Интервью

Хулиган с этюдником

Его работы известны даже маленьким детям – все же помнят медведицу на мороженом от «Славмо»? А фирменный стиль Торгового дома «Ярмарка», салуна «Санчес», «Кафе Хаус», «Территории», «Нойбранденбурга» и многих других заведений? Это тоже его работы. Знакомьтесь – Сергей Дудин.

И не модельер, и не рокер

Уже в детском саду воспитатели советовали родителям Сергея отдать мальчика в художественную школу – с тех самых пор, как он в 5 лет нарисовал иллюстрацию к мультфильму «Умка». И родители отдали мальчика учиться рисованию.

– В школе до 5-го класса был хорошистом, а потом связался с хулиганами и стал почти троечником, – рассказывает Сергей. – На рисование в школе вообще перестал ходить – понял, что не тот уровень (возомнил о себе). Литература, геометрия, черчение, естественно, давались легко, а все остальные предметы – кое-как, потому что не интересно было. Я вырос на старой Кукковке, дружил с местными парнями-боксерами, так же дрался и хулиганил, за одним только исключением – у меня с собой всегда был этюдник. Вообще школа досталась мне легко, потому что рисовал стенгазеты. Да и в армии мне в этом плане тоже повезло, поскольку был единственным художником в том районе, где служил. Служил на Северном флоте и за три года нарисовался дембельских альбомов…

– Не надоело альбомы-то рисовать?

– Да нет, это ж не сложно. Но была одна история... Дают мне фотографию и просят сделать точную копию. Я нарисовал так, что мне самому очень понравилось – море аж как у Айвазовского получилось. Счастливый прибегаю к дембелю и получаю удар в грудь. Я вообще ничего не понимаю, а он у меня спрашивает: «Ты считать умеешь?» Оказывается, он посчитал иллюминаторы на борту корабля и одного не досчитался! С тех пор я гораздо внимательнее отношусь к мелочам и деталям.

– После школы не пытался поступать в «столицы»?

– Пытался аж три раза – два раза в Мухинское, один раз в Москву. Не поступил. Там много причин. Обычно педагоги смотрят, насколько поставлена рука, насколько у человека сформировался стиль, и берут тех, которых можно чему-то научить «под себя». А меня переучивать было уже очень сложно. Мне предлагали поступать «по блату», но я отказался. А позже, когда уже окончил здесь худграф, с моими работами человек поступил в высшую академию печати, и потом я помогал ему сдавать сессии.

– Не жалеешь, что не стал живописцем?

– А я не стремился быть живописцем. Мне всегда нравились этикеточки, картиночки, и поступал-то я на модельера. Я даже ради этого пошел учиться на портного и получил второй разряд. И работал в Доме быта и в Доме мод. Но это все было до службы в армии. Тогда моды в России не было. А вообще… Вот хотел я стать модельером, и позже выяснилось, что все модельеры – геи. Выучился на учителя, теперь любого учителя-мужчину записывают в педофилы. Сейчас уже и дизайнеров куда-то туда же «запихивают» – да что ж такое-то… Поэтому я жесткий человек. Приходится рисовать веселые картинки – милые, добрые, радующие взгляд людей, а по жизни я общаюсь с простыми нормальными людьми, которые живут в реальной жизни. То есть я все тот же хулиган с этюдником и совсем не эстет. Да, мне нравится выделяться. Вот год назад отпустил усы, и уверяю тебя – это будет в моде! Уже начинает входить в моду – посмотри на рок-музыкантов.

– К слову, о рок-музыкантах. Было время, когда ты сам серьезно занимался музыкой. Писал песни и даже пытался записывать их с группой.

– Было дело. Но забросил. Просто понял, что есть люди, у которых это лучше получается, у которых идеи интереснее. А вообще «болел» музыкой на протяжении лет пяти, наверное.

Либо вкус, либо деньги

– Что ты думаешь о новых зданиях Петрозаводска?

– Что я могу думать… Архитекторы не виноваты. Я думаю, что изначально эти проекты выглядели абсолютно не так, и я даже об этом знаю, поскольку видел их в 3D. Теперь, когда это уже стоит, получились банальные ангары, основная площадь пустых пространств которых отдается под баннеры. Простая экономия средств, с которой я не раз сталкивался в работе над интерьерами. Огромное здание, которое сейчас строят на пр. Ленина (я его называю «Титаник» посреди Петрозаводска») – это кошмар, конечно. «Шлепнуть» такую громадину прямо в центре города… Строился бы небоскреб из стекла и бетона, я бы еще понимал, а здесь просто ангар из панелей. Такие здания в Питере и Москве стоят только по окраинам.

– Ты – член Союза дизайнеров Карелии. Что думаешь о молодых дизайнерах?

– Я, честно признаться, даже не знаю, существует ли сейчас Союз дизайнеров Карелии. Но да, я был его членом. Что касается молодых дизайнеров, могу сказать, в Петрозаводске очень много действительно талант-

ливой молодежи. Правда, к ним относятся как-то с недоверием, что ли… Но это всегда было и будет, потому что на самом деле наше общество не готово к хорошему дизайну – помимо желания, нужно еще иметь вкус. Если бы оформлением и дизайном занимались люди просто по собственному желанию, вряд ли бы мы восхищались многими вещами. Теми же красивыми машинами – их же делают профессионалы в этой области.

– У нас в Карелии мало людей с хорошим чувством вкуса?

– Мало, а из тех, что есть, практически ни у кого нет материальной возможности реализовать свои замыслы.

– Вкус всегда стоит денег?

– Все относительно. Если говорить о частных интерьерах, то можно, конечно, обойтись меньшими средствами. И все-таки, где-то можно сэкономить, а где-то обязательно нужно вложиться. Ну как мебель может быть дешевой? Ведь интерьер – это мебель! Хорошая качественная мебель и бытовая техника. А стены – они и в Африке стены. Можно их покрасить в белый, можно в зеленый… В квартирных интерьерах я делал всего два проекта. Если честно, мне неинтересно. Не настолько обеспечены наши граждане, чтобы позволить себе хороший качественный интерьер. Обеспеченные же в большинстве случаев страдают отсутствием вкуса. Если говорить об общественных интерьерах, то здесь другая проблема – даже при наличии средств нет смысла вкладывать их в то, что здесь не оценят. Поэтому у нас в городе нет ни одного современного интерьера.

Леонардо да Винчи – эталон творческого человека

– В Петрозаводске есть хоть одна фирма, для которой ты ничего не делал?

– Есть, конечно, – смеется Дудин, – но я просто сам поражаюсь иногда. Помню, иду как-то по проспекту Ленина, смотрю на вывески и думаю: скоро проспект можно будет назвать «памяти Дудина». Смешно. Но город маленький – что поделать.

– А что тебе сейчас интересно?

– Сейчас я снова учусь. Новая область – тоже дизайн, тоже рисунок, но все по-другому, потому что уже год я занимаюсь оформлением сайтов. Интересно освоить технику работы на планшете так, чтобы я мог уверенно говорить: да, я умею. Сейчас я этого не могу сказать. Что такое год работы, учитывая, что академическим рисунком я занимался уже очень давно, – это требует навыка и привычки даже в обычном карандашном рисунке, не говоря о планшете. Нужно руку набивать.

Сергей показывает первую работу – детский сайт для Грузии. Цветочки, феи, сказочные персонажи – все движется, время суток меняется и так все улыбчиво-волшебно, что совершенно не вяжется с образом Дудина. Ну вот не верится, что всех этих милых феечек с крылышками нарисовал дядька в эпатажных усах. А вообще в Петрозаводске, оказывается, делают сайты не только для стран бывшего СССР, но и для Европы. Спрашиваю: а игру компьютерную сможете? Оказывается, вообще не вопрос – запросто.

– Ты говоришь, что опять приходится самому учиться…

– Так и есть. Когда окончил худграф, проходил практику, и мне, кстати, понравилось преподавать. Но это были 90-е годы, надо было деньги зарабатывать. И как раз тогда только начали появляться первые рекламные агентства. Я попал в «Дока-М», там были 486-й компьютер, табуретка, стол и я, не знающий ни Corel Draw, ни Adobe Photoshop – все методом тыка. Что-то придумывал, рисовал и учился работать на компьютере. Потом первым стал преподавать в Петрозаводске компьютерную графику, и за несколько лет у меня немало выпускников. Преподавать мне нравилось, и нравилось ученикам, потому что я не заумными словами объяснял – когда-то ведь сам всему учился и объяснял так, как сам все осваивал.

– Говорят, художник и дизайнер – разные специальности. Это так?

– Нет. Художник – это творческий человек. Необязательно уметь рисовать, главное – идея. Среди художников есть понятие «рисовальщик» – он умеет рисовать, как фотоаппарат, не вкладывая идеи. Для настоящего творческого человека, для художника – идея первична.

– Ты вообще живописью интересуешься? Или в детстве интересовался? Каких-нибудь художников знаешь, кроме…

– Шишкина и Рембрандта? (Смеется.) Знаю, конечно. Но мой любимый художник – Леонардо да Винчи, потому что он такой фантазер! То есть мне многие художники интересны – Сальвадор Дали, например, и многие мастера академического рисунка, но Леонардо да Винчи для меня – эталон творческого человека.

– На выставки ходишь?

– Честно? Нет. Меня трудно уже чем-то удивить. Тем более для этого существует Интернет. Если мне интересно посмотреть чужие работы, я захожу в Интернет и смотрю. Меня в свое время особенно прибило посещение Эрмитажа. Так придавила вся эта атмосфера… Я подумал, что побывал на каком-то кладбище… Очень много работ, все огромные и нет им конца – будто по свалке бродишь… Тяжело.

– Что непозволительно ни при каких обстоятельствах?

– Обманывать друзей.

– А родителей?

– Можно промолчать – зачем родителей расстраивать? Хотя… я не знаю. Я же тоже первый раз живу. На самом деле обманывать нехорошо, особенно тех людей, которые тебе доверяют и помогают. Я раньше думал, что взрослые люди правы априори. А став взрослым, понял, что они такие же дети и тоже могут ошибаться. Я до сих пор ребенок, если честно.

– Может ли художник просто выполнять определенную работу или должно быть интересно?

– Есть вещи, которые просто нужно выполнять. Можно самовыражаться сколько угодно, но это для себя, в свою копилку – если тебя кто-то заметит, то прославишься, может быть, после смерти с отрезанным ухом. А нужно жить, есть, и одними фантазиями не прожить, по крайней мере, долго. Самый удачный вариант, когда есть люди, которые могут оплачивать не только твой труд, но еще и твое творчество.

Анастасия Вайник

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram