«К Тамаре Юфа я подбежал на улице и сказал: «Пойдемте в театр!»: поговорили с легендарным режиссером Юрием Андреевым
Юрий Иванович Андреев – уникальный человек, легенда и хранитель традиций Театра кукол Карелии. В 1953 году шестнадцатилетним парнем он стал артистом-кукловодом и проработал в театре более 55 лет! В ноябре 2016-го старейшему актеру, режиссеру и драматургу Театра кукол, народному артисту Карелии Юрию Андрееву исполнилось 80. И тем, кто начинает свой путь, Юрий Иванович на собственном примере доказывает, что можно, не страшась, браться за труднейшие задачи и оставаться верным своему любимому городу и призванию. Нам он рассказал, как однажды отказал великому Образцову, когда тот позвал его работать в Москву, и как познакомился с Тамарой Юфа и поставил спектакли по карельским сказкам и эпосу «Калевала», где дебютировали куклы знаменитой художницы. Те самые, которые теперь украшают парадную витрину Театра кукол РК.
— Юрий Иванович, вы работали только в карельском театре кукол? Больше 55 лет?
— Да, здесь и только здесь. В Карелии я оказался сразу после войны, в 1946-ом. На Новгородчине, моей малой Родине, были бомбежки и голод, приходилось трудно. А здесь жила тетя Вера, мамина сестра. Однажды она позвонила и сказала моей маме: «Забирай детей (меня и мою сестренку) и приезжай к нам в Петрозаводск». Мы переехали, и в поселке Шуя я окончил семилетнюю школу, а десятилетку – уже заочно, когда работал в театре.
— Как шестнадцатилетний парень внезапно стал кукловодом?
— Меня пригласили. На станции Шуйская была прекрасная самодеятельность, и мне кажется, что именно ее руководительница Александра Прокопьева рассказала обо мне кому-то из театра. Она в этом так впоследствии и не призналась. Я приехал в театр. Прочитал стихотворение, меня попросили рассказать что-то из сказки по ролям или спеть. Уж не знаю, кто был такой добрый, но кто-то посетовал перед прослушиванием: «Хочешь, чтобы голос зазвучал – выпей сырое яйцо». Я и попросил: «А можно выйти?» Выскочил в коридор сырое яйцо пить. (Смеется.) А потом спел им народную песню. Театральные посовещались и приняли меня в труппу. А народную музыку я до сих пор люблю.
— Каким был театр, когда вы пришли работать?
— Далеко не таким просторным, как сейчас. Тогда это было небольшое здание, где в одном маленьком помещении и репетировали, и делали кукол. Потом мы переехали в старое здание, которое находилось на месте нынешнего Театра кукол. Появился зал, но зрителей помещалось человек 50, не больше. Рядом была «деревяшка», где располагалось общежитие. Меня поселили туда на чердак. Вот так и жил прямо по соседству с театром. Атмосфера в коллективе всегда была дружная, семейная. Сегодня это остается по-прежнему, а вот сам театр изменился: он стал профессиональнее и масштабнее, он молод душой, и в то же время у его артистов за плечами немалый опыт. Театр движется в ногу со временем – и это замечательно.
— Как случилось, что вы стали главой театральной семьи?
— Главным режиссером Театра кукол я был десять лет, приходилось занимать и директорский пост. Если честно, поначалу режиссерская работа меня даже пугала. Это было что-то совершенно новое. Но первую постановку приняли очень хорошо (дипломная работа «Вредный витамин», 1964 год — прим. ред.). И с тех пор я поставил больше 50 спектаклей, в том числе и на карельском материале – по народным сказкам и эпосу «Калевала». Так мне удалось проявить себя в качестве драматурга. Знакомство с Тамарой Юфа произошло совершенно случайно. Я знал ее как художницу, мне очень нравились ее работы. Но представлены мы друг другу не были. И как-то раз сижу я театре, а Тамара Григорьевна идет мимо по улице. Я выскочил из здания, подбежал к ней и просто перегородил дорогу. Она – в сторону, я – туда же. (Смеется.) Тогда Тамара Григорьевна воскликнула: «Ты чего?» А я ей: «Театр видите? Я хочу вас пригласить, пойдемте!» «Что смотреть?», — спрашивает она. «Не смотреть. Ставить», — отвечаю. Так и началась наша работа с Тамарой Юфа.
— Гастролей было много?
— По Карелии мы ездили постоянно. Удалось побывать и в зарубежных странах: в Финляндии, Германии, Швеции… Мне было интересно, есть ли в Финляндии театры кукол. Оказалось, что есть, но они частные. И от наших отличаются разительно. Финские коллеги пригласили меня преподавать искусство кукловождения. Горжусь, что после моих курсов они основали несколько новых театров. И в Германии я тоже вел театральные курсы, и там стали организовывать театры кукол…
— За столько лет, наверное, вам много раз предлагали переехать и работать в другом театре?
— Конечно, было такое. Самое знаменитое предложение поступило от моего мастера на Высших режиссерских курсах при ГИТИСе – Сергея Владимировича Образцова. В 1964-м я на год отправился в Москву на учебу, и у меня сложились прекрасные отношения с заведующей литературной частью его театра Ленорой Шпет. Она и до этого приезжала к нам в Петрозаводск несколько раз, наблюдала за моей игрой. Образцов долго ко мне присматривался, дождался последнего дня перед моим отъездом. Позвал к себе и говорит: «Юрий Иванович, я решил пригласить вас к себе на работу артистом». Я попросил ночь на раздумья, пришел утром и ответил: «Сергей Владимирович, извините, но я не могу». Он, конечно, спросил, почему. Все-таки Москва… Но родной театр оставить было невозможно. Любимая труппа, любимые спектакли (некоторые год без меня просто не шли). Например, «По щучьему веленью», где я играл Емелю. Странный я человек, наверное. Но от престижного места в столице отказался. В Карелию я влюблен всей душой и никогда бы отсюда не уехал. Не понимаю, как можно иначе.
К праздникам в театре принято организовывать творческие «капустники». Вот так оригинально коллеги поздравили Юрия Ивановича.
А еще важно знать, что:
Юрий Андреев сыграл в Театре кукол РК около 400 ролей, причем часто исполнял в одном спектакле по несколько. Среди его ярких работ такие, как Люциус в «Чертовой мельнице», Адам в «Божественной комедии», Лоухи в спектакле «Колдунья Лоухи», Водяной в спектакле «Карельский сувенир», Иван и Обломов в спектакле «До третьих петухов»... Режиссерская деятельность началась с дипломной работы «Вредный витамин» Ю. Елисеева в 1964 году. А затем Юрий Иванович поставил более 50 спектаклей. Среди них: «Царевна-лягушка», «Парень ― Ольховая Чурка», «Иван ― крестьянский сын» Б. Сударушкина, «Конек-Горбунок», «Голубая важенка» и другие. С творчеством Юрия Андреева, как драматурга, связана особая страница в развитии театра — появление спектаклей по карельским сказкам и по эпосу «Калевала». Постановка знаменитого «Карельского сувенира» не состоялась бы, не напиши Андреев ее инсценировку. Именно «Карельский сувенир» прославил театр в 1974 году в Финляндии, а в 1982 году в ГДР.
С 1981 по 1991 год Юрий Андреев был главным режиссером театра. Почти все поставленные им спектакли долгие годы были востребованы зрителями, а некоторые сохраняются в активном репертуаре до сих пор. Многие годы Юрий Иванович был организатором, вдохновителем, руководителем и консультантом детской театральной студии «Синяя птица» на станции Шуйской. После выхода на пенсию в 1994 году более 15 лет продолжал активно участвовать в жизни театра, работать во многих текущих спектаклях.
Юрий Иванович Андреев является членом Международной организации кукольников УНИМА, имеет значок «Отличник работы Министерства культуры СССР». Вклад Андреева Ю.И. в развитие театрального искусства Карелии отмечен Почетными званиями «Заслуженный артист КАССР» (1965), и «Народный артист КАССР» (1986).