки – полчаса бега, каждую субботу – кросс. Плюс скакалка и прочее. Это терпение, характер, сила воли.

– Вы тренируетесь каждый день?

– Нет. Было время, когда тренировалась каждый день, но это ни к чему хорошему не приводит – перетренированность хуже, чем недотренированнность. Ты приезжаешь на соревнования и понимаешь, что тебя от этих гирь тошнит уже, и о результате можно забыть. В июне я не поехала на чемпионат России как раз потому, что перетренировалась – организм ведь мудрый, и если ты не даешь ему отдых вовремя, он сделает так, что ты будешь отдыхать вынужденно. Я заболела фактически на пике формы за пару недель до чемпионата России.

Вернуться было очень сложно

– Какие соревнования были для вас самыми сложными?

– Знаете, я ведь уходила из гиревого спорта. Поступила в КГПА на факультет физического воспитания и перестала заниматься спортом. Ну, возраст такой – хотелось свободы, общения с друзьями. Это ведь очень здорово ничего не делать – сходил на занятия и свободен. А года через три я вновь встретила своего тренера, который сказал: дескать, чего же ты совсем не приходишь – заходи хоть просто так в тренажерный зал. Зашла – и все началось заново. Я почти сразу в 2009 году вышла на зональные соревнования – отбор на Россию, очень волновалась. И представляете, на зональных соревнованиях стала восьмой! На каком-то там Северо-Западе… Тренер думал, что все – гири в угол и до свидания. Но меня это так разозлило – решила, что сначала выиграю Россию и потом уйду. Было очень тяжело снова вернуться в тренировочный режим, но в итоге в 2011 году я стала второй на первенстве России среди юниоров, поехала на первенство Европы и выиграла. Так и не ушла. Да и работа у меня сейчас связана со спортом, я личный тренер в тренажерном зале, поэтому совмещаю приятное с полезным – и работаю, и тренируюсь.

– У вас есть мечта?

– Как говорится, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Но тем не менее я хочу стать мастером спорта международного класса. Надеюсь, в следующем году у меня все получится. Но при этом я ничего не загадываю. Знаете, я не фаталист, но считаю, что в жизни есть вещи, которые человек не может изменить. А вдруг я сейчас выйду из кафе и случится что-то такое, что изменит мою жизнь?

– У вас педагогическое образование. Никогда не рассматривали себя в качестве преподавателя физкультуры в школе?

– После второй практики окончательно поняла, что это не мое. Очень сложно работать, когда и детям, и родителям, в общем-то, плевать на «эту физкультуру».

– Кстати, что вы вообще думаете об уроках физкультуры в школе?

– Здесь есть единственная проблема – материально-техническая база. Ну как учитель может заинтересовать 20-30 детей двумя сдувающимися мячиками? Или если у ребенка нет своих лыж, его просят просто побегать – вот интересно-то… Да и стадионы есть не при каждой школе. В общем, третий урок физкультуры, конечно, ввели, но толку от него никакого.

– Что вы пожелаете юным спортсменам?

– Целеустремленности. В жизни каждого спортсмена возникают проблемы и трудности – невозможно добиться результатов, чтобы при этом все было гладко и просто. Поэтому желаю терпения, чтобы пройти через все трудности – если сейчас тяжело, то потом, когда перетерпишь, будет легко. И все труды вознаграждаются. Но самое главное – не быть фанатично замкнутыми только на спорте. Надо развиваться, расширять свой кругозор, чтобы не получилось так, что спорт закончился, а вы не знаете, куда себя деть. У нас в стране, к сожалению, нет реабилитационной системы для людей из большого спорта, поэтому надо думать немножко вперед. Всем удачи – тренируйтесь и любите себя!

 

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram