Интервью

Олег Дмитриев: «Самые мрачные прогнозы сбываются»

С 8 по 14 сентября в Петрозаводске пройдет замечательный театральный фестиваль «Молодой театр». Мы вообще не избалованы гастролями интересных современных театров, и каждый визит к нам московской или питерской труппы воспринимаем как явление. Я не говорю сейчас об антрепризах, когда популярные артисты собираются вместе, делают за пару недель бойкую комедию и отправляются с ней в чес по России. Сейчас речь именно о серьезном режиссерском театре, когда спектакль, помимо развлечения, несет в себе новое по форме и содержанию слово. Фестиваль будет проходить в рамках рассчитанного на несколько лет проекта «Лифт 14+», и в нем, помимо наших театров, примут участие театральные коллективы Москвы, Петербурга, Вологды, Кирова, Норвегии и Сербии.

В эти дни в Петрозаводск на разведку приезжали одни из участников предстоящего фестиваля – художественный руководитель Авторского театра Петербурга Олег Дмитриев и директор этого театра Елена Седова. Любители театральной жизни Петербурга могут знать Дмитриева как артиста Малого драматического театра — самого популярного и знаменитого на сегодня театра Северной столицы. Актер и режиссер рассказал нам о предстоящем спектакле, об Авторском театре и поделился своими взглядами на тот мир, в котором мы живем. Вот основные выдержки из нашего с ним разговора.

ЗАЧЕМ?

«Зачем востребованному артисту успешного театра понадобилось создать свой театр? Наверное, затем, что с опытом взросления накапливаются какие-то идеи, которые просто необходимо высказать. Они требуют сиюминутного воплощения, а в рамках того творческого пространства, в котором ты существуешь, это не всегда оказывается возможным. Остается или наступить себе на горло, или найти выход. И этот выход нашелся в виде Авторского театра».

КТО МЫ?

«Главный вопрос, который мы ставили перед собой, открывая Авторский театр, заключался в том, кто мы? Мы – люди, несущие в себе генетический код жертв и палачей одновременно. Мы в одно и то же время потомки замученных и мучителей. Что сделала система уничтожения человека человеком с нашим духом? С моим духом, с духом людей вокруг меня? В поисках ответа на этот вопрос первый спектакль мы сделали по книге воспоминаний Надежды Мандельштам. Называется он «Мандельштама нет».

ПОЧЕМУ МАНДЕЛЬШТАМ?

«Нам показалось, что Осип и Надежда Мандельштам – это та семья, на которой словно бы сошлись силовые линии бесчеловечья. Ведь Осип Эмильевич, на наш взгляд, представлял из себя буквальное воплощение инакомыслия. Это был человек, просто не способный ходить строем. Мы сочинили моноспектакль, в котором рассматриваем нашу жизнь с 30-х годов по сегодняшний день глазами замученного в лагере поэта и его вдовы. И в итоге мы говорим о нас сегодняшних».

ПАЛАЧ ИЛИ ВЕРНЫЙ СОЛДАТ РЕВОЛЮЦИИ?

«Начав эту тему, мы поняли, что одним высказыванием здесь не обойтись. Нужна была иная, противоположная точка зрения. И мы нашли повесть Михаила Кураева «Ночной дозор», где бывший вертухай, а теперь скромный сторож Полуболотов каждую ночь переосмысливает свою жизнь. Он был участником ночных арестов и допросов. Он пытал и унижал людей. И вот он обозревает пройденный путь и приходит к выводу, что путь этот был праведный. Осененный свыше. Он оправдывает себя, но ночь за ночью, словно булгаковский Понтий Пилат, не может уснуть и возвращается к этому бесконечному разговору со своей совестью».

«ЗАЧАРОВАННЫЕ СМЕРТЬЮ»

«Взглянув на себя с двух сторон, мы сочинили третий спектакль, в котором на сцене представлены обе составляющие нашего характера. В нем действуют Дед – генерал ФСБ, всю свою жизнь отдавший системе подавления. Мать – узница советских концлагерей, родившаяся в ГУЛАГе. И Сын, воплощающий в себе оба этих начала и пытающийся разобраться в себе. Любой из нас соединяет в себе черты каждого из этих персонажей. Ведь жители нашей страны словно бы живут в трех разных странах. В трех разных системах координат. За основу этого спектакля мы взяли художественно-документальную книгу Светланы Алексеевич «Зачарованные смертью», в которой собраны монологи самоубийц. Прощальные записки людей, которые не смогли жить вне коммунизма. Вне привычной для них духовной почвы. Таким образом, у нас получился драматический триптих, который мы озаглавили строкой из стихотворения Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны».

МРАЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ СБЫВАЮТСЯ

«В 2008 году мы открыли Авторский театр и заговорили на эту тему именно потому, что предчувствовали, в каком направлении пойдет страна. Например, премьер-министр произнес тогда в Катыни над могилами убитых сталинским режимом поляков, что наше отношение к Сталину однозначное – как к преступнику. И он же спустя короткое время, будучи уже в должности президента, обратился к депутатам с предложением рассмотреть вопрос о возвращении Волгограду названия Сталинград. Это и многое другое вызывало серьезные опасения, но все-таки финал наших «Зачарованных смертью» давал надежду. Сейчас же, увы, самые мрачные прогнозы сбываются.

ДВЕ ЖЕНЩИНЫ

«В Петрозаводске 9 сентября мы покажем наш четвертый спектакль «Я люблю любовь», созданный так же по прозе Светланы Алексеевич. Это диалог двух женщин. Их воспоминания о пережитой ими любви. Одна переживала это главное чувство ее жизни в 60-х годах, другая в 90-х. То есть во времена столь редких для нашей страны гуманитарных всплесков, когда происходит расцвет и раскрепощение человеческой природы. Нам очень важно было сказать, что человек способен осуществиться как микрокосм в своих самых интимных переживаниях…

Все наши спектакли сочинены не по пьесам, а по прозе, и каждый раз мы брались за материал, ранее никогда не ставившийся на театре. Кроме Петербурга, мы играли наши спектакли в Москве, Твери, Выборге, Архангельске, но еще никогда не открывали сезон вне дома. И вот сейчас сделаем это впервые в вашем городе».

Фото из архива Авторского театра

Срочные новости в нашем Telegram