Личный опыт

«И официантками называют, и обслугой». Стюардесса рассказала о сексе в туалете, требованиях к внешнему виду и отвратительных пассажирах

Бортпроводник —  одна из самых романтичных профессий, вокруг неё ходит немало мифов. Правда ли, что на работу берут только избранных, кто такие «гоблины под бортом» и о чём не говорят в новостях. Стюардесса ответила на часто задаваемые вопросы и рассказала о нюансах своей работы.

Как стать стюардессой

Попала на работу, как и все — прошла собеседование, фотоотбор, медкомиссию, 3 месяца учебы и стажерские полеты (сейчас их отменили), 30 часов в реальных условиях полёта. Но ко всему этому пришла совершенно случайно. К окончанию учебы в вузе поняла, что по специальности не смогу устроиться. И мне предложили отправить своё резюме в авиакомпанию. Тогда я это серьёзно не воспринимала, пошла просто ради интереса. А все растянулось на годы. Стаж достаточный.

Стюардессой в России может стать гражданин РФ или РБ старше 18 лет, успешно прошедший ВЛЭК сразу после окончания школы или колледжа. Не проходит ВЛЭК только мертвый. И бедный. Именно на медкомиссии многих разворачивают, поэтому это основные требования.

Отбирают, в первую очередь, чтобы лицо было «приятным», дружелюбным (не знаю, как это ещё назвать). Главное, чтобы не было каких-то сильно заметных дефектов — косоглазие, шрамы, пятна. А косметикой уж все остальное можно нарисовать. Для нас она обязательна. Главное очаровать комиссию. Я до сих пор удивляюсь, как я проскочила.

Что нужно знать и уметь

Нужно просто человеческое терпение. На каждые пассажирские реплики у нас прописаны варианты ответов — на русском и английском. Мы обязаны их знать как Отче наш. Со временем уже входит в привычку отвечать на автомате. Привыкаешь ко всему, но в первую очередь выучиваешь правило: что было на самолете — остаётся на самолете.

Нас учат, что команды по эвакуации мы должны чеканить, даже если разбудить нас посреди ночи. Может, и рассказывала что-то. Единственное, что помню (со слов молодого человека), как разбудила его своей нечленораздельной речью. На вопрос, что случилось, ответила: «Они ломятся в иллюминаторы! — Кто они? — Как кто? Бортпроводники!» И дальше уснула.

Каждый год проходим сертификацию. Раз в два года дополнительно тренировки на воде. Обязательна сдача тестов и отработка в реальных условиях. Это не сложно, если всё знаешь. А если что-то не знаешь, то надолго не задержишься. Плюс постоянно вызывают в службу на технические занятия в течение года, и это нормально.

Вред работы

Что по себе заметила — даже в отпуске не помню дни недели. А со временем из головы многое пропадает — остаётся только руководство бортпроводника и всевозможные изменения в инструкциях. Кислородное голодание сильно сказывается. Пока не нашла решения этому вопросу. А самое распространённое заболевание для нас — тугоухость, многие и списываются по нему. Слух — наше всё. Не зря же нам запрещают летать с даже легким насморком. Одна девочка так долеталась, что на посадке кровь из уха пошла. Есть ещё данные, что уровень радиации значительно высок, но про это не могу точно сказать.

Секс в самолете

На моей памяти, к счастью, не было. Но коллеги рассказывали о подобных случаях. Трудно не заметить, когда двое взрослых людей выходят из туалета взлохмаченные или же пассажиры жалуются на стоны.

Пассажиры

Мы так устроены, что плохие моменты запоминаем лучше. Приятных, благодарных пассажиров процентов 98. Но другие 2 встречаются на твоём рейсе обязательно. Кто-то просто хмурится и делает злобный вид, а кто-то орет и лезет драться. Всякое бывало. Главное — понять, что этот человек такой не просто так, может, случилось у него что. Главное держаться спокойно, к решению всегда можно прийти. Но поначалу действительно хотелось ответить что-то резкое и язвительное, но я и человек не такой, не могу взять и нагрубить. С опытом состояние нирваны приходит, мне кажется, общаясь с обиженными людьми.

И официантками называют, и обслугой — всё равно. Но очень задел один пассажир, который только при высадке заметил, что капитан у нас — женщина (хотя объявления делаются и во время посадки кэпом, и во время полёта) и заявил, что если бы раньше узнал, то снялся бы с рейса, ибо женщина за штурвалом — обезьяна с гранатой. Я пробовала его переубедить, но вот у человека тоже свое устоявшееся время.

В наших обязанностях обеспечить комфорт пассажиров с момента их входа в самолёт и до выхода из него. Есть категории, которым внимания уделяется больше, и мамы с детьми к ним относятся. Сама лично развлекала детей — люди в форме для них как что-то волшебное. И укачивала на руках, и кормила. Тут уж от фантазии зависит. Кто-то может и забить на это, типа «не наши проблемы», но я с таким редко встречалась.

Стандарты внешнего вида

Стандарт есть обязательно. Он прописан в каждой компании и закреплён наглядно. Мы обязаны соблюдать его от и до, ибо за это снижают оценки за внешний вид. Расписано все от головы до ног: длина маникюра, цвет; длина волос, причёска, цвет, макияж вообще в подробностях. Хотя у нас запрещены наращенные ресницы, но многие этим правилом пренебрегают. Несоблюдение чревато снижением оценки за внешность. После этого вызывают в службу и высказывают, какой ты плохой работник. Могут снять надбавки и убрать хорошие рейсы, это как повезёт. А за соблюдение нет ничего. Нам даже за благодарности ничего не дают, зато за жалобу будут песочить всем отделением.

Направления полетов

У нас по России летают только те, кто плохо сдал Английский или «провинился». А остальные 50/50. Но через Атлантику не хочу по своей воле, хоть нас и могут заставлять. Пока верю в байки про вредность отражённого света. Или себя так успокаиваю, потому что страшно большую часть рейса провести над водой.

От земли свет отражается меньше, чем от водной глади. То есть над водой вы в два раза больше облучения получаете, чем при обычном перелете... Это все лётные байки, вроде, даже неподтвержденные. Если пассажир летит трансатлантику, то это одно, а девочки могут пересечь её 6 раз за месяц, 60 за год. Если там и есть что-то, то это вред для нас в первую очередь.

Какие риски

Практически приравниваются к 0. К террористической атаке мы готовы всегда, но когда каждый рейс всё спокойно, привыкаешь к этому состоянию, что ничего не случится. Но бдительность терять нельзя. Курить запрещено, потому что самолет выгорает полностью за 90 секунд.Лучше не допускать таких ситуаций, ибо за ними следует множество последствий, для вас в первую очередь.

Безопасны все самолеты, даже с 30-летним стажем, потому что они постоянно подвергаются техническим осмотрам. А старшие и разборам. Но если выбирать между старым боингом и новым суперджетом, я выберу первое. Просто потому что они уже испытаны временем. Хотя для нас джет очень удобный самолёт. А, там ещё туалеты большие. Я на Aubus‘ах летаю. Планирую переучиваться на Боинги.

Знакомства

Знакомятся часто. И телефончики пихали, и хвастались своими связями, и зазывали на отдых. Но на работе мы работаем в первую очередь. Конечно, за других не берусь отвечать — всё индивидуально. Меня бесполезно приглашать на свидание — молодой человек будет против. Знаю истории, когда молодые люди искали понравившихся стюардесс по лётным группам, поэтому точно могу сказать — если девушка понравилась, подходите сразу! Если симпатия взаимна, сходите на свидание.

Зарплата стюардессы и бонусы для сотрудников

Это конфиденциальная информация. Да и у всех зарплата разная абсолютно. Оклад у меня 10 тысяч. Все остальное — надбавки. И каждый раз я буду получать по-разному, и мои коллеги так же. Зависит от компании. У нас скидка на свои билеты есть, порядка 90%, но называются они «на подсадку», т.е. если есть свободные места в салоне, то полетишь, если нет — жди следующего рейса. Иногда могут посадить на станцию на самолете (где сидят бортпроводники), но это с разрешения бригадира. В дьютике скидки есть. В международных аэропортах тоже. Но в российском аэропорту мы не проходим через него, поэтому купить что-то сложно. В других компаниях, если проходят через аэропорт, то и прикупить что-то можно. Я через других заказываю. Нам запрещено получать подарки и деньги от пассажиров. Хотя какие-то подарки требуют «легализации» от начальства, если они выше определенной суммы. Но этого никто не делает. И все принимают, если есть за что.

Чрезвычайные ситуации на борту

Перед вылетом проводится демонстрация аварийно-спасательного оборудования и инструктаж пассажиров у аварийных выходов. Все они направлены на действия УЖЕ на земле (я не учитываю подготовку к аварийной посадке, это уже немного другое), в воздухе вы в безопасности.

Даже при легкой турбулентности пассажиры начинают паниковать, а ты каждому подходишь и объясняешь природу этого явления. Бывало и молния в крыло попадала, но она проходит сквозь, поэтому заметили только пара человек. Если из последнего, то мы пролетали какой то фронт, видимо недавно появившийся, потому что нам не сообщили о нём, и ещё находясь в салоне, нас с девочкой начало подбрасываться вверх. Пришлось экстренно бежать всех пристёгивать, успокаивать, хотя сами еле передвигались (многие спали — нужно было будить всех), но прозвучала команда капитана занять бортпроводникам свои места, а значит всё совсем плохо. Мы не успели до конца пристегнуть второй салон, кое-как добрались до станций, пассажиры все паниковали, переживали, ждали от нас какой-то реакции, но нужно было ждать. Сама в это время повторяла 30-секундный настрой, но даже меня тогда охватила паника. Уговаривала себя тем, что в небе ничего не может случиться. Потом-то всё, конечно, успокоилось и мы благополучно сели. Это самый большой экшн в моей лётной карьере, к счастью.

Самое «любимое» — это высаживание детей на горшок в проходе самолета или впихивание использованных памперсов в руки при обслуживании питанием. Многих через раз рвёт на самолете — считается ли это конфузом? Ну, туалет и стены были кровью измазан. Ну, описался кто-то в кресле. Некоторые коллег избивают в рейсе, что даже в новостях такое не разглашают. Но зачастую всё обыденно даже.

Роды принимали только на муляже. Это вообще самая редкая ситуация, которая может произойти. Драки были — разнимают обычно рядом сидящие пассажиры, ибо мы не имеем право применять силу. Потом уже разборки, вызов полиции, снятие с борта. Приступы эпилепсии были, потери сознания, температура и прочее. На все есть инструкция и порядок действия. Но врач всегда вызывается сразу из числа пассажиров при малейшем ухудшении состояния.

Профессиональный юмор

Это будет грубо звучать, но шутка одной стюардессы переросла в притчу во языцех. «Гоблины под бортом» значит, пассажиров привезли. Или пасахеросами называют. А так, больше над собой смеются. Ибо после тяжелого рейса только и остаётся, что смеяться то ли от горя, то ли от радости.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram