Увлеченный учитель математики не замечает двусмысленных взглядов учениц | Daily
Интервью

Увлеченный учитель математики не замечает двусмысленных взглядов учениц

28-летний Алексей Доронин из Державинского лицея, в сентябре представлявший Карелию на конкурсе «Учитель года России 2011»,  входит в число 15 лучших педагогов России. С будущим он определился еще в школе: профессия учителя нравилась ему со всех сторон. Выставление оценок, проверка тетрадей, конспекты – иные от этого нос  воротят, а юный Доронин разве что не трепетал. Немудрено, что уже в 10-м классе ему позволили  вести в школе собственный кружок «Занимательная математика» для малышей. Помогал он и ребятам постарше, готовил восьмиклассников к сдаче устного экзамена.

— При этом я не был пай-мальчиком! Были моменты, которые до сих пор стыдно  вспомнить. Тем не менее, школу я окончил  с серебряной медалью. Однажды представил, как будущие ученики спросят меня, как я сам в школе учился. Решил, что медаль — достойное доказательство  хорошей учебы.

Уже на физмате Доронин понял: без школы он не сможет. Ему просто не терпелось начать вести уроки. И за год до выпуска в университете пошел преподавать в школу. Попал в Университетский лицей. Новобранцу от педагогики дали пятый класс. Родители школьников были крайне удивлены: почему их детей поручили студенту? Однако Доронин быстро доказал свою профпригодность.

—  Был строгим, но с юмором. Дети таких учителей очень любят.

После университета Доронин ушел в Державинский лицей, где и работает по сей день. Теперь у него  подопечные постарше: с 8 по 11 класс. Как говорят, трудный возраст. 

 — Если ребята помладше относились ко мне как к старшему брату, то в среднем звене все иначе. Как мы называем детей такого  возраста? «Подросток». Даже определение какое-то оскорбительное, что-то вроде «недочеловека».  При общении с ребятами в этом возрасте очень важно выбрать тактику, стиль поведения. Я достаточно молодо выгляжу, но при этом – неоспоримый авторитет для них. Между нами нет панибратства, однако ребята знают, что всегда могут задать мне любой вопрос. И не только по учебе.

Неужели старшеклассницы не заглядываются на Алексея? Все-таки разница в возрасте не такая большая (ему 28 лет), да и девушки сейчас – не из робких. Может быть, уроки Доронина превращаются  в «перестрелку глазками»?

 — Клянусь, никаких двусмысленных взглядов я на себе никогда не ловил. Может быть, я просто невнимательный и не замечаю этого на работе? Конечно, кто-то выполняет домашние задания более усердно, но я не думаю, что это из-за симпатии ко мне, как к мужчине. Во всяком случае, я об этом не знаю. Очень опасно переходить на личностный уровень. Нравиться должен предмет, а не учитель. Где-то глубоко внутри я понимаю, что любовь к предмету начинается с симпатии к педагогу. Я этого не отрицаю, но с детьми это обсуждать не стоит. Что касается положительного примера учителя – это особенно влияет на мальчиков. Ведь рейтинг нашей профессии сами знаете, какой. Важно, чтобы мальчишки видели во мне и хорошего педагога, и успешного мужчину. Мама одного из моих учеников однажды призналась, что видит, как сын старается быть на меня похожим в манере говорить и выглядеть. Мне было очень приятно!

Бывает иначе: лидер класса пытается оспорить мой авторитет. В таких ситуациях важно деликатно дать понять ребенку, что в знании предмета ему меня не побороть. Однако и пытаться «задавить» подростка нельзя. Лучше предложить ему проявить себя в другой деятельности, разделить лидерство. Например, школа готовится к спартакиаде. Я назначу мальчишку-лидера капитаном команды. Они выиграют, и тем самым все признают его авторитет. Лидером во всем быть невозможно. Чем раньше дети это поймут, тем лучше. 

Не секрет, что некоторые учителя мыслят так: ребенок должен знать предмет – и точка. Бывает, ученика третируют за то, что он  не успевает.

 — Учителей сложно осуждать, но порой это действительно так. Особенно сейчас, когда над всеми нами висит страшное слово из трех букв – ЕГЭ. Учителя понимают, что по результатам этого экзамена все оценивают и их работу тоже. Это тайный страх каждого педагога – получить низкий средний балл. У нас же повсюду – стандарты и отчетности. Вот я не умею петь. Ну нет у меня голоса.  Если бы я сдавал ЕГЭ по пению, я завалил бы экзамен. Как мы можем требовать отличного результата от ученика без склонностей к точным наукам?

Самое страшное, что может сделать учитель, по мнению Алексея – это остаться в профессии, которая ему больше не интересна. Такое, к сожалению, бывает. Есть педагоги, которые  работают по инерции.

 — А ведь на таких людей могут равняться молодые педагоги! Стараешься подражать, чему-то учиться у опытных работников, а оказывается – ложный пример. Если чувствуешь, что исчерпал себя в профессии – лучше уйди.

Алексей сам боится «перегореть» на работе. Ведь он уже давно не отдыхал: все лето готовился к конкурсу «Учитель года России 2011», нервничал. Сейчас у молодого учителя по-прежнему много идей, а вот времени на их осуществление не хватает.

 — Моя работа – это труд без выходных. Даже в воскресенье приходится завершать какие-то «недоделки». Хотите почувствовать нехватку времени – идите в учителя! Однако самая главная моя забота – сын, который в следующем году пойдет в школу. Моя супруга – тоже учитель математики, мы с ней еще на втором курсе университета познакомились. Мой сын уже умеет складывать и вычитать – я волнуюсь, не рано ли он за это взялся. Стараюсь просто чаще играть с ним, кататься на велосипеде, бегать и громко визжать – представляете, какое это удовольствие!

Будь его воля, Алексей стал бы сельским учителем. Больно уж он любит носить воду в ведрах, чувствовать запах горящих дров и свежий воздух. Однако сейчас сложная ситуация с сельскими школами… Страшно, что построишь дом, совьешь себе «гнездышко», а через пару лет окажешься без работы, если твою школу вдруг закроют.

Что самое приятное в работе учителя? Ответ прост:

 — Знаете, почему я не хожу в театр? Мне там не интересно. Для меня каждый урок – моя собственная постановка, в которой я и режиссер, и актер. Мне сложнее: за 40 минут урока мне нужно еще и отклик «зрителей» получить, удостовериться, что они поняли тему «спектакля». Когда понимаешь, что цель достигнута – это такой кайф!

Алла Константинова

Читайте также

Новости партнеров

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2018 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings