Личный опыт

«Если кто-то вам скажет, что вы хороши, не бейте его в лицо сразу». Мы неделю говорили комплименты незнакомым людям, и вот к чему это привело

Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда комплимент от незнакомого человека поднимал настроение и заряжал энергией на весь день? Согласитесь, очень приятно, когда вас хвалят. Особенно когда хвалят за дело. И самому потом хочется говорить людям приятности. Наша редакция решила запустить этот «бумеранг добра» — мы целую неделю говорили комплименты незнакомым людям и вот что из этого вышло. 

Ксюша: «Я думала, что это будет простой и легкий эксперимент»

— Я думала, что это будет простой и приятный эксперимент, потому что я давно хотела попробовать что-то подобное. Но все оказалось сложнее, чем я представляла. Легко делать комплименты от души, ну или хотя бы когда ты знаешь человека и знаешь, что ему сказать, чтобы было приятно. А незнакомым нужно придумывать. В первый день эксперимента рано утром я ехала в лифте, и зашла женщина с собакой. Мне пришлось начать лихорадочно хвалить ее собаку, потому что как-то странно было бы делать комплимент ее внешности. На удивление, это сработало. И пока мы спускались на первый этаж, у нас получился милый «смолл-ток» в лучших американских традициях. Тем более что у меня тоже есть собака и нам было что обсудить. Следующим незнакомым человеком на моем пути оказалась сотрудница туристического агентства. Хвалить ее внешность тоже было глуповато (у нее был очень красивый маникюр, поэтому я собиралась сделать комплимент по этому поводу, но потом передумала), а больше ничего в голову не приходило. В итоге решила расспросить ее о всяких сувенирах в кабинете, похвалить их (они реально были прикольные), и опять же у нас получилась милая беседа. Дальше с комплиментами как-то не складывалось, зато с беседами неожиданно удачно начало получаться. Так, я мило поболтала с сотрудницей заправки, с администратором моего фитнес-клуба и еще с парой людей. Раньше я с каменным лицом прибегала, получала от них то, что мне надо, и убегала. Но, как оказалось, если перекинуться парой фраз, то и тебе приятнее, и люди становятся улыбчивее и отзывчивее. Пожалуй, именно этот прием возьму на вооружение. Ну а комплименты — это уже тяжелая артиллерия, следующий этап. Хвалить надо тоже уметь.

Алла: «С нашими людьми не все так просто»

— В первые дня два-три было очень сложно. Я человек, которому не доставляет труда заговорить с незнакомцем (знаю, что у очень многих такая проблема есть, у некоторых аж паника начинается). И, казалось бы, задание должно было пройти для меня легко. Но с нашими людьми все не так просто. У абсолютного большинства такие угрюмые лица, что если даже ты и собрался сказать им что-то приятное, просто ком в горле стоит. Да и что сказать, например, водителю маршрутки? У вас такие сильные руки? Ага, смешно. Поэтому начинала я с простых и неагрессивных, если можно так выразиться, фраз: «Доброго (удачного, приятного) дня», «Хорошего настроения» и так далее. Но даже на этом этапе «выхлоп» был сомнительный: в большинстве случаев объекты проявления моей вежливости просто хлопали глазами, не зная, что ответить. И все они были, подчеркиваю, работниками сервиса. Сферы, где с людьми вести себя максимально вежливо — это норма. Не говоря уже о том, чтобы хотя бы сказать «спасибо» на добрый порыв другого человека. Ну, ближе к делу. Из явных комплиментов: я похвалила маникюр кассирши в одном из «Магнитов» Кондопоги (девушка сначала непонимающе на меня посмотрела, все ещё не расжимая челюсти, а потом очень неловко засмеялась, кое-как выдавив "спасибо); сделала комплимент блестящей шерсти собаке грибников, повстречавшихся мне в лесу (собака и вправду была хороша, а люди не только поблагодарили, но и принялись рассказывать, какая псина еще и сообразительная).

Самое главное усилие над собой я сделала в автобусе, после того как услышала, что соседка по креслу долго разговаривает по телефону с мамой ребёнка, у которого она, судя по всему, работает воспитателем в детском саду. Женщина деликатно и очень подробно рассказывала родительнице, что её мальчик стесняется общаться с другими ребятами и что у него есть определённые особенности поведения (конечно, меня немного резануло, что этот разговор она затеяла в маршрутке, но больно уж она выглядела заинтересованной, и меня это подкупило). Когда она закончила, я извинилась и спросила, в каком детском саду она работает — мол, редко когда встретишь такого «включенного в проблему» специалиста. Она засмущалась, поблагодарила и рассказала, что работает в группе для детей с особенностями развития речи. А потом добавила, что детишки в таких группах зачастую «трудные» и она надеется, что мне никогда не придётся обращаться за услугами к ней. В целом в том, чтобы говорить людям приятное, нет никакой проблемы, и нужно почаще проводить такие эксперименты — это, в первую очередь, идёт на пользу тебе самому

Юля: «Люди, которых можно было похвалить, исчезли»

— Это вам сейчас кажется, что делать комплименты незнакомым людям – проще простого. Вы попробуйте. Про эксперимент я помнила каждый день. Но ровно в тот момент, когда он стартовал, резко исчезли люди, которых хоть за что-то можно было похвалить. В маршрутке мне нахамили, прохожие были из недельного запоя, соседи сверху в четвертый раз залили мою квартиру. Как прикажете с ними разговаривать? «Вы сволочи, каких поискать, почините трубы, [нехорошие люди]! И кстати, у вас милый ремонт!» В результате я похвалила кассиршу в магазине: «У вас красивый маникюр!» «Спасибо», — смутилась кассирша и почему-то стала прятать руки. Парню, заходившему мимо в подъезд, я сказала: «Клевая футболка». Он пожал плечами и ответил: «Бывает». Отсюда делаю пару выводов: видеть в людях хорошее – трудный, но необходимый навык, его нужно в себе развивать. И надо уметь благодарить за похвалу. Если кто-то вам скажет, что вы хороши, не бейте его в лицо сразу. А то хочешь человеку что-то доброе сказать, а он на тебя так глянет, что страшно становится. Реально очень советую попробовать эксперимент с комплиментами недельку – узнаете много нового о людях и о себе.

Маша: «Хвалить за внешность не хотелось»

— Идея эксперимента мне очень понравилась. Я помню, как во время путешествия по Америке меня поражало, как абсолютно незнакомые люди могут спокойно общаться в автобусе или магазине. Всегда улыбки и комплименты. Вроде бы ничего сложного, а настроение заметно улучшает. В первый день по дороге на работу я заметила молодого человека, который раздавал листовки и пританцовывал. Причем делал это так бодро, что я невольно начала улыбаться. Я взяла листовку и похвалила его танец, но он, кажется, меня не услышал из-за наушников. Ну, по крайней мере, я попыталась. Потом я стала смотреть по сторонам и искать, кого бы можно было похвалить. Это оказалось очень непростым занятием, а хвалить за внешность не хотелось. Поэтому продавцам я просто улыбалась и благодарила. Некоторые улыбались в ответ, а выражение лиц других никак не менялись. «Эпик фейл» случился, когда я спонтанно решила похвалить продавщицу за прическу. В ответ она нахмурилась и ничего не ответила. В конце эксперимента у меня сложилось мнение, что искренние комплименты получится сказать только близким людям. Остальные их просто не поймут.

Таня: «Мне самой приятно говорить теплые слова»

— Наш фотограф Лиля в свое время решила делать комплименты людям на улице с помощью визиток или карточек: она печатала приятные лиричные фразы-комплименты и раздавала тем, кто казался ей приятным. Люди сильно смущались, но были очень рады. К этому ее сподвигли как раз комплименты от незнакомцев на улице. Такие слова могли сделать ее день. Ей самой было радостно и приятно, когда она раздавала людям эти карточки. Но меньше смущаться в целом она не стала. Я делаю комплименты людям, к которым подхожу на улице с вопросами для наших рубрик. Это происходит искренне и от души. Мне самой приятно говорить теплые слова. Люди и правда очень смущаются, но тут же будто вспоминают, что они и правда хороши, от этого начинают улыбаться и становятся еще привлекательнее, чем были. Вне работы такие вещи проворачивать сложно: мне кажется, многие из нас выглядят на улице очень закрытыми и сосредоточенными, для эксперимента приходилось реально искать повод и обстоятельства, чтобы сказать что-то приятное. Мне помогла работа, но как выкручивалась остальная редакция?

Советы для тех, кто хочет попробовать говорить комплименты

Некоторые думают, что сгодится любой комплимент. Это не так. Важно, чтобы он прозвучал искренне. И уместно. Если вы на деловой встрече, то можно похвалить идеи и предложения собеседника, манеру речи, полезную информацию. Это будет куда лучше, чем хвалить галстук или часы вашего нового знакомого. Комплимент лучше подать в форме вопроса: «Как вам удаётся так хорошо?» — это даст человеку возможность не только вежливо поблагодарить вас, но и рассказать что-то интересное. Друзьям и знакомым лучше делать более личные комплименты.  Тут можно похвалить и одежду, и прическу, и блюдо, которое они приготовили на ужин. Главное — быть искренним и конкретным. Формальные «ты молодец» слышать может быть обидно.

Срочные новости в нашем Telegram