«Когда была волна ждунов, к нам обращались, просили изготовить их 1000 штук, я сказала, что это не по адресу!» Мария Бабаева о себе, своем творчестве и жизни петрозаводского «Дома Куклы»
Интервью

«Когда была волна ждунов, к нам обращались, просили изготовить их 1000 штук, я сказала, что это не по адресу!» Мария Бабаева о себе, своем творчестве и жизни петрозаводского «Дома куклы»

Мария Бабаева женщина
Мария Бабаева

Человек, о котором мы расскажем сегодня, уже 20 лет посвящает свою жизнь удивительному делу — созданию, поиску, коллекционированию и реставрации кукол. Мария Бабаева — дочь Татьяны Калининой, которая открыла когда-то в Петрозаводске знаменитую частную галерею «Дом куклы». Чтобы понимать, почему Мария однажды решила кардинально сменить профессию и все своё время отдать непростому кукольному делу, давайте вспомним биографию ее мамы.

Татьяна Калинина и ее мечта

Все, кто знал эту удивительную женщину лично, однозначно скажут: добрая, спокойная, жизнелюбивая и удивительно талантливая. С улыбкой о маме вспоминает сама Мария, говорит, что в детстве даже не думала, что однажды будет продолжать воплощать ее мечту, ведь отучилась на переводчика.

Татьяна Калинина Дом Куклы

Татьяна Калинина — фото — liveinternet.ru

— Мое художественное образование — это мои родители. Мама — высокого дарования художник. Талантливая, многие направления изобразительного искусства освоила самостоятельно. По профессии она создатель рисунков для ткани, художник-колорист, ивановские ситцы — ее профиль. Но на этом она не остановилась, начала создавать рисунки для эмалированной посуды: у каждой советской семьи были чудесные эмалированные баночки, кастрюльки — их производили тогда только в одном месте, в Череповце, и моя мама принимала непосредственное участие в создании этой посуды. Потом она переехала в родной город Иваново, вступила в Союз художников, а так как Иваново — это текстильный край, ей захотелось и в текстиле себя попробовать, начала увлекаться гобеленом. Изучала макраме, технику гладкого ткачества, а потом начала всё это соединять и изобрела удивительную смешанную технику.

В галерее «Дом куклы» представлено несколько работ в этой технике в зале «Духи Карелии».

— Затем мама занималась живописью, графикой, к каждому этапу подходила очень серьезно. Переехав в 1986 году в Петрозаводск, оформляла интерьеры, потом сотрудничала с Театром кукол, поставила несколько спектаклей, освоила театрально-бутафорскую технику. Художник-бутафор, он всё что угодно сделает: из капрона — камень, из ткани и поролона — избушку. Они волшебники, сказочники, иллюзионисты! Так мама и пришла к созданию авторских кукол. Коллекция «Духи Карелии» в нашей галерее — это как раз смешение разных направлений: и гобелен, и графика, и живопись, и ткачество, и скульптура.

Мария и «Дом куклы»

— И вот представьте, я с детства во всем этом «варилась», наблюдала за мамой, но по ее стопам не пошла, видела, что это очень тяжелый труд. Бессонные ночи, творческие муки, подумала, что не мое. Но присоединялась к творческому процессу периодически: порисовать, полепить. Когда открылся «Дом куклы», меня стали активнее привлекать к работе, помогала с работой над папье-маше: 6-7 часов уходит на создание одной маленькой головы, я экономила маме время. Еще нужно было чесать сизаль — волокна кактуса агавы, большинство париков у кукол сделаны из него. Сегодня такой можно приобрести в строительных магазинах, а в то время это был редкий материал, из него делали морские канаты. У мамы была гобеленовая мастерская, поэтому у нас эти канаты в наличии были, под одним из подиумов и сегодня лежит один из таких. Каждую прядку нужно вычесать, прокрасить, процесс очень трудоемкий.

Мария Бабаева женщина

Мария показывает большой и указательный пальцы, кожа на их кончиках грубее в 5 раз, чем на остальных. Это только кажется, что создание куклы — приятный и легкий процесс, на деле — физически непростой труд.

— Когда галерея была еще в задумках, мама писала план, он так и назывался — «Создание национальной народной галереи «Дом куклы»», письмо с этим планом было адресовано Сергею Катанандову. Когда стала читать по пунктам, что было задумано, поняла, что в принципе мы всё сделали.

Кроме одного — в галерее не работают профессиональные психологи и психотерапевты, которые помогали бы взрослым и детям с помощью куклотерапии. Но Мария признается, что она и две ее помощницы тоже неплохие психологи.

— У нас у каждого своя экскурсия и особые навыки общения с посетителями: у Надюши талант находить общий язык с группами подростков и особенных посетителей, Настена великолепно справляется с дошколятами и младшими школьниками, она делает так, что дети готовы за ней ходить открыв рот. Когда совсем тяжко, выхожу я, за 20 лет научилась все виды экскурсий вести. Если это перевозбужденные школьники, делаю так, чтобы они успокоились и включились в диалог, если девочки московские со смартфонами, моя задача заинтересовать их, чтобы к концу экскурсии они отложили телефоны и смотрели на меня. Это достигается хитрыми уловками, не грозным повышением тона или замечаниями, а шутками-прибаутками. Галерея создавалась изначально для взрослых людей, которые могли бы погружаться в мир детства, это всем нам необходимо, и сегодня наша аудитория — для детей от 8 до 83 лет.

Часто в «Дом куклы» мамы приходят ради детей, но как чудесно наблюдать, говорит Мария, когда мама сама превращается в такого же ребенка. К примеру, хотят они приобрести куклу на память в магазинчике при галерее.

— Ребенок говорит: «Мама, хочу коника». Мама: «Может, вот этого зайку? Или ежика?». Я тогда говорю: «Мама, вы себе купите зайку, а ребенок уже определился». Мама удивляется, смущается, но на деле нам всем необходимы куклы, мы все в душе дети. Я наслаждаюсь этой работой, потому что она никогда не доставляет скуки. Наша служба интересна и трудна. И действительно, на первый взгляд, как будто не видна. Все заботы ложатся на мои плечи, но я довольна своей работой. Современная кукла несет в себе огромное количество функций. Мне нравится традиционная тряпичная кукла, веду мастер-классы по ней. Когда люди узнают, что кукла — не просто поиграться, а еще и удачно замуж выйти, и если вдруг не справляешь с хозяйством, можно еще и «десятиручку» сделать, а «зерновушка» приносит достаток, а «неразлучники» — свадебный подарок, а кто такие лихоманки? Это безумно интересно!

Все куклы делаются с каким-то посылом, говорит Мария. Когда ты что-то делаешь, должен относиться к этому очень ответственно, особенно если эта кукла будет кому-то служить другому. Ты в нее должен вложить столько всего хорошего, доброго, светлого, чтобы потом человеку, который с ней общается, было тоже тепло и уютно.

— Мы – «Дом куклы», привыкла говорить так. Помимо выставочной деятельности делаем кукол на заказ. Осенью люди в подарок ребенку в Финляндию заказали Сниффа, там популярны персонажи книг про муми-тролей. Мне это направление нравится, у нас в Карелии многие знакомы с творчеством Туве Янсон, наши знают всех героев в лицо, а если показать человеку из центральной части России, они скажут — «это кенгуру», мумии-троллей называют «бегемотиками». Недавно попросили биологу сделать выхухоль! Я ее связала крючком, мой папа увидел и тоже такую захотел, связала и ему. Когда была волна ждунов, к нам обращались, просили изготовить их 1000 штук, я сказала, что это не по адресу, это — в Китай. Родители иногда просят сшить любимых героев из мультфильмов для своих детей. Сложность в том, что художники современных мультсериалов рисуют одного и того же героя в разных сериях по-разному: приходится искать «золотую середину», некий усредненный образ.

Буратино кукла

Когда ставится задача, нужно обладать большим спектром возможностей и материалов. Вот, например, Марии нужно было сделать Буратино. Это мальчик ведь из дерева — пришлось искать материалы, которые имитируют его: ручки-ножки подвижные, курточку «бумажную» из тонкого фетра, шуршащую. Каждая кукла — это интересная задача, которую нужно решать разными способами.

Та самая Баба-яга

— Это мужская кукла. Эта бабушка всегда интересует именно мальчиков и мужчин. Можно долго говорить про образ Бабы-яги в жизни каждого мужчины (смеется*). Баба-яга — это та самая удивительная женщина, посредница, которая помогала Ивану-царевичу. Но к ней надо было найти подход, это такая проводница. Из мира живых в мир мертвых, из мира детства во взрослый мир — трактуется по-разному. У нас есть посетители-мальчики, которые почти каждую прогулку приходят с дедушками-бабушками, чтобы поздороваться с Бабой-ягой в холле. Бабу-ягу шикарно сыграл советский и российский актер Георгий Милляр, образ которой в подкорках у нас с детства. У нас в экспозиции 7 разных Бабок-ёжек. Баба-яга когда-то была ребенком, у нас есть такая, и девушкой-подростком Баба-яга была. Бывают и современные Бабки-ёжки, которых мы каждый день видим на улице, просто не ассоциируем их с этим образом, но это они (улыбается*). У каждой Бабы-яги есть метла, но не каждая женщина с метлой – это Баба-яга.

Коллекционирование

— Я за столько лет что только не коллекционировала! Марки, значки, ангелов, сейчас домики собираю миниатюрные. Но моя главная коллекция — это то, что мы видим в центральном зале. Моя задача — собрать коллекцию кукол всех видов и направлений, выполненных в различных техниках и из разных материалов. Но чтобы эта коллекция органично вписывалась в стены наших залов: коллекционные, театральные, костюмированные, экспозиционные, игровые, фантазийные куклы. Выезжаю на выставки, в том числе международные, и там всегда бывают авторы начинающие, очень талантливые, видно, что будут подавать много надежд, вышедшие с первыми куклами. Они еще стесняются, и цена на их куклы невелика, и они еще критикуют их, а я вижу уже в этой кукле будущее! У меня есть несколько кукол, авторы которых в последствии стали всемирно известными.

Куклы в дар

— Бывает, что люди сами приносят кукол, так у нас появился старинный мишка — моя мечта. Я хочу сделать когда-нибудь «Уголок советской игрушки». У меня в коллекции есть мишка, которому больше 70 лет, набитый опилками, плюшевый, совершенно невероятный, приносят и говорят: «Ну куда, нам жалко его». И вот моя задача — как можно меньше вмешательства, ничего не добавлять от себя, только немного восстановить цвет шерстки, восстановить носик, глазик пришить. Минимум, чтобы он ожил и не выглядел больным и усталым. Даже бантик для него нашла свой, из детства, хранился в ящике. А недавно куклу женщина принесла, коллекционная, 30-40-х годов, на ней выцветшее платье, хочу ее тоже оставить как есть. Еще в комиссионке купила швейную машинку, счеты, гармошку старинную. Это не будет отдельная экспозиция, мне хочется сделать небольшую витрину, чтобы человек, зайдя в гости и дойдя до этого уголочка, с придыханием сказал шепотом: «У меня такое было, я помню…». Важны эмоции, не количеством буду брать, а качеством. У нас катастрофически не хватает места, куклы «добрались» до потолка, занимают стены, ниши, мы все придумывает, но расширяться некуда.

Помещение — проблема-2020

Дом Куклы Татьяны Калининой

— Галерея — живой организм. 20 лет в этом году исполнилось «Дому куклы», за эти годы он сильно изменился, заселился новыми жителями, у нас прошло более 150 художественных выставок, но он по-прежнему остается семейным домом радости, аптекой для души. И все эти годы галерея содержалась на доходы моей семьи. Никаких дотаций, спонсоров и грантов, все экспозиции за свой счет. В следующем году закачивается договор аренды, проблема в том, что нужно его заключать заново. Если всё получится и город снова выделит помещение, «Дом куклы» будет и дальше существовать и принимать у себя старых и новых друзей.

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2020 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings