Интервью

Когда отреставрируют Преображенскую церковь на острове Кижи?

Активная фаза реставрации одного из самых узнаваемых памятников архитектуры в России началась 5 лет назад. С тех пор постоянно возникают опасения, что процесс сильно затянется или вообще зайдет не туда. Что все-таки происходит на реставрационной площадке? Этот вопрос мы задали первому заместителю директора музея-заповедника «Кижи» Дмитрию Луговому.

– На какой стадии сейчас находится реставрация Преображенской церкви?

– Чтобы было понятнее, сперва коротко расскажу о технологии реставрации. Церковь разделена на семь реставрационных поясов. С помощью специальной системы домкратов любой пояс можно извлечь, не трогая остальные. Нумерация идет сверху вниз, а реставрация – снизу вверх. Это связано с тем, что для обеспечения устойчивости постройки необходимо было устроить надежный фундамент, кроме того, отреставрированные и уложенные в сруб бревна получают постепенную нагрузку, как и при строительстве нового сруба.

Технологию лифтинга выбрали по нескольким причинам. Прежде всего полная раскатка памятника потребовала бы строительства на острове Кижи огромных хранилищ для элементов церкви. Объект уникальный, объект сложный. Ни у кого не было опыта проектирования и реставрации такого объекта. Система лифтинга позволяет, если это необходимо, приостановить процесс реставрации на любом этапе, для поиска и принятия взвешенного правильного решения. И это является еще одной причиной, почему была применена система лифтинга.

Еще одна важная причина – памятник не исчез с лица погоста на долгие 8-10 лет периода реставрации, и общий силуэт объекта Всемирного культурного наследия сохраняется даже в период реставрации.

Кроме того, существует проблема деформаций. Когда церковь построили, у нее не было фундамента в современном смысле, поэтому здание начало проседать, со временем отклонившись от вертикали почти на 1,5 метра. Естественно, конструкция и ее отдельные элементы стали деформироваться. Между тем ЮНЕСКО требует от нас не только сохранить максимальное количество исходного исторического материала, но и обеспечить устойчивость конструкции с минимальным использованием современных технологий.

В этом плане полная раскатка памятника ничего не дает. Отреставрированные элементы соберутся в ту же неустойчивую конструкцию. А лифтинг позволяет устранять деформации каждого пояса последовательно, опираясь на результаты работы с предыдущими поясами.

Больше половины работ уже позади. Ориентировочный срок завершения работ – 2018 год. В этом году будет собран на погосте отреставрированный четвертый пояс церкви, отреставрирован третий пояс и проведена подготовка к разборке второго пояса.

Нужно помнить, что церковь уже не раз преподносила реставраторам сюрпризы в виде новых непредвиденных задач. В реставрации качество важнее сроков. Поэтому мы будем придерживаться графика, но не любой ценой и без ущерба для дела.

– Но и в прошлом, и в этом году много говорили о том, что музей отстает от графика…

– Составлена так называемая дорожная карта реставрации, где срок завершения работ — 2018 год. Пока существенных отклонений от нее нет. Могу предположить, что поводом для таких разговоров стала отмена уже заключенного контракта на сборку четвертого пояса церкви из-за отсутствия финансирования. Это случилось осенью прошлого года. Конечно, в такой задержке ничего полезного нет, но по дорожной карте мы должны собрать пояс на погосте до конца этого лета. Контракт на выполнение работ уже заключен, поэтому вполне реально уложиться в график.

– А в этом году возможны задержки?

– Пока никаких предпосылок для этого нет. Все согласования и разрешения нами получены. Конкурсы на выполнение работ проведены.

– Финансирование не срезали?

– Нет, финансирование осталось на уровне прошлого года, правда, увеличилась доля средств на проектирование, поскольку Министерство культуры поставило перед нами задачу выполнить проект до конца работ. Раньше мы делали отдельный проект для каждого пояса.

– Музей сообщал о планах по переходу на новый способ реставрации. Когда этого ждать и зачем это нужно?

– Способ реставрации остается прежним. Измениться может только организационная схема работ, а именно – отказ от услуг части подрядчиков и завершение реставрации силами Плотницкого центра музея, который создавался именно для этой цели. Специалистам подрядных организаций предложено перейти в штат музея. Так мы сможем исключить вынужденные перерывы на проведение конкурсных процедур, сэкономить бюджетные средства и сохранить коллектив реставраторов.

– И все согласны работать по-новому?

– Пока вопрос обсуждается. Окончательное решение будет принято федеральным Министерством культуры. Это произойдет до конца года. Но при любом решении музей готов продолжать работы независимо от выбранной организационной схемы.

– А если решение будет положительным, но специалисты из подрядных организаций не захотят идти работать в музей, справитесь ли вы своими силами?

– Судите сами: месяц назад Министерство культуры аттестовало пятерых сотрудников нашего Плотницкого центра на первую категорию реставраторов памятников деревянного зодчества. Таких специалистов в России единицы. Еще пятеро были аттестованы на вторую и третью категории. Все работы им знакомы.

– Наши коллеги сообщали, что конструкцию церкви собираются усиливать…

– Трехсотлетний опыт эксплуатации храма показал, что некоторые конструкции изначально работали на пределе несущей способности, так что усиление действительно необходимо. Вопрос только в том, каким оно будет. На данный момент существует много проектов, но обсуждение еще идет. Советуемся с российскими и зарубежными экспертами, а окончательное решение будет принято во время визита миссии ЮНЕСКО, которую мы ждем на острове в сентябре.

Вопрос о том, справится ли музей с завершением реставрации Преображенской церкви, мы задали Виталию Скопину, реставратору высшей категории, директору ООО «АРЦ «Заонежье», которое работает на памятнике с самого начала реставрации: "На этот год у нас заключен договор на сборку 4-го пояса Преображенской церкви. Далее, как предполагает музей, система проведения реставрационных работ должна измениться. Справиться ли Плотницкий центр с новым объемом? Я знаю там каждого специалиста и общаюсь с ними много лет, поэтому с моей стороны критика с их адрес просто неуместна. А с руководителем этой организации Андреем Ковальчуком, большим профессионалом, мы друзья. Думаю, он должен сам определить, справится его центр или нет. На недавнем заседании Общественного совета Ковальчук четко ответил, что справится. Смогли бы мы работать без Плотницкого центра? Нет. Центр играет крупную роль в процессе реставрации, выполняя большой процент работ. До сегодняшнего дня он блестяще решал серьезные и важные задачи. И в общем, новый ресурсный метод отчасти действует уже сейчас: центр выполняет работы, которых до этого времени не делал, трудится в большем объеме. Мастера занимаются «бочкой» Преображенской церкви, ставят главку, которую когда-то делали сами, укрепляют памятник и т. д. Все идет нормально. Будет ли введена новая система проведения реставрационных работ окончательно, пока рассуждать еще рано: осенью мы ждем комиссию Министерства культуры и ЮНЕСКО. На сегодняшний день в стране огромное количество примеров, когда на ценнейшие памятники федерального значения приходят люди с нулевым представлением о качественной реставрации. Радует, что в данном случае такого не допустили".

...а также главному архитектору проекта реставрации Владимиру Рахманову: «В таком тонком деле, как реставрация, нельзя спешить с выводами. Оценивать работу можно только по ее результатам. Мы говорим об уникальном объекте, и то, что умеют специалисты Плотницкого центра, не многие могут в нашей стране. По России наберется человек 20, не больше. И половина уже у нас. Если система поменяется, нам понадобятся все 20. Плотницкий центр необходимо будет реорганизовать: нельзя одним и тем же составом выполнять больший объем работ, не усовершенствовав структуру. Видимо, это делается. В одночасье такие реформы не происходят, они всегда творятся по совокупности причин и поначалу вызывают неуверенность. Все новое и нестандартное наш народ настораживает. Да, хотелось бы, чтобы процесс шел активнее, но всему свое время. Пока мы только адаптируемся к изменениям. Меняется общая направленность работ, нагрузка… Первые выводы можно будет делать уже к концу этого года: дело покажет. А нашей задачей была и остается серьезная, правильная, качественная реставрация Преображенской церкви. Мы не разбираем церковь до основания, а трудимся поэтапно. Главное, что эти работы не прерываются».

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram